Евгений МАРЧУК: «Мои первые указы будут кадровыми»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990929/4179-4-1_0.jpg)
25 сентября состоялся Учредительный съезд Лиги молодежи Социал-демократического союза, в работе которого приняли участие представители молодежных объединений из семнадцати областей Украины, а также Крыма и Киева. Делегаты съезда Лиги приняли заявление о поддержке наиболее влиятельного политического объединения — «Каневского союза» и заявили о намерении поддерживать на выборах-99 кандидата Евгения Марчука.
Сам Евгений Кириллович в своем выступлении на съезде высказал свое видение развития молодежной политики с точки зрения будущего президента, а также ответил на вопросы делегатов.
— Евгений Кириллович, каково ваше отношение к демаршу депутата Бродского? Его конфликт с руховцем Кендзьором — эпатаж или провокация?
— Форму протеста, избранную Михаилом Бродским, я считаю недопустимой, он проявил политическую близорукость, не учитывая того, что запущена машина для дискредитации парламента. Вы же видели, с каким смакованием потом все это показывали. Его столкновение с членом Руха спровоцировало в дальнейшем законодательный кризис, выразившийся в отказе ряда фракций участвовать в работе ВР. В данном случае оппозиционер Бродский помог своим политическим конкурентам продолжить «охаивание» ВР и сформировать негативное отношение общества к законодательному органу. Политические последствия этого демарша уже проявились: так, Л.Кучма заявил, что политикам необходимо проходить тест на психическое здоровье, иными словами, дал понять, что парламентарии психически неустойчивые люди и вряд ли им можно доверять судьбу страны.
— А как вы относитесь к распространенной в последнее время информации о том, что готовится покушение на лидера группы «Антимафия»? Есть ли механизм защиты для Григория Омельченко?
— Данные о покушении были получены, это не выдумка: Омельченко неудобен властям. Но если что-то произойдет с Григорием Емельяновичем, адрес будет один. Поэтому, я думаю, сейчас многие заинтересованы в обратном — чтобы с Г.Омельченко ничего не случилось: слишком очевиден будет заказчик. Г.Омельченко смелый человек, смелый как мужчина и как политик. И хотя его часто упрекают в том, что он не довел ни одного дела до конца, это не более чем попытка сместить акценты: депутат не должен брать на себя функции судебной и прокурорской власти.
Я считаю, что тема последних запросов, то есть «дело Волкова» и «дело Пинчука», свидетельствует о том, что Григорий Омельченко и Анатолий Ермак очень последовательные политики. К их чести могу сказать — они очень самостоятельны. Повлиять на Омельченко практически невозможно: это упрямый в хорошем смысле слова человек. Настойчивость его основана на владении серьезными аргументами и информацией, поскольку депутат имеет серьезную репутацию среди правоохранительных органов Запада.
— В случае избрания вас президентом, каковы будут ваши первые шаги на этом посту?
— Одним из первых выйдет указ о борьбе с оргпреступностью. Потому что в данном случае следует, образно говоря, не агитировать, чтобы улица была чистая, а брать метлу и выметать. Достаточно у Президента сегодня полномочий для того, чтобы начать разгром мафиозных кланов Украины, которые заблокировали экономические реформы. С преступностью нужно бороться постоянно, но речь будет идти о другом — не о рутинной борьбе с криминалом, а о немедленной нейтрализации десятка мафиозных кланов, которые в стране все прибрали к рукам. Поэтому первоочередные указы (а их около 800) будут прежде всего кадровыми. Скажу сразу, придя к власти, мы не будем разрушать все «до основания», а намерены сотрудничать с теми, кто сегодня работает в системе исполнительной власти, но не запятнал себя взяточничеством. Нам нужны профессионалы. Но в основном придут, конечно, новые люди, которые будут заранее подготовлены для этой работы, хотя бы за месяц узнают о своих перспективах.
Я видел, что делалось после победы на президентских выборах в 1994 году: по полгода ходили один за другим и спрашивали: что делать? Сейчас этого просто не может быть, потому что радость победы в первый же день придется делить с ответственностью. Новый глава державы получит в «наследство» разгромленную экономику. Поэтому необходимо уже 3-4 ноября сформировать всю исполнительную вертикаль. На 10-й день — отчет правительства в открытом режиме…
— Евгений Кириллович, а где вы возьмете столько профессионалов, чтобы «укомплектовать» весь правительственный этаж?
— У нас нет проблемы кадров, у нас есть проблема кадровой политики. Сегодня, например, накоплен интеллектуальный молодежный потенциал, но ему не дают раскрыться, «загоняя» в тень.
Я это говорю, зная тысячи людей новой формации, которых не пускают в политику, тем более не пускают в АП. Тысячи профессионалов готовы немедленно начать работать как в государственном, так и в частном секторе. Но если и дальше будет сохраняться ситуация, при которой полсотни одних и тех же государственных деятелей переставляют с места на место в правительственной обойме, ничего не изменится. Я очень хорошо знаю, что такое сегодня исполнительная власть — бесконтрольная, коррумпированная, непрофессиональная. О каком же профессионализме может идти речь, если правители не могут спрогнозировать гигантские удары по экономике летом, я уже не говорю о повальном обвале гривни на глазах у всех? Стремительный подъем цен на нефтепродукты довел «до ручки» то живое, что было у нас в АПК. Ко мне обращались председатели мощных КСП после того, как литр солярки стоил 6 кг пшеницы, они сказали мне: все, мы уже исчерпались, мы банкроты на полтора года вперед. Поэтому контроль за исполнительной властью является одним из основных элементов обновления и возрождения репутации страны.
Приведу еще один пример: инвестиции в Украину идут медленно. За восемь лет независимости — 2,8 млрд. долларов, в то время как Польша, Венгрия, Чехия получают от 10 до 20 млрд. в год. Но серьезные инвестиции к нам и не придут, пока в Украине будет коррумпированная власть.
— Г-н Марчук, сегодня много говорится о российских сценариях, о помощи российских консультантов, а сами вы в своей предвыборной кампании рассчитываете на иностранную помощь, в том числе и российскую?
— Я встречался со многими российскими политиками и готов встречаться с другими, если такие контакты принесут пользу Украине. Это тоже заимствованная идеологема: ой как страшно, оппозиционный кандидат общается с Лужковым и Затулиным, значит, конец суверенитету Украины. А когда приезжал сюда коммунист Строев, разве Президент его не принимал? Я, например, знаю, что встреча президентов без галстуков вносит позитив в психологическую атмосферу. Но я знаю и то, что после таких встреч начиналась торговая война Украины и России...
Правда, я уверен, что шантажировать избирателей угрозой потери независимости не выйдет. Никто из политиков не повернет Украину вспять: народ им просто этого не позволит.
— Какой вы видите налоговую реформу?
— Я считаю, что Президент не сможет единолично реформировать налоговую систему, поэтому должен любой ценой наладить сотрудничество с парламентом. Но это должны быть не дружеские, а именно рабочие отношения с ВР с целью осуществить революцию в налоговой политике. Современный налоговый кодекс несовершенен, у нас высокие налоги и абсолютно разваленная социальная сфера, отсутствует возможность аккумуляции средств для доступа к кредитам. Иными словами, нам следует выйти на тот уровень, когда сумма всех налогов будет, грубо говоря, равняться 40—45%. Конечно, возникает вопрос: не утратим ли мы доходную часть бюджета? Но если перекрыть все пути разбазаривания средств на общегосударственном уровне, то произойдет своеобразная взаимокомпенсация.
И второе, не менее важное, дело: следует привести в чувство все проверяющие налоговые структуры, которые превращены сегодня в механизм политического террора. Налоговики вовлечены в политическую борьбу, в разрушение многих предпринимательских структур, что причиняет колоссальный моральный и финансовый ущерб предпринимателям. В результате растет безработица, уменьшаются отчисления в Чернобыльский и Пенсионный фонды, но самое существенное — блокируется укрепление базы среднего класса, той политической платформы, того позвоночника, который удерживает политическую систему страны от потрясений.
— Что вы можете сделать как президент для меня, для молодого предпринимателя?
— Первое. Вы получите надежную «крышу» не от рэкета, а от меня, как от президента. Второе. Налоговая служба должна быть компетентной и строгой, но не должна терзать предпринимателя. Если в результате комплексной проверки все «чисто» — нечего трогать фирму лет пять, как, например, в США. Там этот период 7 лет. Но если нарушил — наказание жесточайшее. О льготах: они должны стимулировать экономику. У нас же огромные льготы имеют пять-шесть фирм и лиц, вращающихся в верхах. На этом государство теряет очень много: только на освобождении вино- водочных и табачных изделий от акцизов — более 1 млрд. гривен. Я считаю, льготы по налогу можно дать, например, предприятию небольшому, даже до 10 тыс. работающих, где 40% — молодежь, и оно расширяется. Или же, если предприниматель создает рабочие места для матерей с малышами на неполный рабочий день. Сейчас же в государстве экономический беспредел. Поэтому, если коротко, то, что я сделаю для вас: наведу порядок в налоговой власти.
Выпуск газеты №:
№179, (1999)Section
Подробности