Евгений Марчук опроверг мнение о «местечковости» украинских политиков
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990126/413-9_0.jpg)
Счастливые обладатели персональных компьютеров могут пропустить следующий абзац, а для остальных сограждан сделаю необходимые пояснения.
Любой желающий мог со своего компьютера через Интернет в режиме онлайн (то бишь в режиме диалога) задать Евгению Марчуку вопрос и получить ответ. Другие, не менее заинтересованные, но более ленивые, могли просто наблюдать за ходом конференции на экранах своих персоналок. Правда, не все смогли получить ответы именно в режиме диалога, поскольку пришло столько вопросов, что чисто по временным рамкам Марчук не смог ответить на все в ходе пресс-конференции, хотя пообещал, что обязательно сделает это позднее (желающих отсылаю на его web-страничку: www.marchuk.kiev.ua).
В официальных СМИ люди зачастую боятся не то что критиковать действия власти, но даже задавать «неудобные вопросы». Интернет в режиме онлайн в полной мере предоставляет такую возможность. Естественно, возможность далеко не для всех политиков удобную, потому что спросить могут о чем угодно, и никуда не денешься — будь любезен отвечать.
Оставим в стороне неизбежную политическую подоплеку, связанную с тем, что в Интерент-конференции участвовал не просто политик, а один из основных кандидатов на пост президента.
Даже журналистам, не говоря об остальных гражданах, нечасто выпадает шанс вблизи понаблюдать за политиками. Чем мы, журналисты из 14 информационных агентств и газет, с удовольствием и занялись, оккупировав диваны и кресла в зале, где проводилась эта самая Интернет-конференция.
17.30. Марчук занял свое место за компьютером, директор агентства «Украина Онлайн» г-н Шапошник произнес короткое вступительное слово. Поехали. Поймал себя на мысли, что «вживую» наблюдать гораздо интереснее, чем на экране телевидения, где даже после наведения телевизионного глянца многие наши политики выглядят как роботы, не способные без бумажки произнести ни одного слова.
Странно, что Марчук без помощников. Я ожидал, что за его спиной будет как минимум человек пять, подсказывающих, уточняющих и моментально предоставляющих справки в случае необходимости.
17.31. Персонал «Украина Онлайн» сообщает статистику конференции: поступает больше одного вопроса в секунду. Интересно, выдержат ли их каналы такую нагрузку? Во всяком случае паники на их лицах не видно. За вопросами и ответами можно наблюдать на мониторах в другой комнате, кроме того, они дублируются для присутствующих голосом.
17.40. Пришел вопрос: «У Интерент-интервью есть одна проблема. Бывают ситуации, когда на самом деле вместо интервьюируемого оказывается совсем другой человек. Я не прошу подтверждения, но многие не верят же». Вот она, наша родная, годами воспитываемая уверенность в том, что украинские политики дурят народ почем зря и без бумажки не способны к прямому общению. Причем ведь скептиков не убедит и присутствие журналистов (кстати, к вопросу о доверии народа к СМИ)! Единственное, что действительно убеждает, так это установленная в зале цифровая камера, которая раз в 20 секунд передает изображение Марчука на все компьютеры, участвующие в конференции.
18.10. Ельцин за 40 минут своей Интернет-конференции ответил на 14 вопросов, Марчук за то же время — почти на 40. Работает в достаточно жестком режиме «вопрос—ответ» без перерывов и при этом успевает давать краткие комментарии. Выглядит таким же свежим, как и в начале.
18.25. На вопросы из США Марчук отвечает по-английски, из Германии — по-немецки. Испытываю жгучее чувство зависти, права была моя англичанка, когда вдалбливала в мою непутевую голову: «Учи английский!»
18.29. Из вечной журналистской недоверчивости (а вдруг все-таки вопросы где-нибудь предварительно фильтруются или вообще были заранее заготовлены?) решил убедиться лично. С компьютера в соседней комнате набрал и отправил свой вопрос. Потом в общем зале с удовольствием наблюдал, как он поступил на монитор к Марчуку, и увидел, как он на него отвечает. (Не знаю мнение Евгения Кирилловича, но я считаю свой вопрос самым лучшим! Впрочем, присутствовавшие коллеги-журналисты высказали совершенно противоположное мнение. Утешаю себя, что это они от зависти.)
18.35. Начинаю потихоньку одуревать от усталости. Налицо все признаки: чашку за чашкой пью кофе и испытываю неистребимое желание покурить. По заранее оглашенному расписанию Марчук после конференции отправляется на какое-то мероприятие в Дом учителя. Нет уж, дудки, да простит меня главный редактор, но я туда не поеду! Все-таки пятница, вечер, конец недели.
18.45. Все! За 1 час 45 минут Евгений Марчук ответил на 90 вопросов. 22000 человек непосредственно следили за ходом конференции, а всего с ней ознакомились 50000 человек со всего мира.
Ну а мне еще надо успеть выполнить задание редакции и взять у Марчука короткое интервью. Терзают смутные подозрения: а не пошлет ли он меня (после более чем полутора часов общения с гражданами Интернета) на свою web-страницу. Там этих вопросов и ответов на 10 статей хватит. Слава Богу, Марчук соглашается на блиц-интервью, и, судя по радостным лицам коллег, понимаю, что не у меня одного было такое же задание.
Корр. «Дня»: — Евгений Кириллович, уже в первом ответе на Интернет-конференции вы сказали о том, что Интернет — это самый страшный враг не только цензуры, но и самоцензуры. Конференция закончилась. Ваше мнение: насколько наше общество сумело преодолеть самоцензуру?
Евгений Марчук: — Думаю, что пока еще она не преодолена. Нам всем, я имею в виду и политиков, и журналистов (может быть, в несколько в меньшей степени), еще нужно время, чтобы избавиться от инерции прошлого. Свобода слова — это тоже сложное испытание и для политиков, и для журналистов.
Корр. «Дня»: — Сейчас уже ни для кого уже не является секретом, что в администрации Президента существует жесточайшая конкуренция за то, кто и в каком виде доложит Президенту о событиях в стране.
Будете ли вы в случае вашей победы на президентских выборах продолжать практику открытого общения с народом по Интернету?
Е.М.: — Есть отработанные практикой технологии информирования Президента и высших должностных лиц. Известно, что губительным является один канал получения информации. Нужно иметь как минимум три независимых канала: как по внутренней, так и по внешней политике и, конечно же, надо общаться напрямую с людьми. Но поскольку Президент ограничен определенным протоколом, охраной и т.д., поскольку любую встречу Президенту готовят определенные люди, которые могут скорректировать его посещения, встречи, самая лучшая форма — садиться за компьютер и общаться с миром по Интернету: «Пожалуйста, г-н Президент, выслушивайте все вопросы напрямую!»
P.S. Евгения Марчука упрекают в том, что он очень редко появляется на экранах телевидения. Наверное, все-таки упрек не по адресу, ведь ни один из ТВ-каналов не показал даже короткий репортаж о его Интернет-конференции. А жаль. Если бы вы увидели его в прямом эфире, то, я думаю, согласились бы с главным моим впечатлением: Евгений Марчук опроверг мнение о «местечковости» украинских политиков. Кстати, присутствовавшим на встрече журналистам была вручена дискета с записью конференции. Редакция намерена опубликовать наиболее интересные места из этого диалога.
Выпуск газеты №:
№13, (1999)Section
Подробности