«Евромания»
Правила и риски замены двенадцати валют на одну![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010922/4171-4-1_0.jpg)
Полная замена одной, находящейся в обращении валюты, на другую бывает редко. Когда это происходит, возникают колоссальные проблемы, связанные с координацией экономики и сотрудничеством со стороны населения. Ожидающееся в начале 2002 года введение банкнот и монет евро — событие уникальное как по новизне, так и по сложности. Будет заменена не одна, а одновременно 12 валют, и произойдёт это в экономической системе, охватывающей более 300 миллионов человек. Каким же образом можно гарантировать успех этого беспрецедентного проекта, и что для этого потребуется?
Если рассуждать на самом простом уровне, то для введения наличных денег евро нужно, чтобы к 1 января 2002 года они имелись в достаточном количестве — начальный запас должен составлять около 14,5 миллиарда банкнот общей стоимостью около 642 миллиарда евро. На ранней стадии в подготовительном процессе должны вплотную участвовать банки, компании, ведущие операции с ценными бумагами, предприятия розничной торговли и индустрия торговых и игровых автоматов. Весь процесс должен сопровождаться кампанией, направленной на информирование широкой публики и подготовку профессионалов, работающих с наличностью. Наконец, необходим ряд законодательных и организационных мер, чтобы обеспечить как успешную замену наличной валюты, так и беспрепятственное обращение банкнот евро в будущем.
Чтобы дать каждой из заинтересованных сторон достаточно времени на подготовку, материально-технические вопросы, связанные с введением банкнот и монет евро, были разработаны задолго до этого события, причём Европейский центральный банк (ECB) сосредоточил своё внимание на своевременном производстве банкнот и технической организации перехода на новую валюту. Проводившиеся в течение второй половины 1999 года интенсивные обсуждения с участием Совета ECOFIN (в состав которого входят министры финансов стран Европейского Союза), национальных центральных банков и ECB привели к достижению согласия в отношении следующих целей:
— государства, входящие в зону евро, будут стремиться обеспечить возможность того, чтобы не более чем через две недели после 1 января 2002 года основную массу операций с наличностью можно было осуществлять в евро;
— период изъятия старых банкнот и монет будет продолжаться от четырёх недель до двух месяцев; государства-участники должны также позаботиться об упрощённой процедуре обмена старых банкнот и монет по истечении этого срока;
— финансовые учреждения, компании, занимающиеся перевозкой наличности, и учреждения розничной торговли получат заблаговременно, до 1 января 2002 года, большой запас банкнот евро, чтобы в течение первых нескольких дней года в обращении оказалось достаточное количество наличности;
— чтобы помочь гражданам привыкнуть к новым монетам и упростить обмен, государства-участники по требованию предоставят населению — в особенности уязвимым слоям населения — возможность приобрести монеты в ограниченном количестве, но не ранее второй половины декабря 2001 года. Однако, как объясняется далее, население не будет снабжаться банкнотами евро до 1 января 2002 года.
Следуя соглашению, достигнутому по этим вопросам, правление ECB установило общие правила, регулирующие предварительное снабжение финансовых учреждений банкнотами и монетами евро, а также то, каким образом и когда с этих учреждений будет взиматься плата за заблаговременно поставленную валюту и в порядке компенсации за риски, связанные с этими операциями. Эти общие правила впоследствии дорабатывались на национальном уровне с учётом местных условий.
Принимая во внимание чрезвычайную важность предварительной поставки банкнот и монет евро в кредитные учреждения, правление установило в качестве даты начала этой операции 1 сентября 2001 года, с тем чтобы переход на новую валюту протекал гладко. Параллельно этому кредитные учреждения будут, в свою очередь, заблаговременно снабжать целевые группы (такие, как учреждения розничной торговли и индустрию торговых и игровых автоматов). Однако в течение подготовительного периода продолжительностью максимум в четыре месяца, установленного ECB, центральный банк каждой из стран имеет право действовать по своему усмотрению, чтобы удовлетворить потребности по предварительной поставке новой валюты — не забывая при этом, что данные действия не должны привести к вводу банкнот и монет евро в обращение до 1 января 2002 года. Это означает, что реальная продолжительность подготовительного периода в разных странах может быть различной для различных целевых групп, и она также может различаться для банкнот и монет.
Начиная со второй половины декабря 2001 года, финансовым учреждениям будет разрешено предварительно снабжать монетами евро широкие слои населения. Однако, как упоминалось выше, ECB запретил предварительное снабжение населения банкнотами. Различный подход к банкнотам и монетам в последние месяцы привлёк к себе некоторое внимание.
Чтобы понять, чем вызвано решение не снабжать заранее население банкнотами евро, важно осознать, что на практике этот шаг будет невозможно контролировать, а польза от него сомнительна.
Например, кредитные учреждения не справятся с этим, поскольку в течение решающего периода перед январём 2002 года они будут вынуждены выделять немалую долю ресурсов для подготовки к обеспечению потенциального спроса граждан Европы на банкноты евро. Это приведёт к увеличению себестоимости замены валюты, в особенности для кредитных учреждений.
Кроме того, на практике это вряд ли принесёт реальную пользу среднему гражданину. Какая может быть польза от обладания банкнотами, которые всё равно не будут приниматься в качестве платёжного средства до 1 января 2002 года? На самом деле, как мне кажется, существующие для многих граждан Европы ограничения по ликвидности, риск потери, время, потраченное в банке на стояние в очереди, а также возможность возникновения путаницы — всё это на практике будет означать, что затраты значительно превысят потенциальные выгоды.
Более того, приняты меры по урегулированию конкретных проблем, поднятых учреждениями розничной торговли. В числе этих мер — предварительная поставка монет евро населению во второй половине декабря 2001 года, предварительная поставка банкнот и монет евро учреждениям розничной торговли задолго до 1 января 2002 года, распространение банкнот евро, предпочтительно низкого номинала, через банкоматы с первого дня 2002 года, а также перевод большинства банкоматов на новую валюту в течение первой недели 2002 года. Чтобы замена национальных банкнот и монет происходила гладко, без задержек, граждане Европы должны осознать, что, хотя при замене наличности возникнут некоторые неудобства, введение банкнот и монет евро принесёт пользу. Замена 12 валют, находящихся сейчас в обращении, одной единой валютой завершит начатый в 1992 году Маастрихтским договором и продолжавшийся целое десятилетие процесс построения экономического и денежного союза в Европе. Все без исключения граждане Европы смогут принять участие в этом заключительном решающем шаге: успешном введении наличного евро. От этого зависит, будет ли воплощено в жизнь обещание, высказанное в Маастрихтском договоре: будет создан единый и процветающий континент.
Профессор Эугенио Доминго Соланс — член правления и исполнительного совета Европейского центрального банка.
Выпуск газеты №:
№171, (2001)Section
Подробности