Перейти к основному содержанию

Евросоюз: политические издержки расширения

06 февраля, 00:00

До сих пор подходы Италии, Франции и Великобритании к Евросоюзу были совершенно ясны и полностью предсказуемы. Итальянцы безоговорочно и с энтузиазмом поддерживали интеграционный процесс — чем больше, тем лучше. Находясь в сердце Евросоюза, французы наслаждались своим привилегированным положением и настойчиво стремились сохранить свои привилегии, начав с того, что получили выгоды из соглашения по единой сельскохозяйственной политике (CAP). Британцы, тем временем, всегда были классическими «сопротивленцами» — всегда опаздывали, всегда с нежеланием тащились в фарватере у тех, кто шел впереди, и очень редко предлагали что-либо альтернативное. Однако в настоящее время эти стереотипы ломаются.

В Италии правое коалиционное правительство, возглавляемое Сильвио Берлускони, дало крен в сторону противоположную традиционному энтузиазму по поводу единой Европы, вынудив этим Ренато Руггиеро, своего про-европейского министра иностранных дел, уйти в отставку. Во Франции два известных социалиста недавно опубликовали предложения, призывающие пересмотреть сложившийся подход Франции в отношении Евросоюза, включая пересмотр аграрной политики. В Великобритании правительство, скорее всего, почти готово выступить с предложением о создании Европейского Совета Безопасности наподобие Совета Безопасности ООН, который станет контролировать Брюссельские институты и будет возглавляться (ничего удивительного) Великобританией, Францией и Германией.

При поверхностном рассмотрении данные события происходят в отдельных странах и просто совпали по времени. Коалиция Берлускони правого толка зависит от поддержки правых партий, таких, как страдающий ксенофобией Северный Альянс и бывший профашистский Национальный Альянс; поэтому от нее следует ожидать некоторой риторики со скептическим отношением к общей Европе. Во Франции на предстоящих президентских выборах противниками будут социалист премьер-министр Лионель Жоспен и представитель голлистов Жак Ширак; поэтому социалистам срочно нужно обновить свое понимание Европы. В Великобритании идея европейского Совета Безопасности выглядит как повторение традиционных рефлексов: британцам не нравится процесс интеграции в Европе, и они снова воображают, что могут убедить других членов в том, что межправительственная система лучше. Они продолжают утверждать: «Этот спор завершится в нашу пользу.» Но это не так.

При более глубоком рассмотрении эти события тесно связаны друг с другом. Вместе их связывает понимание того, что давнишние, родственные отношения между нынешними членами Евросоюза через несколько лет будут практически полностью разрушены после расширения Евросоюза, в который войдут большинство стран Центральной и Восточной Европы. Нет сомнений в том, что после того, как это случится, нынешние члены понесут убытки по нескольким направлениям:

1. им придется поделиться с новыми членами своими полномочиями принимать политические решения;

2. им придется поделиться своими экономическими преимуществами, в частности:

3. они столкнутся с перспективой значительного перераспределения бюджета от нынешних членов к новым (намного беднейшим) членам. Некоторые традиционные стратегии типа единой сельскохозяйственной политики в условиях расширившегося Евросоюза станут неприемлемыми.

В конечном счете, экономические издержки расширения будут кратковременными и это, главным образом, вопрос восприятия и закрепленных законом имущественных прав. Либерализация, свободная торговля и конкуренция в расширившемся Евросюзе в среднесрочном периоде должны быть выгодны всем, включая нынешних членов. Что касается единой сельскохозяйственной политики, то в своем нынешнем виде она в любом случае неприемлема, независимо от того, будет расширение или не будет. Но в краткосрочном периоде восприятия и имущественные права являются самой злободневной темой политических дебатов.

Политические издержки расширения — совсем другое дело. Независимо от того, как разрезается пирог, политический вес каждого члена неизбежно уменьшится в Евросюзе, состоящем из 25-30 членов, а не из 15; эта потеря политического веса неизбежна, постоянна и носит структурный характер.

Это ставит отдельные проблемы перед Францией и Великобританией, двумя старейшими в Европе странами-нациями, которые до сих пор, хотя прошло уже пятьдесят лет, не полностью приспособились к потере своих империй. Наоборот, обе претендуют выступать на международной арене в роли «великих держав», свидетельством чему в последние месяцы была исходящая из лучших побуждений, но несколько абсурдная активная деятельность Тони Блэра в роли яростного основного помощника Америки в ее войне против терроризма.

Все знают, что для того чтобы расширившийся Евросоюз функционировал эффективно, страны-участники должны не просто сделать уступку и пойти на снижение своего политического веса, им даже следует ускорить этот процесс: больше решений должно приниматься голосованием путем простого большинства, и оно должно легче достигаться. До сих пор Франция и Великобритания отказывались это принять.

Предполагалось, что на состоявшемся год назад саммите в Ницце будет открыта дверь расширению Евросоюза путем реформирования его институтов. Но Франция в одиночку настояла на осуществлении мер, которые бы гарантировали, что принятие решений путем голосования простым большинством было бы более сложным и менее репрезентативным. Это все потому, что Франция требовала, чтобы у нее было столько же голосов в Совете Министров Евросоюза, как у Германии, хотя население Германии на 36% больше.

Недавно европейский комиссар по торговле, француз и социалист Паскаль Лами, выступил с призывом пересмотреть многое из политики Франции в отношении общей Европы. Его основная идея заключается в том, что Франция должна прекратить настаивать на своем равенстве с Германией. Такой поступок был бы фундаментальным, поскольку, если Франция не сможет больше обеспечивать свой политический вес путем максимизации своего положения как «большой страны», ей придется возвратиться к логике, поддерживаемой «малыми» странами: больше голосования путем простого большинства.

И напротив, Великобритания, по-видимому, придерживается стереотипа: не присоединяться, а сражаться. Она также понимает, что расширившийся Евросоюз не сможет работать без большей интеграции. И что же она для этого предлагает? Широкомасштабный возврат к межправительственной системе. Это довольно необычно, но — увы — уж очень предсказуемо.

Иен ДЭВИДСОН, эксперт Европейского центра политики (Брюссель), обозреватель газеты «Файнэншэл Таймс.»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать