Фантомы «прекрасного далека»
Уже весь мир от мифологизации построил стройные философские модели с мобильной трансформацией приспособления к постиндустриальным изменениям.
А нам стоит не пародировать сытого соседа (сколько ни говори на воду, что вино — все равно...), а черпать знания наших философов, хотя бы Григория Сковороды, который своими поступками и диалогами показал живучесть морально-этической концепции «сродного труда». Где принцип «сродности» соответствует высшему, умному, справедливому началу, определяющему смысл человеческого бытия. Где у каждого человека есть наклонность к своему «сродному» делу, «искре Божьей», «сродности» к земледелию, воинству, слесарничанию, торговле и прочему. «Меньшей сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный».
Поэтому очень важно самопознание человека, определение своей роли («сродности»), Божьего назначения (размера сосуда). А иначе можно стать на гибельный путь жажды человека овладеть тем, что ему природа не дала — и жажда богатства, власти, славы, вопреки «сродности», доведет до отчаяния, ожесточения, ступора.
Что мы и наблюдаем: семьдесят лет «фантома самовнушения» «прекрасного далека». А теперь, пренебрегая своим менталитетом, слепо копируем примеры чужой культуры, построенной на других принципах, интересах, целях, нравственности.
Проня Прокоповна не зря стала знаковой фигурой как понимание народом своего назначения и «сродности».
Полуголодная Индия, миллиардный Китай, трудолюбивая Япония даже в периоды изменений оставались и остаются собой — потому что у них выработан свой философский взгляд на мир, и это является залогом существования и нашим главным уроком — сомоуглубления, самоусовершенствования, «сродности».
Юрий СЕМЧУК, историк
Днепропетровск
P.S.: Личное. «Сродность» интеллигенции имеет назначение — своей жизнью воистину подавать пример своему народу, оберегая его от лжепророков. Я участвовал в предвыборной кампании под эгидой «Социального фонда»... Я каюсь. И не потому, что статья Ларисы Ившиной «Тест на наличие народа» («День», №171) или Арсена Зинченко «Фальшивая нота в погоне за орденами» («День», №168) стеганули наотмашь... И не перед журналистами (в нынешние функции), а перед родителями учеников, доверчивыми людьми, которые под агитационную трескотню сбора подписей и раздачи поздравительных открыток Президента могли подумать: «Я этому агитатору доверяю, знаю его достоинства, он «за» Гаранта и я тоже». А потом агитаторы будут удивляться, что голосовали за «своего» кандидата, а электорат, ими сагитированный, — почему-то за Гаранта.
Когда мне предложили читать перед избирателями лекции за большие деньги, хоть я не получил еще отпускных за лето, сказал — «нет»! Зато совесть чиста.
И если каждый будет поступать по совести, то и жить будем по-людски. Это и есть главный урок.
Выпуск газеты №:
№192, (1999)Section
Подробности