Феномен Леонида Кучмы...
Начало на 1-й странице.
ЛЕОНИД КУЧМА КАК ПРЕЗИДЕНТ
Леонид Данилович подтвердил хорошую отечественную традицию заявлять о принципиально важных вещах не в каких-нибудь формальных посланиях к парламенту, а где-нибудь в неформальной обстановке и желательно вообще в провинции. Возможно, это случается потому, что в такие моменты рядом не случается надоедливых имиджмейкеров и советников, а возможно — это такая хитрая тактика. Так или иначе, но в беседе с региональными журналистами Леонид Кучма сказал достаточно для характеристики его как главы государства.
Начнем с заявления, в котором Кучма объявляет себя виновным в том, что парламент, «приняв Конституцию под себя», «обвел его (Президента. — Ред.) вокруг пальца». Это не совсем удачное заявление. Во-первых, получается, что лучше было бы, если бы Конституция была не «под парламент», а «под Президента», что не совсем скромно. Во-вторых, все помнят, что именно из-за давления администрации случилась та самая «конституционная ночь», после которой все стороны были удовлетворены. А в-третьих, выходит совсем плохо, — получается, что для того, чтобы понять, что его обманули, Президенту понадобилось целых два года (вспомним, что до сих пор Президент крайне остро реагировал даже на намеки о ревизии Конституции).
Ошибались те, кто думал, что Президент не любит парламент. Похоже, что он просто искренне недоумевает — зачем он вообще нужен. «Никогда мы не будем иметь успеха, если Президент с правительством будут сами по себе, а парламент — сам по себе», — сказал Леонид Данилович. «Единство ветвей власти» возможно, если все — и парламентское большинство (и соответственно — правительство), и Президент — члены одной партии и выполняют одну программу. Но Кучма не это имеет в виду. Президент, например, вообще против того, чтобы кандидат в Президенты выдвигался от партий. Не хочется думать, что под призывами к единству скрывается желание, чтобы законодатели (и все прочие политики) делали то, что хочет Президент, но похоже, что именно это имеется в виду. Подтверждение тому — следующий пассаж: «Сегодня выгодно практически всем политическим партиям играть на наших трудностях, нашей беде и тыкать пальцем, забывая, в первую очередь показать на себя». Автор никогда не мог понять, как партия, не находящаяся у власти, может на что-то влиять и за что-то отвечать и почему, говоря о трудностях, должна показывать на себя? Единственная цель партий — борьба за власть. Леонид Данилович правильно сказал о «наших» трудностях. Действительно, трудности эти — «их» — Президента и правительства, но никак не оппозиционных партий (а это реально —все партии, не находящиеся у власти, то есть все, кроме НДП). Неприятно? Возможно. Но это — основа основ нормально развивающейся страны: есть ответственные за власть и те, кто хочет заменить их на себя.
И последнее. Зря левые называют Леонида Кучму «демократом» и говорят о том, что он строит капитализм. Вот пример. Объясняя, по его словам, «топтание на месте в проведении экономических реформ», Л.Кучма связал это с «недееспособностью» структуры государственной власти, которая создана по Конституции. Президент также высказал неудовлетворение, что в результате принятия «Конституции одной ночи» парламентские силы взяли на себя всю законодательную инициативу, а ответственность за ситуацию в стране возложена на Президента и правительство — сообщает Интерфакс-Украина. Но то, о чем говорит Кучма называется разделением властей! Почему-то вспоминается формула из Декларации прав человека и гражданина 1789 года. «Без разделения властей нет конституции» или то, что этого принципа не признают левые...
ПРЕЗИДЕНТ ОБНАРОДОВАЛ ТАКТИКУ АДМИНИСТРАЦИИ
Она состоит в следующем. Во-первых, предлагается референдум «по экономическим вопросам, а также отдельным положениям Конституции Украины». Что такое «экономические вопросы» (и как по ним вообще можно проводить референдум) неясно, а среди изменений Конституции предлагается продлить право Президента издавать указы, заканчивающееся в июле, еще на 5 лет. Неясно также, касается ли эта инициатива только права на указы или всех «переходных положений», в которых содержится, к примеру, очень важная для властей (исходя из их практики) статья 13 о порядке ареста и содержания под стражей, прямо противоречащая тому, что сказано по этому же поводу в самой Конституции. Впрочем, так или иначе, но главное не содержание, а форма. Иерархия идей выглядит следующим образом. Главное — сам референдум, прежде всего как отвелекающая трудящихся затея, приподнимающая их в собственных глазах ( в политическом споре стороны обратились к Высшему Судие — народу, причем инициатор этого дела — Президент). Удасться затея — можно заодно попробовать решить «свои вопросы» — продлить право на указы, отменить депутатскую неприкосновенность. Не удасться — тоже хорошо, понятно, кто в этом виноват. Кстати, можно прогнозировать, в случае реализации референдума в том виде, как он задуман, безусловную победу Леонида Даниловича — ментальность наша такова, особенно, когда речь зайдет о чьих-то привилегиях... А вообще — затея абсурдная. Мало того, что свою работу сваливают на налогоплатильщика, ему же, не всегда специально подготовленному, предлагают экономические законы принимать.
В истории с референдумом есть один принципиальнейший поворот — впервые в начавшейся президентской кампании речь зашла о институциональной поддержке нынешнего Президента. То есть от чисто интриганской политики администрация перешла к «законодательной работе». Хотя идея с референдумом — тоже интрига, но это не меняет дело — очевидно недоверие Президента своему окружению (как нынешнему так и любому возможному) и желание помочь себе на уровне Конституции.
Во-вторых, Президент ясно нарисовал свою линию поведения по отношению к закону о выборах Президента. Наиболее важным является тезис о, мягко говоря, неадекватной норме о миллионе подписей, которые должен собрать кандидат в Президенты. Угадайте с трех раз — кто точно соберет этот миллион? Автор может с уверенностью назвать лишь двух кандидатов — Кучму и Симоненко. Таким образом, цель администрации — получить противостояние коммуниста против Президента — может быть достигнута без лишних усилий. Нужно сказать, что «проблему миллиона» недооценивают — автор многократно принимал участие в подобных мероприятиях и со всей ответственностью заявляет — даже если не «ходить по избирателям», а просто заполнять фальшивыми фамилиями подписные листы, необходимы очень и очень большие финансовые и организационные ресурсы, которыми обладают только коммунисты и власть.
Президента многое беспокоит в будущем законе, но есть очевидный пункт, о котором он никогда не договорится с законодателями — о том, кто проводит выборы. Парламент предлагает поручить это советам, Президент говорит об исполнительной власти, заранее обвиняя советы в ...фальсификациях. Таким образом, Кучма уже готов наложить вето на закон о выборах Президента, чтобы максимально оттянуть принятие его окончательной редакции. Единственная разумная тактика всех кандидатов в Президенты — поспособствовать скорейшему принятию закона. Чем раньше это произойдет, тем в большей степени проявится неконструктивная позиция нынешнего Президента и ее цель — любой ценой удержаться у власти.
Выпуск газеты №:
№242, (1998)Section
Подробности