Перейти к основному содержанию

Финишная прямая для Рады

Способны ли народные депутаты перед роспуском изменить правила игры?
19 августа, 10:03
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

У парламентариев остается все меньше времени, чтобы хоть как-то сохранить лицо в статусе действующих народных депутатов. Уже на будущей неделе у Президента появится право распустить Верховную Раду (истекает 30-дневный срок с того момента, как распалась коалиция). Конечно, это не означает, еще Петр Порошенко сразу воспользуется этим правом, тем более, по закону, он еще должен провести консультации с лидерами парламентских фракций. Однако последние заявления политиков и экспертов свидетельствуют — указ гаранта таки не заставит долго ждать.

Главный вопрос сегодня — по каким правилам пройдут внеочередные парламентские выборы и способны ли нынешние депутаты внести изменения в законодательство? Спикер ВР Александр Турчинов уже неоднократно отмечал, что если не будут приняты никакие изменения, выборы пройдут в соответствии со старым законом. Упрямое нежелание большинства депутатов прощаться со своими мандатами лишний раз укрепляет в мысли, что эта Верховная Рада должна уйти в небытие. Вот только сегодняшнее поведение парламентариев демонстрирует, что они делают все, чтобы сразу вернуться из прошлого.

Прошлого, против которого боролся Евромайдан, прошлого, которое в том числе стало причиной сегодняшней войны России против Украины. Как остановить будущий реванш «старых»? Заставит ли их общество все-таки изменить правила игры?

КОММЕНТАРИИ

«ВЛАСТЬ И ОЛИГАРХИ, КОТОРЫЕ ЕЕ КОНТРОЛИРУЮТ, ХОТЯТ СОХРАНИТЬ СИСТЕМУ И СЕБЯ В НЕЙ»

Юрий ДЕРЕВЯНКО, народный депутат Украины:

— Если ожидаемый роспуск ВРУ приходится на День Независимости, то никаких шансов принять изменения к избирательному законодательству нет. Конечно, сейчас есть возможность созвать Раду, но собрать голоса на принятие любого другого избирательного закона ее нет, потому целесообразность этого созыва сомнительна.

Сегодня комплекс противоречий и разных интересов при изменении закона не соответствует интересам каждой отдельной группы или фракции. В связи с этим нет голосов, чтобы любой законопроект принять. Если говорить о принятии открытых избирательных списков, то существующие политические партии и их фракции не заинтересованы в этом. В отмене мажоритарных округов не заинтересованы парламентские группы, например Еремеева, которые в основном состоят из мажоритарщиков и категорически заинтересованы оставить смешанную систему. В снижении проходного барьера до 3% не заинтересован Президент, потому что в парламент могут попасть другие политические силы.

Если же мы говорим об ускорении проведения выборов, то здесь интересы у разных групп и фракций также расходятся. С избирательными блоками такая же история. Но закулисные дискуссии по этому поводу ведутся постоянно с целью найти хоть какое-то понимание, ведь так или иначе нужно вносить изменения в бюджет, чтобы профинансировать выборы.

Президент сейчас заинтересован в том, чтобы как можно быстрее провести выборы, поэтому нет возможности успеть быстро мобилизовать общество, чтобы давить на парламент, который должен проголосовать за пакет необходимых изменений к законодательству. Общество недостаточно понимает разницу между вариантами с избирательным законодательством, чтобы изменить систему и правила, ведь никто не дает доступ к СМИ и телевидению, чтобы знающие люди ему это объяснили.

Поэтому процесс будет двигаться эволюционным путем, ведь власть и олигархи, которые ее контролируют, хотят сохранить систему и себя в ней. Сегодня мы имеем политическую систему, которая не обеспечивает социальные лифты и возможность попадать в парламент тем народным избранникам, которые отстаивали бы интересы рядовых граждан. Чтобы изменить ее, нужен не один закон — это комплексная информационная и законодательная работа.

Может ли парламент обновиться по старым правилам? Если говорить о его очистке от Партии регионов и коммунистов, то он обновится. Естественно, количество людей от этих политических сил будет значительно меньшим. Но если мы говорим о качественных изменениях страны и системы, то этого не произойдет, потому что в парламент придут не представители людей, а защитники интересов олигархов и больших ФПГ, которые соревнуются между собой за влияние.

В нашем сознании изменения произошли очень ускоренно, и мы уже давно прошли тот этап, когда просто не хотим иметь регионалов и коммунистов в парламенте. Мы уже хотим системных изменений и их реализации, а ментально нас будут пытаться задерживать на старом пройденном и переосмысленном этапе. Поэтому представители узких интересов будут апеллировать к тому, что в новом парламенте нет КПУ и Партии регионов, и он якобы существенно отличается от предыдущего. Но изменения сути сегодняшней неэффективной системы не произойдут.

«ЕСЛИ ПРАВИЛА НЕ ИЗМЕНЯТСЯ, ЭТО БУДЕТ УСИЛИВАТЬ НЕДОВОЛЬСТВО В ОБЩЕСТВЕ»

Евгений ГОЛОВАХА, профессор, доктор философских наук, заместитель директора Института социологии НАН Украины:

— Сегодня в обществе есть понимание необходимости качественного изменения системы. Подавляющее большинство людей понимают, что нужно менять состав нынешнего парламента, потому что он не отвечает современным политическим ориентирам и электоральным вкусам. Но другое дело — чтобы это не углубило кризис, учитывая сложности в организации представительства на Донбассе. Донбасс должен быть представлен большинством избирателей, а в современных условиях это вообще невозможно.

Люди также понимают необходимость изменения избирательного законодательства — большинство поддерживает введение открытых списков, по которым люди могут высказаться за каждого кандидата, представляющего партию. Если же эти правила не изменятся, люди поймут, что сознание тех, кто их формально представляет, не отображает необходимости изменений в избирательном законодательстве. Это будет усиливать недовольство, хотя понятно, что главным фактором этого будет война и экономические проблемы.

Военные, вернувшиеся из АТО, — это люди с большим достоинством, потому что они имеют все основания считать себя теми, кто первым вышел поддержать Украину, — будут также недовольны. И это может привести к протестам, а если из них выйдут публичные фигуры, то возможны и серьезные акции. Сегодня все это предусмотреть трудно, ведь никто не знает, когда закончится АТО. К тому же люди понимают, что массовые беспорядки опасны в данный момент. Кроме того, президентские выборы добавили легитимности украинской власти, в том числе на международной арене.

Вообще сегодня мы недооцениваем, насколько психологически трудно обществу воспринимать человеческие потери, ведь от этого возникает большое напряжение в ожидании еще больших потерь. Это не Вторая мировая, где военные возвращаются с победой — это гибридная война, которая имеет сложную структуру и последствия.

«СИСТЕМНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МОГУТ БЫТЬ ПРИНЯТЫ ЛИШЬ В НОВОМ ПАРЛАМЕНТЕ»

Владимир ФЕСЕНКО, политолог:

— Теоретически еще есть время принять изменения к избирательному законодательству — в случае, если будет решение о внеочередном пленарном заседании. Такое уже было — 31 июля. Но принятие нового избирательного законодательства теперь практически невозможно. Поэтому речь скорее всего будет идти о некоторых точечных изменениях: сокращение сроков избирательной кампании, возвращение избирательных блоков, снижение проходного барьера. За отмену мажоритарных округов голосов нет.

В целом, до конца августа пока нет указа о роспуске парламента, еще возможны варианты с внеочередными созывами Верховной Рады для изменения законодательства. К тому же еще нужно найти дополнительные средства на выборы, что также требует внеочередного созыва, и это может решиться в начале сентября. Поэтому возможна попытка внести изменения в избирательное законодательство и найти средства на выборы либо накануне указа о роспуске парламента, либо сразу после этого.

Сейчас системные изменения избирательного законодательства блокируются волей депутатов-мажоритарщиков и представителями старых политических сил. Поэтому они могут быть приняты лишь в новом парламенте.

Но парламент реально обновить и по старым правилам. Более того, изменения будут достаточно существенными. Во-первых, большая вероятность того, по партийным спискам в этом парламенте коммунистов и регионалов либо не будет вообще, либо будет в разы меньше. Также будут отсутствовать люди, связанные с предыдущей властью. Будет много людей, которые не всем нравятся: пройдет много людей от Ляшко, но он во всяком случае был на Майдане и выступал в его поддержку.

Я бы также не преувеличивал значения фактора мажоритарных округов. Более того, по открытым спискам, которые в настоящий момент предлагаются, многие депутаты-мажоритарщики могли бы пройти именно по региональным открытым спискам. Но нужно было объяснить этим депутатам относительно таких их шансов, и это ускорило бы принятие нового избирательного законодательства. В 2012 году проявился эффект, когда по «мажоритарке» было избрано много представителей тогдашней оппозиции. Соответственно, сегодня по этой системе выберут многих представителей Майдана. Минус в том, что опять будет много депутатов-бизнесменов, но они больше не будут решающей силой парламента.

Проход молодых партий в парламент никак не зависит от избирательной системы — это иллюзия, потому что по тем законопроектам, которые были поданы в Раду, результаты выборов определяются не по регионам, а в целом по стране. Еще одна техническая проблема, связанная с применением открытых списков: в условиях, когда выборы не могут состояться в Крыму и есть проблемы с Донбассом, будут существовать сложности с определением результатов выборов по всей стране.

Есть и для молодых партий проблема с проходным барьером — рейтинг абсолютно всех новых избирательных сил — не выше 2%. Например, «Демальянс» с большими трудностями преодолел 3%-й барьер в Киеве. Кроме того, снижение барьера до 3% скорее поможет ПР и коммунистам, чем новым политическим силам.

Скорее всего, мы увидим, что такие партии, как «Батьківщина», используют технологию включения в свои списки новых лидеров Майдана. Юлия Тимошенко может пойти на такой шаг, обновив свою партию именно с привлечением молодых активистов. Но подобное будет и у Порошенко, и в УДАРе, в возможной партии Яценюка и Турчинова, о которой в последнее время ходят слухи. Также много новых, абсолютно неизвестных людей будет в партийном списке Олега Ляшко.

Поэтому будущий парламент существенно обновится в сравнении с нынешним своим составом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать