Футбол и философия
Гол!!! Неземное блаженство или адская боль в зависимости от того, чья команда забила. Как может траектория мяча вызывать столько боли или столько блаженства? Неделями я сижу у телевизора, следя за событиями на чемпионате мира по футболу, в то время как моя жена угрожает мне разводом и другими дисциплинарными мерами. Так в чем же заключается источник этого влечения, этого волшебства?
Мир игры для нас — это вечный Эдем, райский сад. В любой момент можем мы сделать шаг из реального мира в свободу, невинность и блаженство игры. Футбол и Эдем — что общего между ними?
Оба они представляют собой священный мир свободы, порядка, невинности, духовности и справедливости, отгороженный от повседневного мира хаоса, зависимости, несправедливости и чувства вины. Шахматная доска, теннисный корт, футбольное поле: в их пределах мы чувствуем себя свободными, потому что здесь все зависит от нас, и мы не подчиняемся железным законам внешнего мира. И мы чувствуем себя невинными, потому что мир игры — это также мир невинности: Эдем до грехопадения. Здесь мы можем быть по- детски эгоистичными, удовлетворять свою жажду успеха, власти и превосходства — и все это без чувства вины.
В мире игры, свобода, как это ни парадоксально, порождается ограничениями. В футболе, например, основное правило очень простое: мяч должен быть перемещен из центра поля в одни из ворот. Если бы мяч просто катился из центра поля прямо в ворота, путь его перемещения был бы, или казался бы, строго предопределенным, и, следовательно, очень скучным. Для возникновения чувства свободы, правила игры устанавливают препятствия на пути мяча.
С двадцатью двумя игроками, каждый из которых обладает собственной техникой и собственным видением игры, а так же при многократных проявлениях взаимодействия и противоборства число возможных комбинаций увеличивается практически до бесконечности. В такой ситуации для создания настоящего мира счастливых сюрпризов, свободы и блаженства необходим лишь один дополнительный фактор — мяч.
Мячи входят в число самых значительных «источников свободы» в нашей жизни. Мяч является воплощением свободы. Он может отскакивать в любом направлении. Кажется, что он обладает «собственной волей». Это предмет, и, тем не менее, он кажется свободным. Внося в игру фактор случайности и непредсказуемости, мяч преобразовывает ожесточенную и лишенную всякой романтики схватку людей в явление духовности и свободы.
В его легких движениях человеческая воля и случай, кружась и играя, взаимодействуют друг с другом. Мяч летает со счастливой безответственностью вперед и назад, меж человеческой волей и случаем, свободой и ограничениями, успехом и неудачами, надеждами и потерями лишь для того, чтобы в следующее мгновение переметнуться обратно в мир надежд. У него свой мир. Он движется в сфере священного.
Но это священное не существует без земного. Футбольное поле отделено от окружающего мира и противопоставлено ему. Впечатления, переживания и священная церемония остаются неполными, если отсутствует напряжение между зрительскими трибунами и полем. Чистое изумрудное поле и свобода игры должны быть противопоставлены ревущей толпе в темноте трибун, горящим красным факелам и метанием между экстатической радостью и мучительными страданиями.
В повседневной жизни разум и страсти переплетаются друг с другом. Футбол (как и некоторые другие игры) разделяет и противопоставляет друг другу эти две сферы. Все страсти, эмоции и инстинкты приходятся на долю зрителей. Их охватывает гнев и любовь, они взрываются от ярости или восторга и, в конечном счете, достигают катарсиса, если выигрывает их команда, или испытывают адские муки, если победа достается другим. В то же самое время они наблюдают, ощущают, и испытывают свободу аполлонической или платонической духовности игры, идущей на поле.
Да, игроки движутся в мире духовности. Они действуют согласно четким, священным правилам. Во время игры они должны вести себя исключительно как рациональные существа, забыв о повседневных страстях и эмоциях, личных желаниях или страхах. Они движутся в мире абсолютной нравственности и справедливости. Мир игрока — это мир справедливости и полной беспристрастности, мир совершенного равенства возможностей, которое никогда не достигается в повседневной жизни. Даже преимущества от направления ветра уравновешены в нем. Команды меняются воротами по окончании первой половины матча. Когда и где мы — богатые и бедные, более удачливые и обездоленные — меняемся местами в реальном мире?
Игроки не должны нарушать правила. Если это происходит, их ждет наказание, если же нарушения повторяются, игроков удаляют с поля. Они изгоняются из сферы духовности, и мы видим, как они исчезают в ледяной пустоте раздевалки.
Настоящее изгнание из рая происходит только когда оскверняется священность игры, когда чары разрушаются вышедшими из своей роли ангелов и учинившими драку на поле игроками, нечестным судьей, людьми, осознающими, что матч заказан заполняющими поле зрителями. Такие происшествия неизменно наносят вред людям и обществу. Это очень тяжелый удар — осознать хрупкость мира свободы, духовности и достоинства и снова проснуться — что мы и сделаем, когда станет известен победитель чемпионата — в менее радушном реальном мире.
Элемер ХЭНКИС, профессор Института Социологии Венгерской Академии Наук (Будапешт).
КСТАТИ
Вот и завершился скандально-сенсационный «поход» сборной Кореи за «золотом» чемпионата мира. Ошибки, если так можно сказать, судей на поле, оставили позади явных фаворитов — итальянцев, испанцев... Голландский специалист Гуус Хиддинк, тренирующий корейцев, проиллюстрировал все пересуды вокруг аннулированных голов в ворота своих подопечных, просто и ясно: «Давайте покончим со всем этим бредом». Довольно «вялый» матч 1/2 финала Корея—Германия (0:1) завершился без приключений, «дежурных» пенальти и удалений. Гол игрока из Леверкузена Михаэля Баллака, представляющего гиганта немецкой фармацевтической промышленности концерн «Байер» на 75-й минуте подвел итог «мучениям» европейцев. Даже неистовая поддержка трибун не помогла хозяевам. В финале немцы будут играть с победителем сегодняшней пары полуфиналистов Бразилия—Турция.
Выпуск газеты №:
№113, (2002)Section
Подробности