Газовая атака
Почему парламент может поддержать «петербургскую инициативу»Петербургское заявление президентов Кучмы и Путина о создании газотранзитного консорциума, которое позже поддержал канцлер Германии, задает новые сюжетные линии украинской политики и такой стратегической отрасли, как газовая. Несомненно, принципы организации, управления, инвестирования консорциума станут предметом острых дискуссий в парламенте. Напомним, вопросы приватизации или концессии украинской газотранспортной сисетмы (ГТС) потребуют согласия парламента. Ключевым вопросом здесь будет, очевидно, степень участи украинских компаний в газотранзитном проекте. Точнее говоря — условия участия украинского бизнеса не только в транзите, но и в экспорте, реэкспорте, а также в обслуживании ГТС. Политическая инициатива двух президентов и федерального канцлера создает неплохие перспективы для газового лобби в парламенте: создаются условия для включения украинского рынка транзита, производства и потребления газа в европейский.
Украина занимает шестое место в мире по объемам использования природного газа. Вместе с тем, начиная с 90-х годов, его потребление заметно снизилось. Так, в 1990 году страна расходовала 120 млрд. куб. м, в 1992 году — 114 млрд. куб. м, в 1993 году — 103 млрд. куб. м, в последующие годы уровень потребления снизился до 80—85 млрд. куб. м. Сегодня и того меньше.
Однако на эту динамику никто, по всей видимости, не обратил внимания. Газ, поставляемый из соседней России и Туркмении, зачастую превышает количество используемых страной углеводородов. Характерным показателем такого явления можно считать существующий сегодня профицит в 8 млрд. кубометров топлива. Основная причина — переход отечественных энергогенерирующих компаний на использование угля. В связи с этим объемы поставок газа на территорию Украины, в частности, туркменского, кажутся, по меньшей мере, нелогичными. Его годовая квота составляет 40 млрд. кубометров.
Следовательно, учитывая профицитные показатели, сократив поставки газа из Туркмении, Украина могла бы тратить на порядок меньше средств. Сейчас говорить об этом уже поздно. Во время недавнего визита украинской газовой делегации в Азию стало ясно — туркмены настаивают на выполнении контракта. Еще несколько лет Киев будет вынужден переплачивать.
Продавать остатки туркменского газа странам восточной Европы тоже нельзя — реэкспорт запрещен соглашением с «Газпромом». Нонсенс — Украина продавала свое топливо (ежегодно экспортируется около 1,5 млрд. кубометров), закупая при этом газ за рубежом, который обходится стране значительно дороже. Не стоит забывать и о значительно большей сумме, которую мы должны россиянам, ведь, несмотря на недавнее подписание украинско-российского газового соглашения, механизм погашения газового долга (облигациями «Нефтегаза») «завис».
В общем, большинство проблем отрасли имеют давние корни. Цены на энергоносители подорожали, долги поставщикам выросли, собственная добыча газа упала, несмотря на имеющиеся потенциальные месторождения газа. Причем падение внутренней добычи природного газа происходило более быстрыми темпами, чем его потребление.
Очевидно, реагировать на эти тенденции будет новое «газовое лобби» в парламенте. Кто они? Это бывшие руководители мощных предприятий, так или иначе задействованных в газовом рынке: Салмин, Каратуманов, Гошовский, Руденко, Горбаль. Это сегодняшние главы и члены «стратегических» комитетов: Клюев, Рудьковский, Четвериков.
Первой победой «газовиков» в Раде можно считать распределение парламентских комитетов — все они заняли нишы в ключевых ведомствах: бюджетном (Горбаль), топливно- энергетическом (Клюев, Салмин), комитете по борьбе с организованной преступностью (Каратуманов) и экологическом (Гошовский, Руденко, Четвериков).
С одной стороны, Украина пока еще получает значительный доход от предоставления услуг транзита российского газа в страны Запада. Однако с другой, Москва, начав реализовывать свой план строительства обходного газопровода, навсегда могла лишить Украину этих дивидендов. Теперь же речи о «кривой» трубе больше нет. Зато появились возможности для привлечения в отрасль дополнительных инвестиций. Очень вероятным можно считать участие в проекте немецких компаний «Ruhrgas» и «Wingas», давних партнеров «Газпрома». Интересно, что на интернет-странице «Ruhrgas» есть информация о планах участия компании в строительстве новой магистрали по территории Украины.
Другой вопрос, какую выгоду из этой победы могут извлечь украинские газовики? Можно ли утверждать, что они начнут активную работу в Раде, популяризируя идею ратификации «петербургской инициативы»? О готовности голосовать «за» уже заявили представители «Единой Украины», КПУ и социал-демократов (объединенных). Могут ли рассчитывать предприятия, которые когда-то возглавляли представители газовой группы, на значительные дивиденды в виде западных инвестиций, а также в виде собственного участия в новых проектах? Почему бы и нет? Ряд банков могут рассчитывать на получение статуса оператора денежных расчетов по газовым инвестициям, бывшее предприятие Гошовского «Регион» — на заказы по поставкам товаров для предприятий газового комплекса. Учитывая то, что у многих структур уже имеется опыт тесного сотрудничества с НАК «Нефтегаз Украины», серьезных преград на пути к конкретным целям у них, наверняка, не будет.
Интересно, что если газовый договор удастся ратифицировать, в выигрыше окажутся не только активные его лоббисты, но и государственная казна. Объем инвестиций в газовую отрасль страны, по разным оценкам, только в первые месяцы с момента ратификации соглашения может составить около 2,5 млрд. долларов. И даже если строительство новой магистрали останется только на бумаге, инвестиции все равно будут: на замену оборудования ГТС, увеличение пропускной способности трубы и т.д. Следовательно, проект в любом случае окажется выгодным.
СПРАВКА
Василий Горбаль
Экономист. Экс-глава правления АБ «Укргазбанк». Член комитета ВР по вопросам бюджетной политики.
Владимир Гошовский
Юрист. В прошлом заместитель директора по вопросам финансово-банковской деятельности Торгового Дома «Газ Украины». Глава подкомитета по вопросам новых экологически безопасных технологий при «экологическом» комитете.
Олег Каратуманов
Юрист. В прошлом главный консультант сектора анализа и контроля организационного отдела при Аппарате Государственного управления делами.
Андрей Клюев
Инженер-механик. Экс-заместитель главы Донецкой областной государственной администрации. Председатель комитета по вопросам топливно- энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.
Геннадий Руденко
До избрания советник президента корпорации «Укргазконтракт». Член комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
Николай Рудьковский
Историк. Член комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.
Олег Салмин
Бывший председатель правления ОАО «Укрнафта», сейчас — почетный председатель правления ОАО «Укрнафта». Является членом парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.
Иван Четвериков
Инженер. Занимал должность главы правления ОАО «Полтавагаз». Член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.
(По данным сайта Верховной Рады: www.rada.gov.ua)
Выпуск газеты №:
№112, (2002)Section
Подробности