Где упокоится прах полковника Коновальца?

В следующем году украинцы в Украине и за ее границами будут отмечать 70-ю годовщину со дня трагической смерти полковника Евгения Коновальца, одного из наиболее известных лидеров национально-освободительного движения начала и середины ХХ века. Напомним, что 23 мая 1938 года в Роттердаме, большевистским агентом Павлом Судоплатовым, был ликвидирован Евгений Коновалец, полковник Армии УНР, комендант Украинской военной организации, основатель Организации украинских националистов и первый ее глава. Смерть Коновальца стала результатом хорошо спланированной спецоперации НКВД, ход реализации которой лично контролировал Сталин, поскольку считал, что ликвидация «первого» украинского националиста неминуемо парализует национально-освободительное движение в западной Украине и не даст ему распространиться на большую Украину.
Трагическая гибель Евгения Коновальца действительно была тяжелым ударом для многих национально сознательных украинцев. Тогда в мае 1937- го было ощущение, что Украина потеряла человека, замену которому будет тяжело найти, а следовательно перечеркивалась любая перспектива продолжать эффективную борьбу за освобождение украинских земель от всех оккупантов. На похороны Е. Коновальца съехалась практически вся тогдашняя элита нации, в частности и та ее часть, которая верила, что рано или поздно Украина станет самостоятельным государством. Похоронная процессия была не только грустной, но и трагически-величественной. Уже тогда все понимали, что далекий Роттердам станет своеобразной «украинской Меккой», местом, которое будет привлекать к себе не одно поколение патриотов. Так и произошло. Сегодня могила Евгения Коновальца в Роттердаме символизирует не только смерть выданного украинца, но и место, с которым ассоциируется целый этап борьбы украинского народа за свою независимость.
Вопрос о возможности перевозки праха Е. Коновальца на родную землю поднимался сразу же после получения Украиной независимости в 1991 году. Немало украинских интеллигентов считали и считают, что могила Коновальца, как и в конечном счете многих других лидеров нации, должна быть перевезена в Украину. Это, по их мнению, станет актом восстановления исторической справедливости относительно личностей, без которых невозможно представить историю борьбы нашего народа за свою национальную свободу.
В действительности же переговоры о «возврате» Коновальца, начались в апреле 2006 года накануне празднования 115-й годовщины со дня его рождения. Инициатива принадлежала Львовской областной государственной администрации, заместитель которой, Тарас Батенко, во время встречи с нынешним председателем ОУН Николаем Плавьюком предложил последнему перехоронить Евгения Коновальца во Львове на Лычакивском кладбище, где уже зарезервирована целая аллея для Пантеона героев.
Уже тогда в прессе появилось немало публикаций о нецелесообразности такого шага, ведь Евгений Коновалец, без сомнения, личность всеукраинского масштаба, а поэтому достойным местом для его перезахоронения может были только столица Украины — Киев. В разгаре дискуссий мало кто обращал внимание на политический аспект этой проблемы, а именно — готово ли нынешнее политическое руководство, в частности в столице Украины во главе с городским главой Леонидом Черновецким, обеспечить надлежащие условия для перезахоронения праха героя, охраны места захоронения и его достойного чествования. Иными словами, поспешное и непродуманное в деталях перезахоронение Коновальца может реально привести к ситуации, когда, с одной стороны, будет ликвидирован национальный символ в Роттердаме, а, со второй, не созданы надлежащие условия для того, чтобы в Киеве могила Коновальца приобрела такое же сакральное значение, которое она сегодня имеет для миллионов украинцев.
Единственное, в чем соглашаются все, — что наступило время, чтобы вопрос о «возврате» Коновальца в Украину решался на государственном уровне, поскольку без вмешательства власти в этом направлении, невозможно осуществить любые шаги.
Ситуация с перезахоронением Коновальца, особенно заострилась в этом году, ведь именно в 2007 году заканчивается срок аренды земельного участка, на котором расположена сегодня могила украинского героя. Председатель ОУН Николай Плавьюк по этому случаю неоднократно заявлял, что десятки лет организация, которую он возглавляет, на надлежащем уровне содержала могилу своего проводника в Роттердаме. Однако пора, чтобы к этому делу подключилось Украинское государство, за которое, собственно, и погиб один из ее героев.
Как недавно сообщили СМИ, государственная межведомственная комиссия по делам увековечения памяти жертв войны поручила Министерству иностранных дел рассмотреть возможность продолжения срока аренды могильного участка в Роттердаме (Нидерланды), где похоронен лидер провода украинских националистов Евгений Коновалец. Об этом в частности заявил председатель комиссии, вице-премьер-министр Дмитрий Табачник во время ее заседания. Он также отметил, что вопрос о продолжении аренды следует решить в срочном порядке, потому что срок этой аренды завершается.
В то же время МИД сообщило, что продолжение аренды обойдется намного дешевле, чем перезахоронение Коновальца в Украине. Так, Украине обойдется продолжение срока аренды на 10 лет, приблизительно в одну тысячу евро, а в случае перезахоронения расходы превысят шесть тысяч евро. Вот такая «патриотическая» арифметика.
Тем временем, упомянутое решение государственной межведомственной комиссии, уже вызвало бурю эмоций. Депутат Львовского городского совета, известный активист «Нашей Украины» Андрей Парубий заявил, что не стоит обращать внимание на это решение, поскольку «через два месяца украинское правительство будет полностью обновлено, а вице-премьер потеряет свой вес в обществе». «Надеюсь, что тогда, после выборов, удастся воплотить идею сооружения Пантеона Украинской Славы. Он должен появиться, по моему мнению, в Киеве и объединит в себе большое количество славных украинцев, похороненных за пределами Родины», — отметил депутат.
Представитель Украинской народной партии Василий Червоний, категорически отбрасывая возможность продолжения аренды в Роттердаме, вместо этого напомнил об инициативе УНП двухлетней давности — создать в Украине Пантеон национальных героев вокруг фундаментов Десятинной церкви, где были бы перезахоронены украинские герои, чей прах нынче почивает на чужбине.
Итак, решение Государственной комиссии и первая реакция на него свидетельствуют о том, что так называемое дело перезахоронения праха полковника Евгения Коновальца может стать новым «камнем преткновения» для украинской власти, столкнувшейся с подобной проблемой, кажется, впервые.
В связи с этим ключевым остается только один вопрос: целесообразно или нецелесообразно сегодня перевозить прах Коновальца в Украину? При этом сознательно оставляем в стороне калькуляции, а точнее спекуляции относительно оплаты аренды или перезахоронения. Дискуссия на эту тему унижает не только тех, кто ее ведет, но и Украинское государство в целом.
На мой взгляд, Евгений Коновалец может вернуться в Украину при условии, когда все, кто этого искренне желает, будут уверены, что такой возврат будет восприниматься действующей украинской властью, в том числе в Киеве, как высоконравственный шаг по отношению к человеку, заслужившему самые высокие в Украине почести. Если такого ощущения не будет, украинская элита не имеет права разрушать Роттердам как место последнего упокоения Евгения Коновальца. Потому что до тех пор, когда в Роттердаме есть могила Коновальца, в Париже — Петлюры, а в Мюнхене — Бандеры, украинская нация будет считаться имеющей право на собственное государство.
Выпуск газеты №:
№117, (2007)Section
Подробности