Перейти к основному содержанию

Гибридные стратегии и путаные заявления

Скандальное высказывание Георгия Туки о «эффективном контроле» со стороны РФ вызвало волну возмущения у общественности. Чтобы внести ясность, мы обратились к экспертам
25 января, 18:15
ФОТО АЛЕКСАНДРА КЛИМЕНКО

С начала года Министерство по оккупированным территориям и внутренне перемещенным лицам делает регулярные противоречивые заявления, в которых, кроме терминов «деоккупация» и «реинтеграция», появилось еще одно определение — «эффективный контроль». Такую активность упомянутое министерство во главе с Вадимом Чернышем начало проявлять после распоряжения Кабмина от 11 января 2017 г. № 8-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на реализацию некоторых принципов государственной внутренней политики относительно отдельных районов Донецкой и Луганской областей, где органы государственной власти временно не осуществляют своих полномочий».

Черныш ранее уже сообщал, что еще с лета существует полусекретный документ о стратегии деоккупации (!) Донбасса и Крыма. Народный депутат Анна Гопко в свою очередь заявила, что такой перспективный документ должен обсуждаться со всеми представителями власти и общественностью, а не в закрытом режиме так называемой «стратегической семерки». Действительно, народ не всегда может понять, что власть вкладывает в понятие «деоккупация» и «реинтеграция». Многим кажется, что деоккупация — это вытеснение врага исключительно военным путем. Такое толкование лишь усиливает волнение в обществе, а некоторые политики своими заявлениями об «отгораживании» от Донбасса создают впечатление, что Украина стремится отказаться от собственных территорий. Важно отметить, что если отказаться от термина «деоккупация», то Украина таким образом признает, что эти территории не являются оккупированными, а следовательно наше государство берет на себя ответственность в том числе за вред, причиняемый местному населению во время проведения Антитеррористической операции, а не войны с агрессором.

Интервью Георгия Туки и обнародованная наглядная схема доказывают, что, согласно международно принятой терминологии, Крым является оккупированной территорией, а Донбасс «эффективно контролируется». РФ, наделали шумихи в соцсетях, что окончательно запутало ситуацию. Во-первых, до того и сам Тука, и министр МВД Арсен Аваков говорили о возможной деоккупации Крыма и Донбасса уже в этом году. Термин «эффективный контроль» в таком случае вообще ставит под вопрос корректность названия самого министерства «по оккупированным территориям». Факт боевых действий с потерей территорий Донбасса, более чем десять тысяч жертв, миллионы переселенцев и большие материальные убытки, оказывается, под определение оккупации не подпадают. К тому же министерство решило проигнорировать данные разведки, пленных российских военных и работу международных специалистов, которые подробно доказали присутствие российских кадровых (!) военных на Донбассе, чем наносят вред украинской стороне еще и на юридическом фронте.

Какие правовые последствия таких определений, как «эффективный контроль» для государства-агрессора и государства, относительно которого осуществляется агрессия? В материале на сайте www.mtot.gov.ua сказано, что в случае признания территорий с «эффективным контролем», «ответственность за нарушение... норм международного гуманитарного права, совершенное негосударственными вооруженными группировками, несет государство, которое оказывало им поддержку», а вот «ответственность за несоблюдение своих обязательств относительно защиты прав человека, несет государство, на территории которого действуют негосударственные вооруженные группировки, поддерживаемые другим государством». То есть, во-первых, украинские чиновники упомянутого министерства предлагают Украине взять на себя часть ответственности за преступления, которые совершило на оккупированной территории государство-оккупант, с поправкой — «если государство (в данном случае Украина. — Ред.) не осуществляет контроль над частью своей территории в связи с деятельностью негосударственных вооруженных группировок, поддерживаемых другим государством, оно должно воспользоваться процедурой отступления от этих обязательств». Возникает вопрос   — если Украина не контролирует часть собственных территорий и при этом признает РФ лишь как государство, которое поддерживает наемников, а не как оккупанта, то получается, что наше министерство признает войну на Донбассе внутренним конфликтом? К тому же в довершение Министерство по оккупированным территориям еще и априори признает, что российских войск на Донбассе нет, а существуют «негосударственные вооруженные группировки». Интересный нюанс — упомянутый Вадим Черныш недавно дал объемное интервью российскому порталу gazeta.ru, при том что сам Президент Петр Порошенко показательно отказывается давать даже комментарии российским СМИ. Кстати, в этом интервью из уст Черныша ни разу не прозвучало слово — оккупация.

«Определены юридические показатели, которые применяются в мире и которые указывают, что такое оккупация, что такое «эффективный контроль», — объяснил Георгий Тука в эфире телеканала «Еспресо». — Оккупация — это у нас сугубо Крым. Там работают государственные органы страны-оккупанта. Факт оккупации не должен быть доказан в международных судах. А вот факт эффективного контроля должен быть доказан в судах. Если этот факт будет доказан, то наступают определенные последствия. Принципиальная разница между этими двумя понятиями в том, что за государством относительно которого осуществляется не оккупация, а эффективный контроль сохраняются обязательства относительно гражданского населения на этих территориях. С точки зрения закона, Россия осуществляет «эффективный контроль на Донбассе».

Стоит добавить, что неоднократно разного рода официальные лица допускали показательную и опасную неточность в словах, в частности помощь переселенцам называли «компенсациями». Отметим, что компенсировать убытки должен тот, кто их повлек. Убытки же, нанесенные нашим гражданам и государству, спровоцировал агрессор — Российская Федерация. Таким образом, можно говорить о целевой помощи гражданам Украины, о планах адаптации и укрепления внутренней интеграции (единстве) вопреки планам агрессора по дестабилизации ситуации внутри страны. Но нельзя говорить о компенсации Украиной потерь гражданам.

Какие настроения порождают такие ноу-хау чиновников? Жительница Станицы Луганской Зоя Светлакова (фамилия изменена), находящаяся в непосредственной близости к линии разграничения, после просмотра телеэфира с Георгием Тукой и Оксаной Сыроид, комментирует «Дню»: «Донбасс хотят разменять на Крым, формально признав его оккупированным до лучших времен, а приблизительно осенью или немного позже провести на Донбассе выборы. Мы боимся возобновления боевых действий, но боимся также и выборов даже в прилегающей к линии разграничения зоне, ведь это будет означать легитимизацию оккупации под формальным присутствием якобы «украинской» власти». Показательная реакция у населения, которое слышит какофонию заявлений официальных лиц, усиливающуюся истерикой в соцсетях и пропагандистской манипуляцией оккупанта.

На сайте Министерства по оккупированным территориям обнародована схема исследования Индекс SCORE, откуда следует, что большинство населения Украины выступает за мирное урегулирование конфликта на востоке. В действительности, не для кого не секрет, что «плохой мир лучше хорошей войны», но подобные исследования в контексте перманентной опасности и массы нерешенных в этой связи вопросов, больше похожи на элемент примирения, а не на решение конфликта. Конфликта, подчеркнем, не внутреннего, а источником которого является агрессор — РФ, не отступающая от своих дальнейших агрессивных намерений. Главный редактор сайта NEWSru.ua и блогер Ольга Лень считает, что «это манипулятивный опрос. Очевидно, большинство людей, если их прямо спросить, хотите ли вы эскалации конфликта, то скажут, что не хотят. Поэтому аргументировать таким опросом — это злонамеренная манипуляция. И публикация такого опроса на министерском сайте свидетельствует об абсолютно четкой направленности этого министерства».

«Крым признан оккупированной территорией, а Донбасс — территорией Украины, часть которой временно находится не под контролем нашего государства, — комментирует «Дню» экс-председатель Донецкой ВЦА Александр Кихтенко. — Говорить о том, что там РФ является лишь спонсором или управленцем, на мой взгляд, нельзя. РФ ведет «гибридную войну» против Украины и в подтверждение этого есть все факты и доказательства. Убежден, что еще состоится Международный трибунал, как относительно конкретных преступников, так и суд относительно самого российского государства. Кремль убивал и убивает украинцев, разрушил инфраструктуру Донбасса, нанес безумные убытки. За это необходимо ответить, но нужно вещи называть своими именами, не выводя РФ за скобки в роль спонсора. Эти преступления срока давности не имеют. Когда я еще был главой Донецкой области, то заявлял и на заседании СНБО, и на заседании, которое мы проводили совместно с Кабмином, о том, что нам необходимо отработать единую стратегию по реинтеграции Донбасса. Потуги вновь созданного Министерства по оккупированным территориям — это абсолютно не то. Это вовсе не стратегия. У нас нет единого понимания проблематики. Одни выступают за блокаду Донбасса, другие против. Часто ни первые, ни вторые не понимают суть и сложность дела».

Еще один важный нюанс — о реинтеграции оккупированных территорий нужно говорить в русле первоочередной, срочной работы с прилегающими к оккупированным территориям землями, где РФ имеет мощное информационное, политическое и финансовое влияние. Такие реалии касаются, кстати, не только востока Украины. И для того чтобы эффективно работать с местным населением, необходима не только четкая артикуляция позиции власти с открытыми планами, но и отсутствие разрыва между властью и народом, который порождает длительное и болезненное недоверие.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать