Главные ответы впереди
Реакция общества и СМИ на приговор ПукачуОсуждение главного исполнителя избиения Подольского и убийства Гонгадзе бывшего генерала Пукача к пожизненному заключению вызвало бурную реакцию. В некоторой степени пробудилась журналистская среда, которая относительно этой темы пребывала в зимней спячке. Пошли многочисленные интервью, комментарии, заявления, телевизионные программы. Приводим наиболее яркие и показательные моменты.
Первый Президент Леонид Кравчук считает примером выборочного правосудия то, что Леонид Кучма и Владимир Литвин не были допрошены по делу. «Я лично хотел бы, чтобы суд допросил всех. И я не вижу никакой проблемы в том, чтобы пойти на суд и Литвину, и Кучме. Если судья не вызвал их на допрос, то такого судью нужно было заменить», — об этом он заявил в субботу в эфире 5 канала. На реплику ведущего, что судью не заменили, Кравчук ответил: «Плохо. Когда нас обвиняют в выборочном применении правосудия, это один из примеров того».
Журналист «Української правди» Сергей Лещенко в своем блоге обратил внимание на очень щепетильную тему: оказывается, Украина — такая богатая страна, что финансирует... мировых лидеров. «Регулярное появление на мероприятиях Виктора Пинчука отставных политиков наподобие Клинтона и Блера получила свое объяснение. Фонд Пинчука обнародовал размер пожертвований их организациям. Оказалось, что только за один год — 2011 — Глобальная инициатива Клинтона получила от Пинчука 1 миллион 100 тысяч долларов. Фонд Блера — 500 тысяч долларов. Конференция президента Израиля Шимона Переса — 375 тысяч долларов, плюс еще 20 тысяч на Центр Переса за мир», — пишет журналист.
«С одной стороны, прозрачность — это всегда хорошо. Возможно, даже, эта прозрачность будет дорого стоить Пинчуку..., — продолжает Лещенко. — С другой стороны, что лежит в природе этих пожертвований? Спасение репутации после лет правления собственного тестя. Тестя, которого генерал-убийца на всю страну пригласил быть соседом по камере. Тестя, которого Пинчук любит настолько, что подконтрольные каналы «забыли» сообщить своим зрителям единственные слова Пукача, вымолвленные им за три с половиной года после ареста».
«Команда Шустера контактировала меня несколько раз. Я согласилась принять участие в программе. Связь была не идеальна, но мы её наладили. Несмотря на то, что я была на линии целый час, слова мне так и не дали, не пригласили в программу также Валентину Теличенко, которая единственная из всей сегодняшней компании могла профессионально говорить о деле Гонгадзе. Для меня было откровенной мукой слушать тот маразм который несли некоторые участники дискуссии в студии. Я считаю, что студия Шустера использовала меня для заправки программы и это называется журналистской манипуляцией», — написала Мирослава Гонгадзе на своей странице в «Facebook».
Высказался и один из главных свидетелей в «деле Гонгадзе», бывший майор Госохраны Николай Мельниченко. Он утверждает, что Кучма пытался выкупить у него оригинал записи с упоминанием о Гонгадзе за два миллиона долларов. «Если Кучма считает, что у него нет ничего общего с убийством журналиста Георгия Гонгадзе, зачем он предложил мне два миллиона долларов США за оригинальную пленку? Во избежание уголовной ответственности за преступление», — цитирует Мельниченко польская газета Rzeczpospolita. По словам бывшего майора, его присутствие в Украине «Кучму всегда нервировало». В частности, заявил он, к нему подходил человек «от Пинчука» и предлагал 10 миллионов долларов, чтобы он «просто уехал — потому, что Леонид Даниилович очень сильно нервничает».
Казалось бы, после такой критики Кучма должен был бы быстро отреагировать — дать ответы на возникшие вопросы. А просмотрев приговор Пукачу, их возникло немало. Конечно, они не напрямую адресованы Кучме, но это вопросы, «висящие» в воздухе.
Приведем некоторые из них:
1. Почему в судебном процессе над Пукачем не исследовались мотивы преступления? Почему всё обрывается на бывшем министре внутренних дел Кравченко?
2. Как быть с тем, что Пукач среди своих показаний, в частности, указывает, что после того, как он получил приказ от Кравченко убить Гонгадзе, последний ему добавил: «Кравченко Ю.Ф. сообщил подсудимому о том, что он говорит от имени Президента Украины Кучмы Л.Д.»? Как вообще быть с тем, что Пукач после приговора сказал: «Я соглашусь, когда в этой клетке со мной будут Кучма и Литвин»? В то же время, в коротком комментарии журналистам после судебного заседания, он прибавил: «...спросите о мотиве преступлений у Литвина и Кучмы»?
3. Почему не дана оценка так называемому самоубийству Кравченко (пострадавший Подольский называет это убийством), которая бы позволила выйти на заказчиков преступлений против Подольского и Гонгадзе?
4. Как так случилось, что судебный процесс над Пукачем вёл судья Андрей Мельник, который в своё время сфальсифицировал дело народного депутата Ельяшкевича, на которого было совершено нападение?
5. О чем свидетельствует то, что после избиения Подольского, Пукач получил звание генерал-майора, а после убийства Гонгадзе — генерал-лейтенанта, указы о которых подписывает только Президент страны?
6. Почему в суде не были допрошены бывший Президент Леонид Кучма и тогдашний глава Администрации Президента (в настоящее время — народный депутат) Владимир Литвин, на чем настаивал, в частности, пострадавший Подольский?
Этот ряд можно продолжить. И мы продолжим.
Следовательно, какой была реакция стороны Кучмы? Руководитель информационной службы благотворительного фонда Леонида Кучмы «Украина» Вадим Долганов в тот же день отреагировал: «А почему Кучма должен реагировать? И кто такой Пукач?». Он также прибавил, что «Кучма заинтересован в быстрейшем и прозрачном расследовании этого дела и прекращении спекуляций вокруг него». Параллельно адвокаты бывшего Президента везде рассказывали о непричастности своего подопечного к «делу Гонгадзе». И наконец, высказался сам Кучма. Но не по этому поводу. В интервью телеканалу «Россия», бывший Президент сказал следующее: «Мне её (Тимошенко — Авт.) просто жаль, во-первых, как женщину — она очаровательная, красивая. Мне кажется, жажда господствовать привела к той ситуации, в которой сегодня она оказалась. Её сегодня обвиняют во всех грехах, в том числе и в убийстве Щербаня. Вы знаете, у нас же с ней любви не было никакой... Можно говорить о чём угодно, но возбуждать уголовное дело против Тимошенко у нас никаких оснований нет».
Кучму забыли спросить или он сам не захотел говорить на тему Гонгадзе?
Пока понятно точно, что Кучма дал интервью, после которого возникает немало новых вопросов. В частности уже к бывшему генпрокурору Святославу Пискуну.
Выпуск газеты №:
№20, (2013)Section
Подробности