Перейти к основному содержанию

Готовьтесь к обострению конкуренции,

или Украинские мифы мировой торговли
05 марта, 00:00

Активизация внешнеэкономической деятельности и улучшение структуры украинского экспорта. По мнению многих специалистов, выход Украины на внешние рынки тормозится не столько ограничительными мерами, сколько существующей в Украине неэффективной структурой экспортного производства. Сегодня в мировой торговле лидируют высокотехнологические отрасли, и Украине трудно пробиться на эти рынки. Повышение качества продукции требует значительных инвестиций, а для этого нужно создать инвестиционный климат.

Отмена антидемпинговых процессов и ограничений против Украины. Нет каких-либо оснований надеяться, что в результате вступления во ВТО развитые страны откажутся от таких расследований, направленных на защиту внутренних рынков. Анализ документов ВТО показывает, что существует немало разных правовых механизмов, которые, при условии умелого владения ими, позволят применять меры для защиты национальных рынков. Свою негативную роль играет и нерыночная структура украинской экономики: надежды на то, что после вступления во ВТО она будет признана рыночной, призрачны.

Украинские потребители получат выгоду вследствие упрощения доступа на украинский рынок более дешевых и качественных импортных товаров. Действительно, стоимость товаров на украинском потребительском рынке может снизиться, но в то же время это повлечет вытеснение с рынка товаров отечественного производства. Одновременно с этим потребители теряют источники своих доходов, которые они получали, работая в украинской экономике, потому что сокращается производство. Следовательно, возникает своеобразный парадокс потребителя: он сталкивается с улучшением предложения на рынке, однако не может этим воспользоваться.

Расширение возможностей импорта современных технологий и снижение расходов импортеров производственных товаров. Эта возможность едва ли не важнейшая среди потенциальных преимуществ вступления во ВТО. Однако структура импорта и доля в нем инвестиционных товаров определяется в первую очередь состоянием инвестиционного климата внутри страны. Поэтому прежде всего необходимо активизировать рост объемов инвестиций.

Улучшение условий для международной кооперации и привлечения инвестиций. Политика государства должна быть последовательной и предсказуемой даже без членства во ВТО. Примером может быть Китай, который в свое время, не входя во ВТО, привлекал в экономику огромные объемы иностранных инвестиций.

Возможность достаточной защиты национальных интересов благодаря использованию предусмотренных системой ГАТТ/ВТО защитных средств. Именно наличие разветвленной системы субсидий, предоставление которых не выходит за рамки требований ГАТТ, дает возможность развитым странам-членам ВТО снижать уровень прямой поддержки. К сожалению, в Украине для обеспечения косвенной поддержки нет ни достаточных государственных средств, ни надлежащей инфраструктуры и экономико-правовой среды.

«Проведенный анализ ни в коем случае не свидетельствует о том, что нам необходимо отказываться от вступления во ВТО. Это объективный этап процесса глобализации, в котором Украина участвует как неотъемлемая часть мировой экономики», — подчеркнул Я. Жалило. Однако, по его мнению, процесс вступления во ВТО не должен ограничиваться только торговыми переговорами и гармонизацией законодательства: он должен сопровождаться выполнением специфических условий во внутренней экономической политике. В первую очередь это касается подготовки национального экономического комплекса к функционированию в условиях повышенной конкуренции.

Рекомендации экспертов содержат вполне конкретные меры по подготовке ко вступлению во ВТО. В частности, предлагается отказаться от жесткого срока вступления во ВТО и установить его таким образом, чтобы минимизировать негативные последствия и максимально использовать позитивный эффект. После проведения детальной проработки выгод и угроз следует выработать взвешенную стратегию принятия Украиной соглашений ГАТТ/ВТО и определить пределы уступок с учетом национальных экономических интересов. По мнению Я. Жалило, вступление Украины возможно только с уже готовым пакетом соответствующим образом оформленных мер для защиты отечественного производства и обеспечения поэтапного смягчения последствий. По его словам, до окончательного принятия требований ВТО Украина должна определить свою позицию как члена этой организации.

«ВТО предлагает идеальные правила построения внутренней экономической политики и вступления в эту организацию — это определенный тест на то, насколько наша внутренняя предпринимательская среда отвечает цивилизованным стандартам», — считает старший экономист Института «Восток — Запад» Игорь Бураковский. С начала 2002 года Украина заметно активизировала свои действия на пути во ВТО, объявив конечной целью вхождение в эту организацию в 2003 году. «Это амбициозные, но вполне реальные сроки», — сказал руководитель департамента сотрудничества с ВТО Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины Евгений Шкарбан. Задержка с членством во ВТО становится для Украины все более экономически невыгодной: ведь, как отметил Е. Шкарбан, чем дольше проходят переговоры, тем больше запросов ей приходится удовлетворять и, соответственно, делать больше уступок своим партнерам. Но, спеша, не нужно забывать о главном: для того чтобы позитивные ожидания по вступлению Украины во ВТО действительно реализовались, нужна активная и целеустремленная экономическая политика с целью упрочения национальной конкурентоспособности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать