«И рад бы прокрутить время назад, да невозможно»

Атмосфера, царившая в Центризбиркоме, а также в штабе некогда провластного кандидата Виктора Януковича в ночь «третьего тура» президентских выборов, радикально отличалась от моря страстей, бушевавшего в стенах этих учреждений 31 октября, 21 ноября и даже 23 ноября — дня оглашения ЦИКом результатов второго тура, позже отмененных Верховным Судом. Возможно, причина в том, что на этот раз, в отличие от предыдущих, исход был предсказуем. Интрига заключалась лишь в том, как поведут себя победители и побежденные.
Сказывалась и хроническая усталость членов ЦИК. Накануне они завершили работу только в три часа ночи. Затянувшееся бдение обуславливалось необходимостью рассмотреть абсолютно все поступившие жалобы, без чего само переголосование было бы невозможным. Жалоб оказалось немало, преимущественно от членов команды Януковича. Восемь своих обращений сторонники Виктора Федоровича, неудовлетворенные вердиктом ЦИКа, адресовали даже Верховному Суду. Но и там их отклонили, последнюю — в пять утра.
А уже с десяти утра 26 декабря Центризбирком работал в режиме регулярных брифингов. Стиль общения с прессой нового главы ЦИКа Ярослава Давыдовича радикально отличается от практики его предшественника. Сергей Кивалов часто хохмил, уворачиваясь таким образом от «неудобных» вопросов. Давыдович, напротив, — само спокойствие и хладнокровие, говорит всегда по сути. Вообще с момента «смены власти» в Комиссии многое изменилось. Главное визуальное отличие — отсутствие на подходах к зданию усиленной охраны, габаритных металлических ограждений, рядов колючей проволоки, бронетранспортеров и водометов. Не говоря уже о КАМАЗах с песком и мощных осветительных установках, а также заблокированных лифтах и перекрытых лестницах внутри самого ЦИКа. На этот раз охрану усилили сугубо символически. «Зачем доводить до абсурда? — говорит Давыдович. — Нам не от кого прятаться».
Ближе к ночи члены Комиссии вплотную засели за работу и с прессой общаться практически перестали. Систему «Выборы 2004» оставили включенной.«Цифры оперативно обновляются, вы сами все видите и в моих комментариях не нуждаетесь», — сказал журналистам глава ЦИК. Он также сообщил, что система теперь надежно защищена, полностью обновлены пароли и т.п.
Еще одна причина того, что Центризбирком обновлял информацию о подсчете голосов не так быстро, как хотелось бы журналистам, — ощутимая задержка с обработкой данных на местах. Так, к одиннадцати часам вечера по всей стране посчитали менее полумиллиона протоколов. ЦИКовцы объясняли это неопытностью и скрупулезностью членов новосформированных избиркомов. Интересно, что в этот раз картина предыдущих двух туров повторялась с точностью до наоборот: первые сведения приходили из западных, а не из восточных областей, поэтому сперва с огромным преимуществом лидировал Виктор Ющенко. Разрыв между ним и Виктором Януковичем начал сокращаться только под утро.
В отсутствие Ярослава Давыдовича журналисты решили было переключиться на парламентариев из групп поддержки кандидатов, однако таковых в Центризбиркоме, ко всеобщему удивлению, практически не оказалось...
..Информационным апогеем избирательной ночи в штабе Виктора Януковича стало появление самого кандидата, случившееся практически сразу после закрытия избирательных участков. Виктор Федорович заявил, что «однозначно уверен в победе». Отвечая на вопрос «Дня», поздравит ли он Виктора Ющенко с победой хотя бы по телефону, В.Янукович сказал, что если и сделает это, то «с большим сожалением, поскольку это станет примером завоевания власти не демократическим, а революционным, антиконституционным путем». Также подчеркнул, что «вне зависимости от результата я и моя команда будем настаивать на принятии закона об оппозиции, мы не допустим раскола Украины». Весьма резко отметил: «Я ожидаю победы, но даже если будет поражение, ни при каких условиях не стану вместе с членами этой команды, тянущими на себя одеяло старой власти, работать. Не будет никаких переговоров с аморальными людьми!» Зато комментируя возможность обжалования результатов выборов в Верховном Суде, кандидат был не столь категоричен: «Не хочу походить на своего оппонента, известного любовью к необоснованным заявлениям. Давайте дождемся окончательных результатов, соберем все документы и на их основе будем действовать». На весьма ироничную реплику российского журналиста о том, готов ли он возглавить парламентскую оппозицию, Янукович, удивленно улыбнувшись (так, будто речь идет о само собой разумеющемся факте), спокойно ответил: «Я готов возглавить государство», — чем и спровоцировал бурные аплодисменты присутствующих. Правда, уже вставая из-за стола, кандидат негромко вздохнул: «И рад бы прокрутить время назад, да невозможно».
На протяжении ночи к представителям СМИ выходили также Тарас Чорновил, Нестор Шуфрич, Валерий Коновалюк, даже Наталия Витренко, но ничего принципиально нового они уже не сообщили. В начале четвертого появился Василий Горбаль, один из активистов столичного штаба, депутат-мажоритарщик от Соломенского района столицы. «Что делать?» — растерянно спросил он у девушки из пресс- службы. «На вопросы отвечать», — посоветовала та. «А что, разве есть кому спрашивать?» — полюбопытствовал Горбаль, окидывая взглядом почти пустой сонный зал.
Однако, судя по косвенным признакам, жизнь внутри штаба кипела. Об этом позволяло судить большое количество иномарок под «Зоряным» и малое количество их хозяев в традиционном месте дислокации, шикарной «рабочей столовой» на первом этаже, у телевизора. Помощники прибывших чиновников, время от времени выходившие на перекур, свидетельствовали: напряженные совещания беспрерывно длятся вот уже несколько часов, на повестке дня два почти хрестоматийных вопроса: что делать и кто виноват?
Опыт дежурства в кинотеатре-штабе подтвердил: самая выгодная информационная площадка «Зоряного» — на улице, в тесном внутреннем дворе, с двух сторон ограниченном коваными чугунными воротами. Именно здесь ранее удавалось пообщаться с самыми резонансными членами команды Виктора Федоровича. На этот раз посчастливилось наблюдать отбытие кандидата из собственной «ставки». Это было в половине первого ночи. Виктор Федорович держал в руках кипу каких-то документов, вид имел весьма удрученный и к эксклюзивному общению с корреспондентом «Дня» был явно не расположен. Он быстро сел в почему-то старенький, запыленный «Мерседес» с совершенно рядовыми номерами и укатил в неизвестном направлении. Немногочисленная охрана оперативно погрузилась в еще одно авто той же марки и микроавтобус.
Сторонники кандидата, кучковавшиеся на подходах к «Зоряному», общения со своим лидером так и не дождались. Было их немного, около трех десятков человек, отмеченных бело-голубой символикой, которую они весьма навязчиво пытались передарить приверженцам Ющенко, время от времени проезжающим мимо «Зоряного» с оранжевыми знаменами в окнах машин и громко сигналящими. Иногда доходило до коротких, но бурных стычек, щедро сдобренных нецензурной лексикой. Но чаще заканчивалось рукопожатиями и взаимными пожеланиями победы.
Буквально через час после отъезда Виктора Федоровича появился Ринат Ахметов в сопровождении Игоря Суркиса. В следующий раз охрана встревожилась уже в половине четвертого. Было из-за чего: в вестибюле показался глава Администрации Президента Виктор Медведчук. Выглядел он уставшим и слегка расстроенным, однако настроен был благожелательно. Посетовал, что настроение-де, не очень, поскольку «сильно проигрываем», но это, ничего, «мы еще повоюем, нас ждет оппозиция». Нестор Шуфрич, чуть позже присоединившийся к беседе, заявил, что лидер СДПУ(О) бывает в штабе «каждый вечер», тем самым подтверждая нерушимость политического союза «эсдеков» и «регионалов». «Но им, конечно, непросто будет вдвоем оппозицию возглавлять, два таких человека…», — вздохнул Нестор Иванович и, прихватив своего пресс-секретаря, уехал в ЦИК. Несколькими минутами ранее из внутреннего двора вырулила машина Рината Ахметова. В процессе непродолжительного общения известный бизнесмен подтвердил возможность своей переквалификации в оппозиционного политика, но все с тем же неизменным условием: «Если Донбасс попытаются поставить на колени». Но прежде попросил подождать оглашения официального результата: «Там посмотрим, но надеюсь, что не придется». Последним «Зоряный» покидал Григорий Суркис, уточнивший: «Вы что, думаете, выборы закончились? Нет, все только начинается!»
Выпуск газеты №:
№238, (2004)Section
Подробности