«Идеальный список»
Есть ли шансы у одесских общественных активистов на местных выборах?После Революции достоинства в Одессе начался всплеск гражданской активности. На фоне недоверия к политикам стремительно развиваются существующие и появляются десятки новых общественных движений. Большинство из них занимается помощью бойцам АТО и борьбой с незаконной застройкой побережья и исторической части города, а также борьбой с коррупцией. Скоро местные выборы, которые могли бы стать шансом для общественных активистов получить реальную власть.
Стоит ли активистам рассчитывать на победу в местных выборах, «День» выяснял у экспертов и самих представителей общественных движений.
ДЕНЬГИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЛАНЫ
По мнению общественных активистов Одессы, сегодня в этой сфере наблюдается определенный спад. «После таких кардинальных изменений в стране, которые произошли после Революции достоинства, активизация общественных организаций — явление закономерное. За прошлый год-полтора, как и после Помаранчевой революции в 2004 году, произошел всплеск гражданских инициатив. Но постепенно люди устают, у многих опускаются руки, потому что они не видят результатов работы. Кого-то затягивает быт, а кто-то возвращается на работу, ведь постоянно быть волонтером трудно», — говорит один из лидеров одесского Евромайдана Алексей ЧЕРНЫЙ.
По его словам, общественным движениям Одессы не хватает системности в работе. «Это скорее разрозненные группы, которые иногда действуют хаотично. По принципу: возник пожар, давайте тушить», — считает Черный. По его мнению, общественным организациям стоило бы научиться зарабатывать деньги на свое существование. «Постоянно работать на общественных началах немногие смогут. Общественные организации имеют право зарабатывать. Например, если организация занимается туризмом, то может и зарабатывать на этом», — объяснил активист.
В то же время одесские общественные деятели отмечают, что за полтора года после Революции достоинства работать стало сложнее. «Условия для деятельности изменились, причем не так, как мы ожидали. Вместо облегчения мы получили еще более сильное сопротивление. Своеволие власти и так называемых «инвесторов» относительно побережья и исторического центра (имеются в виду незаконные застройки побережья Черного моря и исторического центра Одессы. — Ред.) приобрело какой-то отчаянный характер. Похоже, они решили наворовать напоследок. Нарушения законов стали более явными, а проталкиваются они с большим натиском, — рассказывает один из лидеров популярного общественного движения «Генеральный протест» Юрий НИКИТИН.
Лидер еще одной многочисленной общественной организации «Черноморское гайдамацкое соединение» Сергей ГУЦАЛЮК тоже говорит о нелегких условиях для деятельности. По его словам, за прошедшее время активисты его организации подверглись реальной опасности, многие из них вошли в так называемый «расстрельный список» сепаратистских организаций, на отдельных членов организации, в частности и на лидера, готовились покушения.
Лидер организации «Совет общественной безопасности» Марк Гордиенко успехами своей команды называет сохранение мира в Одессе. «Одесса — украинский город, и мы не дали никаких шансов сепаратистам превратить его на ОНР. Мы сломали хребет так называемому «русскому миру» в Одессе. Нашу работу можно условно разделить на несколько этапов. С марта по май прошлого года мы были одним из главных центров патриотических сил. Потом был второй этап — обеспечение безопасности города. Сегодня начался третий этап — мы должны помочь сломать коррупционную систему в Одессе», — поделился планами Гордиенко.
ОБЩЕСТВО НЕ ВЕРИТ В ИЗМЕНЕНИЯ
Несмотря на оживление общественной деятельности, в целом одесское общество, по словам лидеров общественных организаций, достаточно редко принимает участие в акциях, организуемых общественными организациями.
По словам лидера одесского «Автомайдана» Евгения Резвушкина, часть общества все же стала активнее: «Люди чаще стали принимать участие в разных акциях, положительнее относятся к нам. Уже немногие боятся каких-то мифических «бандеровцев» и «фашистов». Но в целом отношение достаточно пассивное».
С ним согласен и Юрий Никитин: «Если что-то и изменилось мало, так это отношение общества к активистам. Нас, как и раньше, немного, жители, как и раньше, не верят, что способны что-то изменить самостоятельно».
СТАНУТ ЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ АКТИВИСТЫ ПОЛИТИКАМИ?
Большинство активистов теперь считают своей главной задачей изменение отношения одесского общества к выборам. «Среди депутатов горсовета должны быть люди, которые разбираются в городских проблемах и знают, как их решать. Доверие к партиям в Одессе достаточно низкое, поэтому общественные организации могли бы выполнить запрос общества на качественную смену депутатского корпуса. Но, думаю, к голосованию за общественных деятелей, а не за политиков, использующих подкуп, готовы только около 10% одесситов», — считает Алексей Черный.
После того, как депутаты Верховной Рады внесли изменения в избирательное законодательство, принять участие в выборах 25 октября активисты смогут лишь в списках партий. «Изменения в Украине начнутся с местных выборов. Если люди осознают, что им надо брать все в свои руки, а значит, делегировать в местные советы общественных активистов, которых они знают и которым доверяют, то ситуация изменится во всей стране. Думаю, это не произойдет на этих выборах, но произойдет в ближайшие годы точно», — уверен политолог Виталий Бала.
С ним согласен другой политолог — Владимир Фесенко: «В Одессе шансы общественных деятелей попасть в местный совет ниже, чем, скажем, в городах Западной Украины, однако запрос на новых людей есть и здесь». «По большей части готовы голосовать за общественных активистов представители нескольких прослоек общества: средний класс, молодежь, представители мелкого и среднего бизнеса, люди с высоким уровнем образования», — считает специалист.
«Боюсь, что эта избирательная кампания будет вялой. Поэтому вряд ли принесет какие-то изменения. Знаю, что ряд общественных деятелей пойдет на выборы. Но на результат я не рассчитываю, люди привыкли голосовать за «гречку», — пессимистически настроен Юрий Никитин. «К сожалению, я склонен считать, что шансы у общественных активистов войти в состав горсовета небольшие. Большинство населения достаточно пассивно, люди ищут, кто бы им отремонтировал крышу или детскую площадку, а не тех, кто мог бы строить правильную систему, при которой депутатам не нужно ремонтировать крыши», — комментирует одесский политолог Ярослав Католик.
Между тем одесские активисты разрабатывают проект «Идеальный список». Кандидаты должны представить проект решения какой-либо неотложной городской проблемы. В конце августа эксперты определят людей, лучше всего справившихся со своей задачей. Им помогут собрать пять тысяч подписей, необходимых для того, чтобы проект рассмотрел горсовет. Они станут кандидатами в депутаты горсовета от «Идеального списка». Если, конечно, местные партячейки согласятся включить их в свои списки. Сейчас претендентов, которые уже разработали свои программы, около 60.
Но отдадут ли избиратели голоса новым деятелям — покажут осенние выборы.
Выпуск газеты №:
№134, (2015)Section
Подробности