Перейти к основному содержанию

Игорь ШУРМА: Львовян не нужно учить любить Украину...

30 сентября, 00:00

В прошлый четверг во Львове бушевали политические страсти. В этот день Львовский городской и областной советы рассматривали вопрос об отношении к подписанному Президентом Украины Леонидом Кучмой соглашению о создании ЕЭП. Представители правых сил, в первую очередь — блока «Наша Украина», сделали все возможное для политизации вопроса. В город прибыл усиленный «десант» из членов фракции Виктора Ющенко «Наша Украина», несколько тысяч сторонников блока было собрано под стенами облсовета. В руках они держали лозунги наподобие: «ЄЕП — новий Союз», «Вступ до ЄЕП — зрада України». И городской, и областной советы (и там, и там сторонники Ющенко имеют большинство) приняли заявления, осуждающие вступление Украины в ЕЭП. В областном совете прения по этому поводу продолжались около четырех часов. В сессионном зале присутствовало около трех десятков депутатов Верховной Рады от фракции «Наша Украина» во главе с Виктором Ющенко, а также представители фракции СДПУ(О) Игорь Шурма и Петр Писарчук. Однако слово для выступлений получили только представители «Нашей Украины».

Что же касается уличной толпы, то, по свидетельствам очевидцев, что-то как будто руководило и правило тем мощным организмом, способным, в зависимости от того, какие будут брошены лозунги, на добро и зло. А лозунги были агрессивными, и поэтому люди кричали, бросали камни и яйца, наверное, загодя приготовленные. Это делали скромно одетые и вовсе не откормленные граждане, позднее разошедшиеся по своим домам, а через день уже стоявшие в одной очереди за хлебом или в церкви, неспособные на такие грозные и чудаческие чувства, как в пикете. Ведь те, кто правил тем «балом», были далеко недосягаемы для камней, на втором этаже областного совета, где проходила сессия.

Уже позже стало понятно, что до беды было совсем недалеко, и не хватало одной единственной искорки, чтобы произошла трагедия, и под ноги толпы упала чья-то жизнь или здоровье. Потому что депутаты из блока «Нашей Украины» все подогревали и подогревали своими речами людей. И речь идет здесь совсем не о том, справедливыми ли были их лозунги. А о чувстве меры и ответственности, о которых должны помнить те, кто обращается к народу, дабы этот народ в своем гневе не сделал чего-то такого, о чем позднее искренне пожалел бы. В этом смысле события во Львове стоят глубокого анализа, ведь Львовщина стала полигоном для отрабатывания политтехнологий, — следовательно, приближающиеся выборы будут еще более сложными и более бурными, нежели предыдущие.

В какой-то степени Львовскую общину можно понять, — по статистике, это на 65% электорат Виктора Ющенко, и приезд такого мощного десанта «Нашей Украины», которого, кажется, не принимала еще ни одна область, не мог не вызвать реакции значительной части населения. Приезд гостей был приурочен к сессиям городского и Львовского областного советов, где депутаты приняли несколько заявлений, в частности о категорическом нежелании вступления в ЕЭП, против политреформы, которая отбирает у людей право самим выбирать президента, и за кадровые перемены в городской и областной налоговых администрациях, руководство которых многими во Львове отождествляется с СДПУ(О). Последнее, правда, выдвигалось на главное место и вызывало бурю эмоций.

Именно поэтому лидера львовских «эсдеков», народного депутата Игоря Шурму, когда он вышел на улицу, не захотели слушать. В него полетели камни, мелкие монеты и даже лягушачьи лапки. Правда, и в сессионном зале далеко не сразу ему дали микрофон. Когда Шурма в зале заговорил, депутат Олекса Гудыма сбросил микрофон на пол... Подробнее о том, что произошло в тот день, — в интервью с народным депутатом Игорем Шурмой.

— Что именно вам не дали сказать людям?

— Посылая меня в толпу, никто не надеялся, что я выйду. Первое — пауза, позже ребята, которые владеют митинговой драматургией, отрежиссировали крики «Шурму — в тюрьму». Это для меня — идеальный лозунг. Я отвечаю всем, кто меня туда хочет бросить — представителям КУНа, УНА-УНСО, бизнесменам, всем настроенным против социал-демократической партии, — садите меня в тюрьму, вы можете касаться любой страницы моей биографии, ничего не то что преступного, но и чего-то, что бы пошло во вред Украине, вы не найдете. Потом я попросил микрофон. Я не знал, что буду говорить. Возможно, что я родился во Львове, я здесь вырос, я люблю свою Украину, и никто мне этого не запретит. Что невозможно и бессмысленно приватизировать свою любовь к Украине… Однако толпа заглушала мой голос, и я просил позвать хотя бы одного из молодых людей, чтобы спросить: «Скажи, зачем ты так ведешь себя?» Я хотел услышать мотивацию — моральную, интеллектуальную, лингвистическую, какую хотите. И этого не добился. Для себя же сделал вывод: это отзыв на призывы к неповиновению. Вообще мне непонятно, зачем господин Ющенко приехал во Львов и призывает любить Украину. Здесь людей не нужно убеждать и учить любить Украину. Лучше уже ехать куда-то на восток, в Енакиево, Белгород-Днестровский и говорить об опасности Украины, и вашей к ней любви и объяснять безвольное голосование за Единое экономическое пространство. Там объяснять людям, почему вы в Киеве говорите одно, а во Львове — другое. В 2002 году вы говорили о системном изменении власти, а сегодня выступаете против политической реформы. Я бы хотел подчеркнуть для тех людей, которые сюда приезжают, что после их приезда в этом городе остаются пространство, время и люди. Им нужно здесь жить дальше, стоять рядом на автобусной остановке, смотреть друг другу в глаза и думать, как жить дальше. Здесь с самыми искренними патриотическими пожеланиями остаются не просто зерна неповиновения, а новая идеология — «нашизм». Это совершенно новая идеология ХХI века, которая рождается там, где люди безгранично любят свое государство, где люди верят своим лидерам, продолжают верить их словам и все еще не научились верить поступкам.

— СДПУ(О) отождествляют с налоговой. Почему, на ваш взгляд?

— Господа депутаты, которые сидят в Верховной Раде 10 — 12 лет, сами стали причиной этого отождествления государственных органов с политическими фракциями. Это есть результат их деятельности, хоть это давно следовало запретить законом. Сегодня же закон, до 1 января 2004 года, не запрещает ни таможенникам, ни налоговикам состоять в партии. У нас что — 37 й год, ичеловек не может сделать свой политический выбор? А то, что есть отождествление с таможенной и налоговой, еще раз напоминает — вы являетесь выходцами из Советского Союза, и стремитесь во что бы то ни стало сформировать образ врага (причем под эгидой идеи защиты своих олигархических структур). Я веду к тому, что блок «Наша Украина» имеет на Львовщине значительный экономический потенциал, немало предприятий, руководители которых принадлежат именно к этому блоку. И когда к ним приходят с проверкой, а еще если указывают на нарушения — начинают кричать о политическом давлении (в качестве примера АПК «Галичина» и «Орлан»). Сегодня мы говорим, что таможня ангажирована СДПУ(О), а почему мы не говорили о таможне год назад, когда ее возглавлял Николай Горинь, представитель национал-патриотических сил? Даже Яворивский сказал, что через неуклюжесть этого неспециалиста бюджет недополучил миллиард гривен. Почему, когда есть дополнительных поступлений в бюджет триста миллионов, пальцем тычут в молодого парня, который пришел туда всего четыре месяца назад и намеревается там что-то изменить? Да, он не изменит систему и структуру, он только может что-то сделать в пределах своих полномочий, действующего законодательства. И если перекрыли канал перевозки контрабанды определенным силам, которые принадлежат к блоку «Нашей Украины», то это не значит, что можно этого человека обвинять в некомпетентности.

— Как вы относитесь к словам Владимира Яворивского: мол, в Яворивском районе под каждым кустом перегружается контрабанда?

— Я вам вынужден сказать, что это — пустая болтовня. То, что эти люди говорят именно так, для меня означает: их национальный патриотизм заканчивается там, где начинается патриотизм собственного кармана. 10 лет молчали о таможенной службе, за полгода заговорили. Дайте факты! Есть суд, есть спецслужбы, которые могут все зафиксировать. Сидите под теми кустами, фотографируйте того таможенника и налоговика, которого вы обвиняете в злоупотреблениях, приведите хотя бы одно доказательство. Ярослав Кендзер, который обвинял СДПУ(О) во всех грехах, здесь, в колыбели национально-патриотического движения, дважды проиграл суд СДПУ(О), и ни разу не выполнил решения суда — опровергнуть и извиниться. Мы просим еще раз — приведите примеры, если у вас они есть. Это зло нужно искоренять, а не забрасывать простому люду выгодные для себя вещи. Ведь эти люди в порыве могли пойти на что угодно. Способны ли они сегодня на что-нибудь подобное, способны ли они на такое? Был объект — Шурма, они бросили камни в него, вышел бы Писарчук — бросили бы в него.

— Почему все-таки во Львове стали возможными события, по напряжению подобные бурным девяностым?

— Ющенко привык приезжать на Львовщину, во Львовский областной совет, где все лежит у его ног. Впервые за много лет ему смогли оппонировать, высказали другую точку зрения, это вызвало личную его нервозность в городском совете. В областном совете он меня, как представителя другого лагеря, не захотел выслушать, — и это человек, который претендует руководить во всем государстве. Так в пределах государства потом захочет ли он слушать «политическое меньшинство»? А поэтому я спрашиваю, кто с ним придет к власти? По моим стандартам, это не есть демократия. Там, где есть только одна точка зрения — восстает Советский Союз. Это — коммунизм. Если не иметь в своем пространстве людей, которые мыслят иначе, будет создан тот же коммунистический режим.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать