Играть в Украину
Как «Казаки» Европу завоевали
Мы часто не замечаем, что рядом с нами уже происходит то, о чем лет через пять будут говорить по телевидению и писать в газетах. То, что даст старт новому течению, станет новым явлением — так, как это сделала, например, всемирно известная украинская компьютерная игра «Казаки» и люди, причастные к ее созданию. Еще совсем недавно в эту игру играли почти все — от ребенка до руководителя банка, от студента до депутата. «Казаки» были установлены на каждом третьем украинском компьютере и до сих пор остаются суперпопулярными не только в нашей стране или на постсоветском пространстве, но и в Европе. Своего рода «украинским Колумбом», открывшим для консервативных европейцев Украину и доказавшим им, что у нас могут и будут делать конкурентную продукцию индустрии электронных развлечений, по праву считается Сергей Григорович из киевской компании «GSC Game World». С ним корреспондент «Дня» беседовал не только о «Казаках», но и о перспективах развития такой новой отрасли украинской экономики, как игровая индустрия, о производстве и продаже компьютерных игр, мировой рынок которых оценивается в десятки (если не в сотни) миллиардов долларов. Казалось бы: какие-то компьютерные игры, в которые играют наши дети и взрослые просто ради развлечения — ну и что? А то, что за границей, например, один диск стоит 40-50 долларов, одна популярная игра может продаться тиражом от одного до нескольких десятков миллионов экземпляров по всему миру. В разработку одной игры на Западе могут вложить и 10 миллионов долларов, и 100. Компьютерные игры уже становятся объектом и даже субъектом политики не только внутренней, но и международной. Парламенты стран дискутируют, издавать ли законы о введении ограничений на насилие в компьютерных играх, или, наоборот, направленные на стимулирование производства последних? Еще пример: на Западе приходят к мнению, что Украина занимает первое место по производству пиратского программного обеспечения и тех же игр, западные компании несут огромные убытки, и вот уже ЕС и Америка грозят санкциями, обсуждают проблему на высшем политическом уровне — и все это лишь незначительная верхушка айсберга... Об особенностях национального «игростроения» и игре «Казаки» рассказывает Сергей ГРИГОРОВИЧ.
— Этот вопрос вам, наверное, уже задавали, и все же: почему именно «Казаки», почему национальный исторический контекст?
— Когда мы только начали разрабатывать проект, вспомнили украинский мультик про казаков. Мультик-то говорил о чем? О том, что украинские казаки — это часть европейской цивилизации, часть ее истории. Мне тогда было всего 17 лет, и я был полон детского энтузиазма. Поэтому на первом месте стояло огромное желание сделать что-то национальное, патриотическое — и мы решили делать «Казаков». Саму игру написали вчетвером, но параллельно мы запустили несколько разных проектов в надежде, что хотя бы один из них окажется успешным. Припоминаю еще один интересный факт: я думал, что для успешной продажи игры в Европе следует придумать ей другое название — так «Казаки» стали «Европейскими войнами». К моему удивлению, когда мы предложили издателям-немцам этот вариант, они сказали: «Нет, «Казаки» — это то, что надо, в Европе это такое же разрекламированное слово, как «водка» или «Калашников».
— Все знают про победы Русланы на «Евровидении» и братьев Кличко, но мало кто знает, что еще в 2000 году компьютерная игра «Казаки» прорубила в прямом смысле этого слова украинское окно в Европу...
— У нас, может, и не знают, а вот, например, в позапрошлогоднем европейском издании журнала «Плейбой» был рейтинг — десять личностей и вещей, которые прославили Украину. Так там наша игра была на втором месте после Шевченко, мы даже братьев Кличко обогнали.
— Кстати, в отличие от Виталия и Владимира Кличко, украинские «Казаки», став суперпопулярными в Европе, Америку так и не покорили.
— У нас все-таки европейский менталитет и культура соответственная. Люди старше нас с вами, те, которым по 35-40 лет, с удовольствием играют в «Казаки» и остальные наши продукты, потому что это в первую очередь интеллектуальные игры, сродни шахматам, в которых нет легких и простых путей. В Америке же играет более молодая аудитория с совсем другим характером, они больше стремятся к упрощению и зрелищности жизни, отношений и тем более компьютерных игр. Мы, конечно, можем что-то изучить и как-то приблизиться к их сознанию, но понять их все равно не сможем. Поэтому уровень продаж наших «Казаков» в Европе почти в два раза выше, чем самой популярной американской стратегии «WarСraft». Это лишний раз доказывает, что мы — европейская нация.
— Какое место, по вашему мнению, на данный момент занимает Украина в мировой индустрии электронных развлечений?
— Пока сложно давать оценки — у нас в Украине это все-таки еще не индустрия. К сожалению, мы еще не Голливуд с их конвейером. У нас пока что слишком маленький объем игровой продукции по сравнению с другими странами, однако... Мы сейчас начали заниматься собственным издательством. По секрету скажу, что это будет игра в стиле фэнтези. То есть мы сами делаем нашу игру и сами ее распространяем — без посредников. На данный момент такой практики в мире еще нет. Успешная реализация этого проекта даст нам доступ к прибылям не только европейских издателей, но и монстров мирового рынка производства и распространения компьютерных игр. Скажем так, сегодня известные издатели делятся прибылью с производителем в соотношении приблизительно 80 на 20, а то и 90 на 10. Нас это не устраивает, тем более, что деньги у нас есть, поэтому мы хотим вырваться из этого плена и стать самодостаточными и самостоятельными. Тогда мы сможем напрямую сотрудничать со всеми разработчиками из бывшего СССР. Таким образом, уже в недалеком будущем Украина может стать мировым лидером в индустрии электронных развлечений. Украина вообще, с моей точки зрения, имеет все возможности стать номером один в мире именно как производитель игрового и программного обеспечения, а не продукции машиностроения, например, или трубопроката. У нас есть гениальные люди, мы очень интеллектуальная нация, и только ставка на интеллектуальный вид деятельности и предотвращение «оттока мозгов» выведет нас на мировой уровень.
— То есть вы считаете, что если есть спрос на украинских программистов, то может быть спрос и на те игры и программное обеспечение, которые они делают у нас в Украине, не уезжая, например в Америку? Будучи отечественными производителями?
— Нам нужно понять, что украинский программист — это не только «мозги», которые Запад может недорого купить. При небольших усилиях и внимании к развитию ИT-индустрии в нашей стране мы с таким же успехом могли бы делать готовую продукцию своими силами, а страна только от этого выиграла бы в плане наполнения бюджета и инвестиций.
— Какие шаги должно, на ваш взгляд, сделать государство для этого?
— В первую очередь, это принятие законов о налоговых льготах для всей отечественной индустрии ИT-технологий. В будущем, вероятно, можно будет говорить о комплексной государственной программе развития этого сектора, логическим результатом успешной реализации которой должно стать создание в Украине IT-технополиса — отечественного аналога американской «Силиконовой долины». Снижение налогового давления хотя бы на несколько процентов позволило бы национальным производителям, во-первых, снизить себестоимость своей продукции, сделать ее более доступной потребителю, а во- вторых, более эффективно вкладывать деньги в свое собственное развитие. Если говорить об играх, то, например, во Франции (а там игровая индустрия находится в кризисном состоянии) в прошлом году было выделено по четыре миллиона евро финансовой поддержки десяти лучшим французским играм года. Наши же бизнесмены и политики, к сожалению, не рассматривают эту отрасль как перспективную.
— А не было ли со стороны финансово мощных заграничных конкурентов попыток перекупить ваших программистов, да и компанию в целом?
— Такие попытки были, но мы не поддаемся — мы твердо стоим на ногах. Нас не пугает и конкуренция. Вот, например, по последним данным, американская компания Electronic Arts хочет вложить 20 млн. долларов сюда, в Украину, для того, чтобы не дать другой компании — THQ (которая будет эксклюзивным издателем потенциально прибыльного украинского суперхита «Сталкер») развиться на рынке игр для персональных компьютеров и таким образом потеснить американцев.
— Расскажите подробней об истории с Microsoft: около пяти лет назад, после выхода «Казаков», в отечественной и заграничной прессе много говорилось о том, как четыре парня из Украины, скажем так, подставили подножку Биллу Гейтсу...
— В свое время всемирной известностью пользовалась первая часть игры от Microsoft — «Age of Empires», действие в которой происходило в античную эпоху. Так вот, когда американцы начали разрабатывать вторую часть, в которой действие происходило уже в эпоху средневековья, мы сразу поняли, что наш сюжет следует делать о временах, когда, собственно, и жили казаки — о XVI — XVIII веках. Поскольку наша игра потом стала очень популярной, мы фактически лишили Microsoft возможности сделать третью часть, так как ее просто никто не покупал бы. Мы первыми заняли эту нишу на рынке, и тогда им пришлось обратиться к греческой мифологии, в общем, работать над совсем другим проектом.
— Игра «Казаки», кроме того, что стала очень популярной, являла собой нечто большее в плане оригинальных нововведений, впоследствии превратившихся в мировые каноны по разработке игр.
— Скажем так, успех нашей игры обеспечили три составляющие. Во-первых, игра реалистична и исторически правдоподобна, во-вторых она была чем- то принципиально новым в плане игрового процесса. Например, раньше в подобных американских играх количество войск ограничивалось максимум сотней человек. Представьте себе: на виртуальном поле битвы эпохи средневековья, где, с исторической точки зрения, должны быть тысячи рыцарей, у вас их максимум сто. Наши же программисты дали игрокам возможность управлять тысячами солдат. Ну и в-третьих, это, безусловно, национальный колорит — кстати, «Казаки» стали первой в Украине игрой такого уровня, выпущенной на украинском языке.
— Ваша новая игра «Сталкер» фактически является очередным мировым хитом еще задолго до ее появления. И снова соотнесение с украинским контекстом — темой Чернобыля...
— Сначала мы просто хотели сделать фантастическую игру о войнах будущего. Но потом родилась идея сделать ее по мотивам Стругацких. Если в Европе знают слово «казаки», то уж о Чернобыле слышали практически все. Мы два раза ездили на атомную станцию, и хотим как можно реалистичней передать наши ощущения игрокам. Так, чтобы человек за компьютером смог поверить, что он действительно там находится, в этой атмосфере. Я уверен, что «Сталкер» превзойдет по популярности даже «Казаков». И если раньше на Западе многие скептики считали, что европейский успех первой украинской игры — это просто везение, может, даже случайность, то «Сталкер» убедит даже Америку в том, что Украина сможет занять одно из первых мест в мире по производству игрового компьютерного обеспечения. Не забывайте также, что совсем скоро выйдет вторая часть «Казаков», и она вместе со «Сталкером» будет настоящим украинским брендом. Но, признаюсь, к сожалению, на этом вся украинская тематика в наших играх заканчивается. По крайней мере, я больше не вижу украинских тем, интересных Западу.
— На международных выставках, где вы представляете нашу страну, ощущается какое-то особое внимание к отечественным играм?
— Когда мы участвовали в самой известной международной выставке последних достижений в области компьютерных технологий Е3, возле наших стендов были сумасшедшие толпы посетителей, их просто невозможно было оторвать от экранов мониторов. Несмотря на то, что мы находились на «немодном» нижнем этаже, посетители говорили, что им здесь намного интересней, чем на верхних этажах среди мультимиллиардных гигантов игровой индустрии.
— Не могли бы вы сравнить уровень развития производства игр в России и в Украине?
— У нас игровая индустрия приблизительно на треть мощнее, чем в России. У них только одна игра себя оправдала, достигнув порога окупаемости в 300 тыс. проданных копий — «ИЛ-2 Штурмовик». А, например, лицензионных версий только наших «Казаков» было продано по всему миру около 2 млн. 300 тыс. копий. Хотя начинали россияне еще задолго до того, как в Украине появились первые аналогичные компании. Сейчас в России больше делают игр по заказам западных издателей.
— «День» писал о киевском финале WCG — Всемирных компьютерных игр в Украине, где вы выступали спонсорами игроков и команд. Это сугубо рекламный ход или нечто большее?
— Среди участников игр были и наши сотрудники, но мы также спонсируем и других наиболее перспективных киберспортсменов. Таким образом мы поддерживаем отечественное киберспортивное движение, ну и, конечно же, для нас это реклама. Недавно мы заполучили права на проведение в Украине другого аналогичного чемпионата ECL (Европейская КиберЛига). Там наша игра «Казаки» будет одной из дисциплин.
Выпуск газеты №:
№169, (2004)Section
Подробности