«Именно из-за цены на землю высоким остается уровень коррумпированности чиновников...»
Уверен прокурор Автономной Республики Крым Виктор Шемчук![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20060816/4138-4-1.jpg)
Крым часто называют «украинской Сицилией», проводя аналогию с нынешней правовой неразберихой, которая якобы господствует на полуострове, с тем, что было во времена борьбы мировых мафиози за первичное накопление капиталов. И хотя у этого сравнения есть определенное преувеличение, однако не без того, что «в каждой шутке есть доля шутки». Вместе с тем, понятно, что во времена перехода страны к демократическому правлению, роль и значение правовой сферы увеличиваются настолько, что она становится главным предохранителем того, чтобы не допустить сползания страны или ее отдельных регионов к полной анархии. Главную роль в этих процессах играет прокуратура. Итак, как именно сейчас развивается законодательная и правовая сфера Украины, в чем ее достижения и в чем просчеты? Об этом разговор нашего корреспондента с прокурором Автономной Республики Крым Виктором ШЕМЧУКОМ.
ПОЗИТИВЫ И НЕГАТИВЫ
— Виктор Викторович, скажите, пожалуйста, как в последнее время изменилась в целом ситуация с соблюдением законности в Крыму — она улучшилась или ухудшилась? Например, приходилось слышать утверждение, что «сегодня никакие законы не работают». Почему люди так думают?
— Нужно сказать, что внимание общества к уровню законности как в Украине в общем, так и в Крыму в том числе, за последнее время значительно возросло. И это понятно. Ведь процесс внедрения демократических методов управления в стране немыслим без повышения правовой культуры общества и упрочения законности. С правовой точки зрения у нас кардинально изменилось качество общества. Мы переходим к верховенству права и приоритету закона, а люди, привыкшие жить в координатах командно-административной системы, привыкли выполнять приказы начальства, которые и считают высшим законом. Сегодня каждый гражданин может проявить инициативу в пределах своих прав без какой-либо команды начальства, каждый «сам себе хозяин», а поэтому многим кажется, что «законы не действуют». Уверяю вас: еще как действуют! Сегодня закон, а не политика и административные команды, стали главным фактором управления обществом. Поэтому количество столкновений законов и практики жизни значительно увеличилось, несоответствие законов и нашей повседневности стало заметнее, чем раньше, значение правовой сферы в общем значительно выросло. Ранее психологическое состояние в обществе было таково, что все делали так, как скажет начальство, а сейчас должны поступать так, как велит закон. Это сердцевина демократии. Однако, у нас к этому еще не привыкли. Без команд сверху многие в регионах растерялись, проявить инициативу боятся и не умеют, а поэтому сетуют на безвластие. Уверяю вас — это не так. Процесс повышения правовой культуры общества, конечно, болезненный, сложный, но мы на правильном пути.
Что касается прокуратуры Крыма, то хотя и констатируем улучшение всех показателей прокурорско-следственной деятельности в республике, однако мы на недавней коллегии говорили преимущественно о том, что еще нужно сделать. Так, по итогам полугодия в автономии уровень преступности, в частности количество тяжких и особо тяжких преступлений, снизился на 25%.
На 50% меньше совершено преступлений несовершеннолетними. Это результат общей работы всех правоохранительных органов при усилении координирующей роли прокуратуры автономии. Мы можем также отметить как позитив, улучшение качества досудового следствия в прокуратуре, активность в отстаивании прав граждан и интересов государства. В текущем году в сфере экономики возмещено больше 20 миллионов гривен и столько же по мерам прокурорского реагирования выполнено социальных выплат, в первую очередь заработной платы.
Сегодня мы работаем над совершенствованием земельных отношений, предупреждением коррупционной деятельности. О повышении роли прав и законов в нашей жизни говорит такой простой факт. Например, в советское время практически не было дел о защите прав потребителей, о социальной защите, об охране труда, о защите чести и достоинства, свободе слова. Считалось, что у нас тут все нормально, хотя на самом деле это было совсем не так. Сегодня же только нашей прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан возбуждено 75 уголовных дел, из которых 39 направлено в суд, к ответственности привлечено 822 чиновника, возмещено 20,3 млн. грн. задолженности по социальным выплатам. Только при надзоре за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в 2006 году наша прокуратура возбудила семь уголовных дел, внесла 22 документа прокурорского реагирования, к ответственности привлечено 104 должностных лица. При надзоре за соблюдением законодательства об охране труда возбуждено 12 уголовных дел, к ответственности привлечено 168 лиц, и тому подобное.
— Можем ли мы посмотреть на конкретные показатели правовой сферы?
— В общем мы констатируем стабилизацию криминогенной обстановки в автономии, уменьшение количества совершенных преступлений и активизацию правоохранительной деятельности на подавляющем большинстве направлений. Уровень преступности на территории Крыма по итогам 6-ти месяцев текущего года уменьшился: зарегистрировано 9652 преступления, что на 25,3% меньше, чем в прошлом году. Количество тяжких преступлений уменьшилось на 27%. Однако нужно реально оценивать ситуацию, и признать, что снижение уровня общей преступности произошло благодаря законодательной декриминализации краж и их квалификации как административного правонарушения. Вместе с тем, следует отметить, что в течение всего полугодия наблюдается рост отдельных категорий тяжких и особо тяжких преступлений: количество изнасилований увеличилось на 47%; разбойных нападений на 41%; вымогательств на 31%. Самое большее количество таких преступлений совершено в Керчи, Джанкойском регионе, Нижнегорском районе и тому подобное. В Крыму улучшилась правовая работа в сфере защиты имущественных и других личных прав и свобод граждан и экономических интересов государства. В сфере защиты экономических интересов государства возбуждено 204 уголовных дела, к ответственности привлечено 706 служебных лиц, возмещено 21,9 млн. грн.
КРИМИНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПОЛУОСТРОВА
— Есть ли какая-то криминально-правовая специфика Крыма?
— Конечно, наиболее актуальными для Крыма остаются проблемы с соблюдением законов о собственности, в том числе приватизации, налогообложения, реформирования агропромышленного комплекса и энергосбережения. Этому способствуют, в свою очередь, повышение спроса на туристические услуги, развитие рынка недвижимости в автономии, которые при содействии государственных органов управления дают основания для осуществления незаконных операций с недвижимостью и уклонения от выплаты налогов. По фактам правонарушений в сфере защиты государственной и коммунальной собственности возбуждено 41 уголовное дело, опротестовано 87 незаконных решений органов власти и контроля, к ответственности привлечено 73 служебных лица, возмещено 1,2 млн. грн. Задолженность арендной платы за использование государственного имущества достигает 1 млн. грн. Поэтому мы провели проверки, и их результаты засвидетельствовали существенные нарушения. Прокуратурой автономии направлено представление главе Фонда имущества АР Крым.
— Какие злоупотребления здесь обнаружены?
— Например, проверкой обнаружено, что служебные лица хозяйства «Предгорское» Института винограда и вина «Магарач» Украинской академии аграрных наук за счет государственных средств содержали базу отдыха, которая была передана в аренду коммерческой структуре. Обнаружен также факт незаконного выпуска на этом предприятии векселей для расчета с коммерческой структурой Днепропетровска за виноград, который фактически государственному предприятию не поставлялся. Тут государственным интересам нанесен урон на сумму около 500 тысяч гривен, возбуждено уголовное дело.
Возбуждено уголовное дело в отношении служебных лиц государственного предприятия «Крымские генерирующие системы», которые по необоснованному и незаконному согласованию должностных лиц Фонда государственного имущества Украины, не имея полномочий, передали в аренду целостные имущественные комплексы — «Сакские тепловые сети», «Симферопольская ТЭЦ», «Камыш-Бурунская ТЭЦ» с ООО «Крымтеплоэлектроцентраль» сроком на 10 лет. При этом в нарушение требований закона 70% арендной платы, которая должна была направляться в государственный бюджет Украины, безосновательно перечислялись на расчетный счет ГП «Крымские генерирующие системы». Вследствие этого государственному бюджету Украины нанесен ущерб на сумму более 5 млн. грн.
Кроме того, еще в прошлом году с целью отмены незаконной передачи государственного имущества бывшего пансионата «Глициния» прокуратурой Крыма предъявлен иск в хозяйственный суд Киева в интересах государства в лице Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины в Государственное Управление делами, Государственное предприятие Украины «Международный детский центр «Артек» о признании недействительным приказа и договора купли-продажи государственного имущества, осуществленного еще в 2004 году. Решением хозяйственного суда Киева уже в нынешнем году иск прокуратуры Крыма удовлетворен.
ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК КРИМИНОГЕННАЯ СФЕРА
— Насколько законно в общем проходит приватизация в Крыму?
— В этой сфере нами за полугодие возбуждено 11 уголовных дел, к ответственности привлечено 10 служебных лиц, возмещено 1 млн. грн., что почти втрое больше, чем в прошлом году. Задолженность платы за объекты приватизации после вмешательства прокуратуры автономии на конец полугодия полностью погашена. Вместе с тем в Крыму наблюдается распространение случаев, когда отчуждение объектов осуществляется на основании судебных решений, которыми нарушены нормы материального и процессуального права. Например, в ходе процедуры банкротства Азовского ликероводочного завода хозяйственный суд с нарушением требований действующего законодательства утвердил мировое соглашение между должником и кредиторами, на основании которого все имущественные активы предприятия переданы одному из кредиторов. Поскольку указанное предприятие находится в перечне предприятий, не подлежащих приватизации, но фактически его целостный имущественный комплекс отчуждается в обход процедуры приватизации, по результатам проверки, проведенной отраслевым отделом, на решение суда внесено кассационное представление. Поэтому вопрос о наличии в действиях служебных лиц государственного предприятия и органа управления — Министерства промышленности, транспорта и связи АР Крым — будет решен только после принятия окончательного решения по делу кассационной инстанцией.
— Часто ли незаконные решения принимают сами органы власти и местного самоуправления Крыма?
— К сожалению эти случаи не единичные. По представлению прокуратуры Верховная Рада АР Крым упразднила один из пунктов своего постановления, которым Фонду госимущества было поручено осуществить отчуждение ГАК «Черноморнефтегаз» незаконченного строительства газораспределительных станций в селах Геройское и Митяево Сакского района, поскольку в соответствии с законодательством «Черноморнефтегаз», 100% уставного фонда которого принадлежат государству, не может быть покупателем имущества, принадлежащего автономии.
Прокуратурой АРК в хозяйственный суд направлен иск о признании недействительным одного из пунктов постановления Верховной Рады Крыма о сборе на развитие рекреационного комплекса, поскольку Верховная Рада АР Крым вышла при этом за пределы предоставленных ей полномочий. В Верховную Раду АР Крым внесено также представление о несоответствии законодательству постановления, которым утверждено Положение о порядке продажи пакетов акций открытых акционерных обществ, принадлежащих Автономной Республике Крым, на открытых денежных региональных аукционах. Обнаружены факты, когда служебные лица ОАО «Евпаторийское АТП», злоупотребляя своим служебным положением в собственных интересах, осуществили отчуждение имущественных активов предприятия, что повлекло за собой процедуру банкротства предприятия, более 70% в уставном фонде которого принадлежат государству. По этому факту прокуратурой автономии возбуждено уголовное дело. Аналогичный факт установлен прокуратурой Симферополя в действиях служебных лиц ОАО «Шкірвзуття».
— Какие экономические преступления больше всего досаждают автономии?
— Скорее всего это нарушение законов о налогообложении и о бюджетных отношениях. Так, в процессе надзора за соблюдением законов о налогообложении нами только за полгода возбуждено 17 уголовных дел, возмещено 5,7 млн. грн., к ответственности привлечено 110 служебных лиц. 4 уголовных дела возбуждено по фактам незаконного возмещения НДС. Джанкойской межрайпрокуратурой обнаружено преднамеренное завышения служебными лицами ООО «Криммлин» стоимости оборудования мельницы с целью искусственного создания налогового кредита и незаконного получения из государственного бюджета 2,4 млн. грн. Красноперекопской межрайпрокуратурой обнаружены злоупотребления служебных лиц ООО «Завод Сиваш», которые, с целью завладения бюджетными средствами, незаконно заявили в декларации по НДС стоимость к возмещению из бюджета 100,5 тыс. грн. Прокуратурой автономии возбуждено уголовное дело по факту не целевого использования бюджетных средств служебными лицами Ленинской районной государственной администрации на сумму более 300 тыс. грн. Прокуратурой Красногвардейского района обнаружены факты, когда служебные лица КП «Юнион-Агро», злоупотребляя служебным положением, безосновательно получили бюджетные средства на счет предприятия, чем нанесли ущерб на общую сумму 684 тыс. грн. Возбуждено уголовное дело относительно Чернышевского сельского председателя, который, злоупотребляя служебным положением, подписал акт приема выполненных работ на сумму 98 800 грн., тогда как работы фактически не выполнялись. Всего по результатам проверок в сфере соблюдения бюджетного законодательства возбуждено 38 уголовных дел, к ответственности привлечено 219 служебных лиц.
За 6 месяцев 2006 года налоговой милицией обнаружено 105 преступлений против 99 в прошлом году. Однако нельзя сказать, что в этой сфере деятельность улучшается: потому что на 14,3% меньше обнаружено преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, на 12,5% — связанных с незаконным обращением подакцизных товаров, на 40% — связанных с незаконным использованием марок акцизного сбора, более чем в два раза упразднено незаконных постановлений следователей о возбуждении уголовных дел. Вместе с тем, на 144,4 % увеличилось количество незаконно возбужденных следователями налоговой милиции уголовных дел. В первом полугодии 2006 года упразднено 22 таких незаконных постановления. Это — следствие неудовлетворительной работы оперативных подразделений ГНА в АР Крым и некачественного изучения следователями материалов. Следователями налоговой милиции в АР Крым в текущем году принято в производство 44 уголовных дела, что на 42,8% меньше, чем за шесть месяцев прошлого года. На 52,6% уменьшилось количество законченных уголовных дел, из них с обвинительным приговором прокурору направлено 14 уголовных дел, что на 53,3% меньше чем в 2005 году. Соответствующие мероприятия относительно обеспечения возмещения убытков, нанесенных преступлениями, также не осуществляются. Если в первом полугодии прошлого года было возмещено 3385 тыс. грн. из 3734 тыс. грн., то в текущем году — 729 тыс. грн. из 5619 тыс. грн.
— Многие наблюдатели утверждают, что у нас в последнее время ослабилась борьба с коррупцией. Так ли это?
— В текущем году прокурорами Крыма обнаружено 33 коррупционных деяния, а в прошлом — 25. Наложено взыскание на 7 работников милиции, 1 таможенника, 9 служащих контролирующих органов. Больше всего нарушений установлено в деятельности служащих органов местного самоуправления — 11. Уже привлечено к ответственности 15 человек, а за весь прошлый год — 21. Тут дело в том, что в соответствии с законодательством Украины на органы местного самоуправления возложен большой объем обязанностей и предоставлено значительное количество полномочий в сфере государственного управления. В то же время, уровень заработной платы, правового образования, знаний антикоррупционного законодательства среди государственных служащих органов местного самоуправления является низким. Примерами нарушений со стороны работников органов местного самоуправления являются наложение взысканий на председателя Чкаловского сельсовета, оказывавшего незаконные преимущества при выплате премий и надбавок, председателя Янтарненского сельсовета, который незаконно содействовал осуществлению предпринимательской деятельности предприятия «Альянс-Крым», председателя Шелковненского сельсовета, который незаконно оказывал содействие на получение квартиры.
В текущем году направлено в суд 33 уголовных дела о взяточничестве. К уголовной ответственности за вымогательство привлекались четыре работника милиции, один помощник районного прокурора и два следователя органов прокуратуры, три должностных лица сферы образования и три — медицины, работники органов местного самоуправления и другие. Общая сумма взяток по законченным уголовным делам составляет 150.444 грн. и 54.800 долларов США. В суд направлены уголовные дела в отношении пяти руководителей и сотрудников милиции, четырех председателей местных советов, одного работника Государственной исполнительной и шести — налоговой служб и тому подобное.
КАЖДОЕ ПЯТОЕ РЕШЕНИЕ О ВЫДЕЛЕНИИ ЗЕМЛИ — НЕЗАКОННОЕ
— Так случилось, что сегодня сфера земельных отношений одна из наиболее уязвимых с правовой точки зрения. Есть даже утверждение о том, что закон о местном самоуправлении, дающий исключительное право распоряжаться землей только местным общинам, «слишком европейский», а наши общины «не доросли» до того, чтобы пользоваться им для своего блага без нарушений и злоупотреблений. Так ли это?
— Да тут есть проблема социально- психологического характера. Наши общины, а особенно руководители местных советов не всегда пользуются нормами закона на благо общества, и часто допускают злоупотребления. Однако нельзя сказать, что виноват в этом закон, который действительно достаточно прогрессивен, на уровне лучших европейских образцов. Всем известно, что при злом умысле наилучшие законы можно использовать во зло. Поэтому виноваты, конечно, люди, конкретные чиновники и нарушители. Сегодня дошло до того, что вопросы на сессиях вообще не рассматриваются, а решения просто подделываются. Значительное количество незаконных решений относительно распоряжения землей принимаются при преступном согласии органов государственного контроля. Не «плетутся в хвосте» коррупции госслужащие Азово-Черноморской экологической инспекции Министерства охраны окружающей природной среды Украины.
Первоочередной для прокуратур в Крыму стала задача побороть правовой нигилизм и дерзость органов местного самоуправления, коррумпированность их деятельности, и как следствие — свести к минимуму нарушение законодательства в сфере земельных отношений. Причем коррупция коснулась всех уровней и ветвей власти автономии. В общем установлено, что почти каждое пятое решение о выделении земли — незаконно, а основные нарушения земельного законодательства допускаются именно в органах власти и местного самоуправления. Лоббирование интересов кланов и бизнесовых групп сказалось на формировании как органов местного самоуправления, так и исполнительной власти. Нарушения и преступления в сфере земельных отношений есть не только в Крыму, но именно на крымских территориях нарабатывался опыт и выверялись преступные схемы, которые потом внедряются злоумышленниками по всему государству. Именно из-за цены на землю высоким остается уровень коррумпированности чиновников, именно в этой сфере нами обнаружено наибольшее количество должностных преступлений, злоупотреблений и хищений, именно за землю в Крыму убивали людей и ради контроля над ее распределением шли в депутаты. В общем, с начала 2005 года, на незаконные решения органов исполнительной власти и местного самоуправления органами прокуратуры Крыма внесено 1542 протеста, 1328 из которых уже удовлетворены. Если посчитать стоимость указанной земли по минимальной нормативной денежной оценке, установленной для земель сельхозназначения от семи тыс. грн. за один гектар, то общая сумма будет составлять более 178 млн. грн. В то же время, рыночная стоимость одного гектара земли Южного побережья Крыма кое-где превышает 1 млн. долларов США, а таким образом реально следует говорить о возвращении в государственную собственность и собственность территориальных общин земли на сумму около 2 млрд. долларов США, а это почти еще один бюджет нашего государства. Судами уже удовлетворены требования по 308 исках, по которым возмещено еще более 2 млн. грн. По судебным решениям уже реально возвращены земельные участки площадью 1,5 тысяч гектаров. Нас очень беспокоит ситуация в сфере земельных отношений, сложившаяся в Крыму. Самовольные захваты земли — это верх беззакония, однако не всегда в этом виновны сами люди, в частности репатрианты. Статистика свидетельствует, во-первых, что из общего количества незаконного завладения землей самозахваты репатриантов составляют менее половины, а большинство — это незаконное завладение землей отдельными фирмами и физическими лицами с коммерческой или производственной целью. Однако причина этого явления кроется в бездеятельности местных советов, которые годами не принимают ответственных решений, накапливают огромные очереди заявителей на выделение земли, не добиваются скорейшей разработки генеральных планов, не создают базу данных землевладельцев и землепользователей. Законодателей Крыма радует то, что новая Верховная Рада Крыма, горсовет Симферополя других городов Крыма активно принялись за разрешение земельной проблемы. Выделены значительные массивы для репатриантов в Симферополе и Симферопольском районе, в Алуште, в других городах. Это говорит о том, что при конкретном подходе органов власти земельная проблема может быть решена и снята с порядка дня уже через 1—2 года.
Решением хозяйственного суда АР Крым удовлетворен иск прокурора Ялты о взыскании потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства с ООО «Апекс-Юг» в пользу Ливадийского поселкового совета в сумме 625 тысяч гривен, Ялтинского городского совета в сумме 156 тысяч гривен и в пользу Верховной Рады АР Крым в сумме 260,5 тысяч гривен, всего на сумму более 1 млн. гривен. Указанное решение суда реально выполнено. По протестам прокуратуры упразднены незаконные постановления Совета министров Крыма относительно утверждения перечня предусмотренных к продаже земельных участков, расположенных в прибрежной защитной полосе Черного моря, и, в соответствии с законодательством, запрещено предоставлять в собственность. Опротестованы незаконные действия должностных лиц Совета министров Крыма относительно выделения земельных участков ООО «Гольф-Сити» для внедрения инвестиционного проекта «Развитие Западного побережья Крыма» на территории Сакского района площадью 6496 гектаров.
— Есть случаи, когда самовольный захват участков, а также незаконное строительство приносят региону значительный вред...
— Более того — они имеют угрожающие последствия. В частности, на 51 м километре трассы Ялта-Севастополь произошел сдвиг почвы, вследствие чего была повреждена автомобильная дорога общегосударственного значения. Только согласно предварительным подсчетам, сумма убытков составляет почти 15 млн. грн., а для полного ремонта может понадобиться в четыре раза больше средств. Проверкой прокуратуры установлено, что, несмотря на наличие в этом районе активного сдвига, о чем доподлинно известно как контролерам, так и представителям местных властей, одним из четырнадцати владельцев земельного участка самовольно начато строительство жилого дома и подъездной дороги к нему. В процессе строительства, которое проводилось без каких-либо согласований архитектурно-строительного контроля и вопреки требованиям противооползневого управления, активизировался сдвиг, что повлекло за собой грандиозные убытки. В дальнейшем сдвиг может привести к повреждению инфраструктуры санаториев «Пограничник» и «Нижняя Ореанда». На предписания органов контроля владелец земельного участка — гражданин Российской Федерации — не реагировал, противооползневые мероприятия и другие требования к проведению строительных работ не выполнил. Более того, выяснено, что в процессе строительства дома и дороги им незаконно вырублено большое количество деревьев, занесенных в Красную книгу — дуб, можжевельник, сосна крымская. Работники контролирующих органов, обследуя земельный участок, установили наличие 18 деревьев в возрасте более 200 лет, подлежащих охране, однако были уничтожены. В то же время максимальное наказание виновных за самоуправство, которое может быть инкриминировано этому «строителю», предусмотренное ст. 356 УК Украины, составляет штраф в сумме 850 грн. или исправительные работы сроком до двух лет, или арест до трех месяцев. Это при условии, если будет установлено конкретное лицо, совершившее преступление. Понятно, что наказание в данном случае не равноценно масштабам нанесенных убытков и социальной опасности преступления, особенно, если учесть, что подобные случаи неединичные. Они нуждаются в немедленном вмешательстве на уровне руководителей государства.
— Многие аналитики утверждают, что причина этого явления — несовершенное законодательство, регулирующее сферу земельных отношений. Так ли это, и что именно следует усовершенствовать законодателям?
— Это так. Значительные сложности вызывает неопределенность в законодательных и других нормативных актах определения и порядка использования прибрежных защитных полос морей. Сегодня земельные участки, расположенные на побережье моря, Законом Украины «О курортах», «Государственными санитарными правилами планирования и застройки населенных пунктов», а также нормативами «Градостроение. Планирование и застройка городских и сельских поселений» определены как стометровая зона, а «Водным кодексом Украины» как двухкилометровая зона, и требования этих законов и актов существенно отличаются.
В большую проблему для Крыма превратилась застройка крымских пляжей, а также закрытие их для крымчан и гостей Крыма. Сохранить их для курортников помог бы запрет передавать в собственность или в другое пользование юридическим и физическим лицам земельных участков пляжной зоны, непосредственно у кромки воды.
Условия для хаотичного нагромождения на крымском ландшафте так называемых «избушек» создает отсутствие кадастра, Генеральных планов городов. Это способствует стихийной застройке без порядка и правил. А поэтому следует предусмотреть в градостроительном и земельном законодательстве запрет относительно предоставления земельных участков для нового строительства.
Не секрет, что уровень привлекательности земель побережья полуострова очень высокий, однако фактические рыночные цены на нее не отвечают существующей денежной оценке земли. Как результат, искусственно создается вторичный рынок земли, земельные участки бесплатно предоставляются лицам, которые не намерены их использовать и получают лишь для дальнейшей перепродажи. В связи с этим, бюджет не получает соответствующие средства. Как можно прекратить незаконный бизнес? Во-первых, следует произвести оценку земли, которая бы отвечала ее рыночной цене. Во-вторых, путем внесения изменений в статьи 140, 141 Земельного кодекса Украины, стоит предусмотреть неиспользование по целевому назначению предоставленного земельного участка на протяжении определенного времени как основания для прекращения права собственности на нее или пользования ею. Темпы «обращения» земли значительно снизит также запрет относительно отчуждения в течение определенного времени земельного участка, предоставленного физическому лицу бесплатно в соответствии со ст. 121 Земельного кодекса Украины.
Наконец, нужно предусмотреть законодательное установление категорий лиц, имеющих право на бесплатное получение земельного участка, а также возможность создания очереди на получение земли по аналогии с нормами жилищного законодательства, поскольку результаты проверок свидетельствуют, что при наличии значительного количества жителей побережья Крыма, не обеспеченных жильем и требующих получения земли для индивидуального жилищного строительства, земельные участки бесплатно передаются в собственность жителям других регионов. При этом во многих случаях выяснить, на самом ли деле указанные земельные участки получены для строительства жилья, почти невозможно.
Южное побережье всегда будет предметом преступных посягательств и попыток переделить земли. Однако противопоставить им можно законодательное определение особого статуса этих земель, которые бы использовались только для оздоровительного и рекреационного назначения. Следует внести их в перечень особо ценных земель, установленный ст. 150 Земельного кодекса Украины.
СПРАВКА «Дня»
Виктор ШЕМЧУК, родился в ноябре 1970 года в Тернополе. В 1993 году окончил юридический факультет Львовского государственного университета имени И. Франко. С февраля 1993 года работал помощником прокурора, следователем и старшим следователем прокуратуры Тернополя. В январе 1998 года переведен в прокуратуру Автономной Республики Крым. Работал следователем прокуратуры Симферопольского района, заместителем начальника, а впоследствии начальником отдела по надзору за соблюдением законов спецподразделениями по борьбе с организованной преступностью прокуратуры Крыма. С начала 2005 года — прокурор Автономной Республики Крым. Старший советник юстиции. Неоднократно поощрялся Генеральным прокурором Украины.
Выпуск газеты №:
№138, (2006)Section
Подробности