Иосиф ВИНСКИЙ: «Заинтересованные в развале дела Гонгадзе засели на вершине власти»
Социалистическая партия Украины имеет серьезные расхождения с партнерами по властной коалиции по большинству вопросов внутренней политики. На такой вывод наталкивает разговор с первым секретарем политсовета СПУ, народным депутатом Украины Иосифом ВИНСКИМ. Создается впечатление, что наличие в руках у партии ряда серьезных государственных должностей — не единственное ли, что пока удерживает социалистов от перехода «линии оппозиционности». Поэтому уже можно прогнозировать, что даже оставшись официально «у власти», на выборах 2006 года Соцпартия будет пытаться играть на оппозиционном поле.
— У украинских партий определенного спектра появилась новая «мода» — «дружить» парами с политическими организациями России. Пример подала СПУ, заключив договор с «Родиной» Дмитрия Рогозина. Будущие парламентские выборы, как и недавние президентские, не обойдутся без российской «помощи?»
— Возможно, кто-то стремится именно к этому. Но Соцпартия ставит цель отрабатывания системы добрососедских отношений между Украиной и Россией. Мы искали себе партнеров, через которых можно было бы осуществлять политические контакты с Российской Федерацией. Ни с российской партией власти — «Единой Россией», ни с тамошними коммунистами мы не можем сотрудничать по целому ряду причин, они имеют другие соответствия в Украине. Как и СПУ, партия «Родина» исповедует социал-демократию и европейские ценности. Наше партнерство не предполагает никаких форм давления — ни их на нас, ни нас на них.
— Но не так давно лидер «Родины» Рогозин заявил, что его партия будет принимать активное участие в следующих украинских выборах...
— Не понимаю, как политическая партия другой страны может принимать участие в украинских выборах, если по закону у нас такое не предусмотрено.
— В любом случае заявление Рогозина свидетельствует о явном стремлении вмешаться в украинский внутриполитический процесс. СПУ его опротестовывать не стала...
— Пока что я не вижу фактов, против которых нужно протестовать.
— СПУ будет пользоваться поддержкой «Родины» на парламентских выборах следующего года?
— Поддержка будет — политическая. Это нормально, раз «Родина» наш партнер.
— Вас даже не отпугивают их антиукраинские заявления?
— Было и наше голосование против ЕЭП. Но это же «Родину» не отпугнуло.
— Власть в Украине изменилась. Обвинения в ее адрес в политических преследованиях остались...
— Я не вижу ни одного факта политического преследования, доказанного в суде, хотя справедливости ради следует сказать: оснований для таких разговоров бездарные чиновники дают немало.
— При прежней власти в судах тоже ничего подобного не подтверждалось.
— Почему же, во времена Кучмы нам удалось доказать факт политического преследования представителей СПУ Иванченко и Салова, последнего — в Европейском суде по правам человека. Сегодня я не вижу за решеткой никого, у кого были бы шансы доказать, что он пострадал за политические убеждения. Хотя симптомы непрофессиональной деятельности некоторых чиновников, которые той системе служили, и этой служат, «под козырек» рапортуя о выполнении всех указаний, есть. С этим нужно бороться.
— А увольнение 18 тысяч госслужащих?
— Такую ротацию оправданной не назовешь. В то же время относительно этой многотысячной когорты я не знаю ни одного судебного решения, которое бы свидетельствовало, что человека уволили по политическим мотивам. Чиновники должны идти в суд. И там доказывать, что их уволили незаконно.
— Может, уволенные чиновники просто не верят нашим судам, которые прислушиваются не только к закону, но и к так называемому «телефонному праву?»
— Они же сами эти суды такими и сделали!
— Как вы оцениваете работу экономического блока правительства?
— Работа недостаточная. У нас упали темпы роста ВВП. Нет наполнения бюджета в соответствии с законом о госбюджете. У правительства отсутствует четкая, ясная экономическая политика, не идут инвестиции. Экономический блок нужно усиливать.
— СПУ будет добиваться от Президента отставки ответственных?
— Это вопрос времени. Подобная формулировка со стороны парламента или политической партии всего через 4 месяца деятельности правительства некорректна. Нужно собрать системную аргументацию. Но то, что происходит, должен прежде всего видеть Президент. Это он назначал правительство, он несет ответственность за его работу.
— Идя на выборы и сразу после них, Виктор Ющенко пообещал отделить бизнес от власти. Удалось ему это хоть в какой-то степени?
— Не удалось. И чтобы удалось, ничего не делается. Не отделили, к сожалению, ни бизнес от власти, ни исполнительную власть от представительской. Три десятка депутатов совмещают мандаты с постами в исполнительной ветви. Уже столько об этом говорится, но Президент для восстановления действия соответствующих норм Конституции до сих пор ничего не делает. Глава государства должен поставить перед «совместителями» вопрос ребром: или трудовые книжки на стол, или увольнение с министерских или губернаторских постов. Совместно с «Нашей Украиной» мы неоднократно призывали к такому шагу президента Кучму — когда команда «Регионов» на «двух стульях» сидела. Сейчас история повторяется.
Кроме совмещения, согласно Конституции, должностные лица и депутаты не должны иметь собственного бизнеса. Но бизнесмены есть и среди тех, и среди других. Бывают просто нарушения Конституции и закона. В этом случае это нарушение «в квадрате». Потому что здесь создается системная ситуация для злоупотреблений, коррупции, взяточничества, для всего того, против чего мы совместно с Виктором Ющенко боролись, стоя на Майдане.
— Итак, при такой ситуации преодолеть коррупцию практически невозможно?
— А как можно преодолеть коррупцию, если «самые крутые» бизнесмены стали «самыми крутыми» чиновниками? Что, у нас нет других людей, которые могли бы эту работу делать?
— СПУ довольно выгодно расставила свои кадры перед выборами 2006 года: МВД, образование, аграрный — просо «три кита» админресурса...
— Мы расставили наши кадры так, как нам удалось договориться с Президентом Ющенко. Когда делались назначения, меньше всего думалось о выборах. Ни один наш властный человек не будет пользоваться админресурсом в пользу СПУ. Это — принципиальная позиция партии.
— А на кого ваши министры будут работать на выборах?
— На закон и на государство.
— Кто же в этот раз будет использовать админресурс?
— Придет время, увидите.
— На какие результаты СПУ рассчитывает?
— Цель наша четкая: минимум 75 мандатов в Верховной Раде, 3—4 большинства в областных советах, и 50—60 — в районных.
— Что это вам даст?
— Усиление влияния партии в представительских органах власти.
— Раскрытие дела Гонгадзе — одно из самых громких обещаний новой власти. Однако «віз і нині там». Почему?
— Потому что люди, заинтересованные в развале дела Гонгадзе, находятся на самой вершине власти. Пока они там, мы не получим ответов на конкретные вопросы: кто заказал и убил Гонгадзе, кто стоит за другими преступлениями, зафиксированными на пленках майора Мельниченко. Перевод стрелок на субъекты записи, вместо того, чтобы говорить о ее содержании — это технология отвлечения сознания людей от главного. Моменты записей Мельниченко, которые совпадают с реальными преступными действиями власти, не расследуются. В то же время нам рассказывают, кто писал, как и сколько. Но какая мне разница, кто писал?! Я спрашиваю: эти события были или не были? Если были, за это должны отвечать конкретные лица. Если не были, давайте запишем, что подобного не было, и на этом закроем тему...
Выпуск газеты №:
№117, (2005)Section
Подробности