Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Искалеченная жизнь...

ООН: число вынужденных переселенцев в Украине достигло 34 тысяч. Какие проблемы должно решить государство, чтобы не допустить гуманитарную катастрофу?
18 июня, 10:02
СЛАВЯНСК, 16 ИЮНЯ 2014 г. / ФОТО РЕЙТЕР

Как заявила заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Валери Амос, агентство по делам беженцев ООН имеет данные о 19 тысячах перемещенных лиц в Украине, а по оценкам местной власти, еще 15 тысяч людей покинули родные места в тех районах, где ООН не ведет наблюдение. В мае ООН уже публиковала данные о том, что с начала кризиса в Украине около 10 тысяч людей потеряли постоянное жилье, однако тогда речь шла преимущественно о крымских татарах. С тех пор эпицентр событий переместился в Донецкую и Луганскую области. Именно оттуда сегодня от пуль и преступных действий боевиков убегают тысячи людей. В других областях им придется начинать жизнь с нуля: искать жилье, работу, а на первых порах и еду. В настоящее время проблемами переселенцев занимаются многочисленные волонтерские инициативы, фонды и государство. Как именно распределена работа между ними и что в первую очередь должны делать волонтеры, а что — государство, узнавал «День».

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ — ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СТАТУСА ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

«За час к нам поступает более 40 звонков от людей, которые хотят выехать. Если в ближайшие несколько дней ситуация полностью не будет урегулирована, то количество желающих будет увеличиваться. Если первая волна переселенцев — это незащищенные слои населения, например, дети-сироты, вторая волна — те, кто захотел перестраховаться, то теперь будут выезжать люди, у которых даже не было такого желания, — рассказывает Иван ВОЛЧОК, председатель Донецкого контактного центра для переселенцев. — Основные трудности — это вывоз людей, координация и сбор групп для выезда. Второй вопрос — размещение людей. Если в Черкасской области власть готова принять 20 тысяч человек, и для этого уже подготовлены места, то в Киеве говорят, что мест для переселенцев практически нет. Однако желания людей не совпадают, потому что ехать на Черкасчину не хотят, а выбирают столицу».

Иван рассказывает, что волонтеры во многом помогают этим людям, но первый вопрос, который должен решить государство и который стоит еще со времен аннексии Крыма, — это предоставление статуса переселенцев.

«Сейчас люди, которые выезжают с Донбасса, не защищены никакими статьями закона. Нет статей, по которым бы им выплачивались субсидии. Если бы этот статус был, а еще был бы определенный статус нашей территории, например, территории военных действий, и работал тот же гуманитарный коридор, организовывать выезд людей было бы проще. В настоящее время эта работа только начинает налаживаться, так же как и создание реестра переселенцев. Со вчерашнего дня мы посылаем в Министерство по чрезвычайным ситуациям данные о количестве звонков и информацию о том, с какими вопросами обращаются люди, — рассказывает Волчок.

«Еще одна проблема — расселение людей, государство должно гарантировать переселенцам жилье и четко говорить, на какой именно срок — месяц, полгода, — продолжает Иван. — Третий нюанс — обеспечение переселенцев работой. В Кировограде, например, для группы приезжих сразу и жилье нашли, и на работу устроили, в основном это решается за средства из городских бюджетов. Но в каждом регионе есть свой реестр вакансий, а процесс формирования базы данных труда по всей Украине начался лишь недавно. И это должно быть в комплексе с базой данных о желающих выехать, чтобы запустить эту систему и сразу человеку предлагать общежитие, работу на заводе, к примеру».

СЛАВЯНСК, 16 ИЮНЯ 2014 г. / ФОТО РЕЙТЕР

В целом, рассказывают беженцы, волонтеры и небезразличные люди обеспечивают их всем необходимым. Проблемы возникают в основном на уровне бюрократическом. Например, чтобы стать на учет в центре занятости, необходимо иметь паспорт, трудовую книжку и диплом. Большинство людей, которые уезжали из горячих точек, взяли с собой лишь паспорт. Такие проблемы может решить только Закон Украины «О вынужденных переселенцах», в котором все эти нюансы будут прописаны.

ЗАКОН «О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ» БУДЕМ ИМЕТЬ УЖЕ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ?

«В первую очередь нужно принять законопроект «О вынужденных переселенцах», то есть перенести помощь в правовую плоскость, — объясняет председатель Правления Украинского Хельсинского союза по правам человека, директор Харьковской правозащитной группы Евгений ЗАХАРОВ. — Наша организация (Харьковская правозащитная группа. — Ред.) подготовила законопроект, мы отдали его депутатам, он обсуждался в офисе Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, откуда получили хорошие замечания. На основании этого законопроекта депутат Сергей Соболев с помощниками переделали этот проект — он вышел достаточно хорошим».

По словам Захарова, «украинцы опять проявили удивительную способность к самоорганизации и практически взяли на себя на волонтерских принципах все бремя по вывозу и обустройству людей из Донбасса, а раньше — из Крыма».

«Все работают в координации с местными органами власти, людей заселяют главным образом в пансионаты, санатории, общежития и тому подобное. Это такая постоянная напряженная работа сотен людей. Собственно, потому и нет гуманитарной катастрофы. Государство и волонтеры здесь должны делать все вместе. Государство просто само бы не справилось, это как раз работа для общественности. Но она должна ввести все это в правовую плоскость: дать определение вынужденным переселенцам, сказать, какие органы уполномочены нести ответственность за помощь этим людям и тому подобное. Потому что все же такой поток переселенцев лишь силами волонтеров будет трудно удерживать», — считает пан Евгений.

«О конкретных сигналах гуманитарной катастрофы пока говорить нельзя, ведь обеспечение осуществляется с помощью инициатив граждан. Но долгосрочно помогать переселенцам лишь благодаря энтузиазму никто не сможет. В настоящий момент возникают проблемы с переводом социальных выплат, банковских счетов. Если до сентября ситуация не будет регулироваться, будут проблемы с образованием. Эти вопросы стоит решать масштабно, — говорит Тарас ДОРОНЮК, эксперт по вопросам миграции и институционной дискриминации Центра исследований общества. — Относительно шагов государства, то, к счастью, в Правительстве поняли, что стоит формировать долгосрочную программу по помощи переселенцам. Ситуация с перемещенными лицами не решается за месяц или два. Даже по завершении АТО эти люди будут нуждаться в помощи государства. Инфраструктура в том же Донецке частично разрушена, есть дома, непригодные для проживания. Эти люди не смогут просто вернуться и продолжать жить, как жили».

Уже сегодня законопроект «О перемещенных лицах» будет рассматриваться на заседании профильного комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и междунациональных отношений. Эксперты не исключают, что до конца недели Украина уже наконец получит данный закон.

«ОНИ ЖЕ ВСЕ-ТАКИ В УКРАИНУ ПРИЕХАЛИ, А НЕ В РОССИЮ — И ЭТО СУЩЕСТВЕННО»

11 июня перед заседанием Кабинета министров Украины и.о. министра обороны Михаил Коваль сообщил, что все переселенцы из Донецкой и Луганской областей, включая женщин, будут проходить серьезные проверки на предмет причастности к действиям террористов. «Будет проходить полная фильтрация. Имеются в виду целые фильтрационные мероприятия. Смотрят, чтобы среди людей, даже среди женщин, не было тех, кто связан с сепаратизмом, тех, кто совершал преступления в Украине, связанные с террористической деятельностью», — отметил он.

В социальных сетях эта тема вызвала бурные дискуссии. Многие считают, что это более чем оправданные меры безопасности, ведь неизвестно, кого ты примешь к себе домой — мирного жителя, который страдает от боевых действий в родном городе, или человека, который поддерживает боевиков. Кое-кто уже успел поделиться в Фейсбуке своими историями, как принял переселенцев, а те начали их учить жить, рассказывать о «плохих украинских военных и киевской хунте, и хороших дончанах и луганчанах, которые просто защищают свои земли...» Впрочем, немало людей считают фильтрацию нарушением прав людей на жизнь и безопасность.

На днях Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская на пресс-конференции в Харькове отметила, что создание лагерей для фильтрации переселенцев из зоны антитеррористической операции не предусматривается. «Никакая фильтрация граждан, которые будут проходить через спасательные коридоры, не предусматривается вообще. О фильтрационных лагерях речь не идет», — сказала Лутковская. В то же время вопрос безопасности остается, просто нужно искать другие пути для его воплощения. Какие?

«И что их, не пускать? Они же все-таки в Украину приехали, а не в Россию — и это существенно, — говорит Евгений Захаров о переселенцах с ярко выраженными пророссийскими настроениями. — Здесь нужно, конечно, проверять документы, проверять, кто едет, с чем. Это сейчас делается. Могу сказать, что есть люди, которые действительно настроены против украинского государства. Они считают, что им все что-то должны и обязаны. Они, скажем, отказываются селиться в селе, а достаточно скандально требуют лишь жилье в городе. Таким людям можно объяснить, что и кто является причиной, почему им пришлось покинуть родные дома. Думаю, что они достаточно быстро все это поймут. А фильтрационных лагерей не будет».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать