Искусство невозможного
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020926/4174-4-1_0.jpg)
Сегодня мы находимся на пороге значительных политических изменений, о необходимости которых говорят представители всех политических сил — от руководителя государства до наиболее радикальной оппозиции. В сегодняшнем контексте особый интерес вызывает инициатива отставки действующего Президента, с которой выступают лидеры коммунистов, социалистов и Блока Юлии Тимошенко. Ведь отставка носителя высшей государственной власти влечет за собой целый ряд проблем, вплоть до потери государством суверенитета. Пока что никакой логики дальнейших шагов в действиях оппозиционеров не просматривается.
Что говорить о дальнейших, когда и первые шаги к реальной смене власти в представлении оппозиции выглядят слишком расплывчато. Чтобы помочь оппозиционерам и их потенциальным сторонникам, рассмотрим максимально возможное количество вариантов неконституционной смены власти. Неконституционной потому, что изменить Основной Закон оппозиция неспособна, а возможность своей добровольной отставки Леонид Кучма исключает.
Таким образом, остаются только те способы смены власти, которые находятся вне правового поля государства. В то же время лидеры оппозиции не настолько забыли школьную программу, чтобы не знать, что законность при смене власти обязательна далеко не всегда. Зато обязательны условия, которые приводят к возможности смены власти без изменения законов.
Первый вариант — всенародное восстание против «правящего режима». Как ни пытаются оппозиционеры представить свои выступления именно как народное восстание, происходящее под руководством Симоненко—Мороза—Тимошенко (сокращенно СМТ), они похожи на народную революцию не больше, чем Александр Турчинов на Карла Маркса. Ни объективных, ни субъективных причин того, чтобы народные массы в действительности, а не в разгоряченном воображении СМТ, вышли на борьбу, нет и не просматривается. Следовательно, вариант восстания народа не поддается реализации на территории современной Украины.
Второй вариант — мятеж «силовиков», десятки раз апробированный в странах «третьего мира». Сценарий, согласно которому господа Радченко, Шкидченко и Смирнов попробуют организовать все вместе или каждый в отдельности военную хунту, захватив при помощи верных им частей стратегические объекты государства, теоретически возможен. Но годится этот сценарий разве что для дипломной работы выпускника режиссерского отделения, желающего эпатировать экзаменатора. Хорошо это или плохо, что современные силовые министры не являются самодостаточными политиками, решат диссертанты следующих поколений. Итак, реально и этот вариант исключается.
Третий вариант — заговор ближайшего окружения Президента, в результате которого законный глава государства аккуратно изолируется от рычагов управления страны. Догадываясь о пылких чувствах, которые питают друг к другу лица, приближенные с различных сторон к Кучме, этот вариант также можно исключить.
Четвертый вариант — давление извне. Теоретически Кучма может на определенном этапе не устраивать руководителей стран Запада, однако эти страны не имеют достаточных рычагов для смены власти в Украине. Такие рычаги имеет Россия, которая способна дестабилизировать остатки нашей экономики, однако убедить Кремль в необходимости заменить украинского Президента не легче, чем убедить самого Президента в необходимости отставки.
Пятый вариант — иностранная агрессия, когда в обозе оккупантов в страну прибывает кто-то наподобие Бабрака Кармаля. Этот вариант нереальный из-за физического отсутствия потенциального агрессора.
Можно вспомнить еще несколько прецедентов смены власти, однако они, при различии деталей, будут повторять те, о которых мы уже упомянули. Следовательно, пути для неконституционного, или, если угодно, насильственного свержения действующего Президента отсутствуют, нравится это нам или нет. Если же вспомнить, что демократические выборы в результате мятежа невозможны, то призывы оппозиции выглядят или откровенной демагогией, или хорошо рассчитанной авантюрой.
Цель блока СМТ из-за отсутствия реальных возможностей прихода к власти выглядит намного более узкой, чем осчастливливание нас всех невиданной до сих пор свободой и демократией. Вместо всенародного демократического блаженства СМТ за свои нынешние труды, вместе или отдельно, могут согласиться взять что-то более конкретное в виде больших или не очень кусков власти. Только вот не предлагает пока что никто. Только в рамках действующей Конституции, что хотя и долго, зато надежно, законно, а главное — реально.
Выпуск газеты №:
№174, (2002)Section
Подробности