Испытание свободой
Надежда Савченко: «Вопрос судьбы Донбасса будет решен, но не так, как того хочет оккупант»
Освобожденная из российского плена депутат Надежда Савченко дала первую большую пресс-конференцию в пятницу в Киеве.
Ажиотаж СМИ был ожидаемым, и можно отметить, что это был тот случай, когда довольно просторное помещение Малого зала Дворца «Украина» не смогло вместить всех желающих. Надежда Савченко в присутствии сестры Веры и адвокатов выглядела достаточно уверенно и энергично, что сразу же заметили журналисты из зала.
Спектр вопросов касался от видения Савченко неотложных проблем в государстве (Надежда откровенно отмечала, что «потеряла два года» и ей необходимо во многих нюансах разобраться) до ее политических амбиций. Кстати, после нескольких заявлений Надежды мгновенно некоторые ЗМ начали говорить о ее президентских амбициях и даже планах стать председателем ВО «Батькивщина». При этом за день до того в сеть была вброшена информация, что Надежда вроде бы оскорбила Юлию Тимошенко. На самом деле на пресс-конференции Савченко достаточно взвешенно отреагировала на вопрос о президентстве и других должностях, абсолютно разумно не отказавшись от подобных перспектив, но и четко определив тактические приоритеты. Основная апелляция - как решит народ, так и будет.
Надежда с уважением отнеслась к ГРУшникам, на которых ее обменяли, и выразила желание с ними пообщаться, но при этом четко отсекла: «Я бы им сказала, что если они и дальше полезут на мою землю, то я им оторву кадык. Это они пришли на мою землю, а не я на их».
Надежда также подчеркнула, что четко осознает - РФ пытается выдать войну на Донбассе как внутренний конфликт, и считает эту трагедию российской агрессией. Досталось от нее и президенту РФ Владимиру Путину, которого Надежда назвала «гнидой» и даже при случае (как бы между прочим) произнесла известную речевку «Путин - ...!». «Что сказать Путину? Отстань от Украины, отстань от каждой страны, в которую ты вцепился, оставь себе свое царство, не мучай своих людей, не издевайся над россиянами. Две жизни не проживешь», - сказала Надежда.
При этом адвокат Надежды Илья Новиков, который в отличие от Марка Фейгина не смог попасть в Киев, передал через Веру Савченко письмо благодарности всем, кто принял участие в освобождении Надежды, тщательно расписав роль каждого. Кстати, не смог попасть в Украину Новиков потому, что находится сейчас в Грозном, где вчера на более чем 20 лет заключения были приговорены Станислав Клых и Николай Карпюк. Ирония этого циничного спектакля заключается в том, что их осудили по сфабрикованному делу вроде бы убийства двух российских военных в Чечне в 90-е годы. Приговорил их суд Грозного, где царит кремлевский «князь» Рамзан Кадыров. Ни для кого не секрет, что Кадыров в те же времена гордился тем, что первого русского убил в 16 лет. Теперь Кадыров официально признан героем РФ. Что ж, контраст между украинским и российским мирами очевиден - достаточно сравнить Героя Украины Надежду Савченко и героя РФ Размана Кадырова. Но очевиден и другой контраст между откровенной и нешаблонной Надеждой и современным украинским политикумом, который явно ломает голову над тем, как «поздороваться» с новым непредсказуемым субъектом, который уже имеет большой потенциал электората.
Надежда Савченко в ходе пресс-конференции ответила на несколько вопросов «Дня».
«СУДИТЕ МЕНЯ ПО ДЕЛАМ»
- Надежда, вы пережили два года в неволе - испытание, которое под силу немногим. Теперь у вас новое испытание - испытание свободой. Осознаете ли вы это и готовы ли к нему?
- В первый день после освобождения я могла бы остаться дома и отдохнуть от всего. Но поняла, что если я так сделаю, то останусь в «тюрьме». Я не смогу избегать людей всегда и хочу ходить по этой земле, в том числе по своему родному району Троещина так, как всегда. Сейчас я стараюсь всем тактично объяснить, что не готова к тактильному контакту. Поэтому прошу - имейте вежливость стать, поговорить, но не задушите меня сейчас своей любовью. Есть люди, которые меня останавливают, дарят цветы, делают со мной фото, мол, «я ее видел». А есть те, кто просто поздравляют, благодарят, жмут руку и никак не затрагивают меня. И таким людям не нужны никакие доказательства того, что они меня видели. Завтра может так произойти, что я буду идти по улице и в меня будут лететь камни и плевки в спину. Я хочу жить такой жизнью, чтобы сегодня выдержать любовь, а завтра выдержать ненависть, когда меня как ведьму сожгут.
И еще одно. Поймите, что я далеко не глупая. Если вы видите, что я кому-то жму руку, а у вас об этом человеке есть свое мнение, то поймите, что пока об этом человеке свое мнение я не составила. Жать руку официально и чисто по-деловому я буду каждому, кто подойдет ко мне на улице, в политике. Но я не знаю, что это за человек. Я мало интересовалась политиками, когда не была политиком. Только не делайте так, что вы меня с кем-то сфотографировали и начали писать, что все - она вроде бы с ними вместе. Не переживайте, я разберусь. Я в своей жизни не дала себя опозорить ничем, хотя у меня жизнь была нелегкая и до этих двух лет. За это место я не держусь и буду жить так, чтобы сделать то, что я хотела, и то, что мы все хотим. Только не ставьте на меня сразу кучу клейм, чтобы на мне не было где пробы ставить. Судите меня по делам. И учитесь мне доверять. Для всех хорошей не будешь, а для плохих я хорошей быть не хочу.
- Мы все имели возможность увидеть трансляцию вашего прибытия в Борисполь и параллельно сюжет о прибытии ГРУшников Александрова и Ерофеева в РФ. Контраст был очевиден. Они явно не были нужны там. С вашей точки зрения, что еще предложила Украина Кремлю за ваше освобождение?
- В этом контексте Ерофеева и Александрова мне просто жаль, потому что Украина показала, как мы своих не бросаем, а россияне показали, как им свои люди не нужны. Эти ребята тоже «попали». А жаль мне их потому, что они также выполняли чей-то приказ. Я благодарю вас, что вы меня встретили так, как встретили. Все остальное на их совести. Думаю, что не такие они уж и плохие ребята, что Россия их бы не защитила.
- Уже два года идет война на Донбассе и мы имеем часть оккупированных территорий. Зато до сих пор не принят закон об оккупированных территориях - даже продолжается торговля с ними. Какова ваша позиция по этому поводу?
- Территории на Донбассе оккупированы фактически. Я не понимаю, почему это до сих пор не признается законами. Есть вещи, о которых я еще не знаю, и мне придется над этим работать. Относительно торговли на войне я тоже буду разбираться. Свое мнение об этом у меня есть, но мне необходимо услышать еще и другие мнения для того, чтобы сформировать взвешенную позицию, ведь я пропустила два года. Относительно выборов на оккупированных территориях. Когда говорят, что народ имеет право на волеизъявление, то надо помнить, что большинство луганчан и донетчан выехали с оккупированной территории. Неужели эти люди не имеют права решать судьбу своей земли? У них остались там свои дома, которые ограбили российские мародеры. Они имеют право вернуться домой, на свою землю, в свои жилища. Нельзя допустить, чтобы судьбу Донбасса решали только те, кто там остался под прикрытием РФ. У нас то, что будет с Украиной, решает вся Украина. У нас нет никакой федерализации, и только все украинцы будут решать будущее Украины. Это очень трудный вопрос, но однозначно он будет решен не так, как того хочет оккупант.
Section
Подробности