Перейти к основному содержанию

Историческое наследие и тактические шаги

«Теперь мы живем в новых реалиях, в которых существуют две церкви – каноническая Украинская автокефальная и часть Русской православной церкви», – митрополит Винницкий и Барский ПЦУ Симеон
19 декабря, 18:14
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МИТРОПОЛИТОМ СИМЕОНОМ

Уже несколько дней Винницу лихорадит. Топова тема — переход митрополита Симеона под юрисдикцию автокефальной поместной церкви. Об этом он заявил лично 16 декабря, после божественной воскресной литургии. Владыка обратился к своим прихожанам и спросил, поддерживают ли они его решение стать частью единой Украинской церкви. В ответ услышал аплодисменты. Но не от всех. Отдельные начали называли его «раскольником», возмущались его поступком, некоторые — в довольно агрессивной форме. Не заставила себя ждать и реакция Московского патриархата. Наутро 17 декабря стало известно, что синод УПЦ (МП) запретил владыке Симеону служить. А 18 декабря в Винницу уже прибыл новый глава Винницкой епархии архиепископ Варсонофий. Митрополит Симеон говорит, что к такому быстрому повороту событий был готов еще после 13 ноября. Когда он был одним из немногих, кто не согласился подписать постановление об отказе присоединяться к единой поместной церкви. Благодаря созданию поместной церкви украинцы сделали большой поворот к своему историческому наследию. Однако сейчас возникла, возможно, не менее сложная задача — мудро наращивать тактические шаги. А это, несомненно, требует времени, выдержки и усилий.

«Я ДУМАЛ, ЧТО НАШИ АРХИЕРЕИ ПОДНИМУТ РУКИ И БУДУТ МНЕ СОРАТНИКАМИ...»

— В тот день на 14.00 всех архиереев пригласил на встречу Президент Украины. Но накануне пришло сообщение, что мы собираемся на 12.00 в Лавре. Речи о соборе вообще не было, поэтому я подумал, что это текущая предварительная встреча. Но, как оказалось, с 11.00 начал работу синод Украинской Православной Церкви, который принял решение о созыве собора. То есть мы попали на него неожиданно. За встречу с Президентом все проголосовали «за», но ехать в «Украинский дом» не захотели, пригласили его в Лавру — диктовали свои правила. А когда встал вопрос о расторжении общения с Константинопольским патриархатом, я с этим не согласился, потому что это значит разорвать отношения со всем православным миром.

Я думал, что наши архиереи поднимут руки и будут мне соратниками. Но как выяснилось, опустив все головы, как при Советском Союзе, звучало: «Единогласно, единогласно, единогласно». Хотя я знаю, что среди них было немало сторонников автокефалии, которые, как и я, ждали, что Москва ее нам таки предоставит. Но когда она в последнее время сказала: «Никогда», понял, что я «по-советски» не смогу. Поэтому и не согласился. Ощущал ли давление? Нет, его не было. Хотя 83 архиерея, которые были на соборе, отреагировали на мой поступок по-разному. Одни говорили, что меня нужно заменить на Винницкой кафедре, другие, что мне нужно вообще объявить запрет. Но тогда решение никакого никто не принял.

«ПО ПРЕДЫДВАРИТЕЛЬНИМ ДОГОВОРЕННОСТЯМИ, ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ 10—12 АРХИРЕИВ ОТ УПЦ (МП)»

— На Объединительном соборе 15 декабря от УПЦ (МП) присутствовали только вы и митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр. Неужели больше никто не осмелился?

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МИТРОПОЛИТОМ СИМЕОНОМ

— Если бы нас двух там не было — собор бы не состоялся, потому что по условию Вселенского патриарха — в обсуждении должны были принимать участие все три ветви украинского православия. По предварительным договоренностям, должно  было быть по меньшей мере 10—12 архиереев, а вышло так, что мы были только вдвоем с владыкой Александром (причем я был единственным архиереем из управляющих епархий, потому что владыка Александр — викарий). У остальных подписантов, которые должны были быть, неожиданно изменились планы: кто-то заболел, кто-то уехал за рубеж. Настолько уважительными были те причины, судить не могу.

— Среди кандидатов на первое лицо в церкви были и вы.

— Да. Мне было приятно, что меня поддержали. Когда мы несколько лет назад избирали митрополита Киева и всея Украины от УПЦ (МП), я получил только 9 голосов. А на соборе 15 декабря 28 голосов, и это при том, что голосовали архиереи из Киевского патриархата. Мне не хватило 9 голосов, чтобы быть первым человеком в церкви. Но я идейный человек, для меня не важна победа, главное, что Украина получила свою церковь, потому что в независимом государстве должна быть независимая церковь.

«Я ИЗВИНИЛСЯ ПЕРЕД СВОИМИ ПРИХОЖАНАМИ, ЧТО, БУДУЧИ АРХИЕРЕЕМ УПЦ (МП), ЗАЩИЩАЛ ПОЗИЦИЮ ЭТОЙ ЦЕРКВИ»

— После Объединительного Собора, 16 декабря, вы известили прихожан Свято-Преображенского собора о вступлении в поместную церковь. Люди аплодировали, а какие эмоции ощущали вы, первым решившись на такой отчаянный шаг?

— Когда я возвращался из Киева в Винницу 15 декабря, то долго думал, каким будет мой завтрашний день. Даже сомневался, служить литургии или не служить, придут люди, чтобы с ними поговорить, или не придут. Откровенно, не все священники из нашего кафедрального собора приняли мое решение, но реакция людей после моего заявления была одобрительной, я даже не ожидал. Они молятся со мной уже 11 лет. И я думаю, что число прихожан в храме будет расти. Я извинился перед своими прихожанами, что, будучи архиереем УПЦ (МП), защищал позицию этой церкви и говорил, что истина только у нас, то есть определенным образом зомбировал людей, настраивал на определенные настроения. Знаете, священник в церкви как капитан — может крутить колесом и руководить кораблем-народом. Единственное, о чем нельзя забывать: вера и церковь — это те объединительные факторы, которые делают государство единым.

«РЕШЕНИЕ СИНОДА ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА НЕ ИМЕЕТ СИЛЫ»

— В понедельник, 17 декабря, синод УПЦ (МП), который состоялся в Киеве под председательством Ануфрия, принял решение о том, чтобы запретить вам  священнослужения. Правомерно ли это решение?

— Наши иерархи забыли, что решение временно передать украинскую паству под опеку Москвы было принято в 1686 году. А 11 октября этого года нынешним патриархом Вселенским и постановлением священного синода Константинопольской патриархии это решение было отменено. Вся Украина и все православные архиереи, священники и верующие по всей Украине — все стали членами Константинопольской церкви, как и было до 1686 года. Поэтому на меня и до Объединительного Собора не распространялись решения синода УПЦ (МП), который уже не имел канонических полномочий. А теперь мы живем в новых реалиях. Реалиях, где существует две церкви — каноническая автокефальная Украинская и часть Российской православной церкви, которая еще пока на сегодняшний день называется УПЦ Московского патриархата. Поэтому решение синода церкви Московского патриархата не имеет силы. Единая Православная церковь, к которой я теперь отношусь, является независимой от Москвы и от Константинополя. Мы стали самостоятельной автокефальной церковью, но которая должна всегда находиться в дружбе и единстве со всеми православными церквями мира и прежде всего с Константинопольской Церквою-матерью, потому что она нас родила.

«ТЕПЕРЬ НА ВИННИЧЧИНЕ БУДЕТ 4 АРХИЕРЕЯ. ВРАЖДОВАТЬ С АРХИЕПИСКОПОМ ВАРСОНОФИЕМ Я НЕ БУДУ»

— Вместе с тем нового главу епархии назначили довольно быстро, и уже 18 ноября он прибыл в Винницу?

— Вместо меня назначен наш земляк владыка архиепископ Варсонофий. Он был викарием у митрополита Ануфрия в Киеве. А на сегодняшний день он в Виннице с таким же титулом, как у меня, — Винницкий и Барский. Враждовать с ним я не буду. За нами остается собор, за нами остается епархиальное управление. Пусть в тех храмах, которые поддерживают владыку Варсонофия, и совершает он богослужение, будет руководить той частью своей полноты, которую вручил ему синод УПЦ (МП). То есть теперь у нас, на Винниччине, будет 4 архиерея: два митрополита и два архиепископа. Митрополит Симеон, митрополит Роман, архиепископ Михаил (которые ранее представляли разные церковные структуры, а теперь одна церковь) и архиепископ Варсонофий, который будет представлять УПЦ (МП).

«ОБЪЕДИНЕНИЕ БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ НЕ ГОД И НЕ ДВА...»

— Можете ли вы спрогнозировать развитие событий в Московском патриархате, который до сих пор выступает против поместной церкви?

— Это будет длительный процесс. Объединение будет длиться не год и не два, кто-то будет присоединяться по собственной воле, а от кого-то этого будут требовать общины. После того, как в Верховной Раде будет принят закон о наименовании церквей, УПЦ (МП) придется изменить название — вероятнее всего, она будет называться Российская православная церковь в Украине. И тогда придется говорить людям, хотят ли они быть прихожанами российской церкви. До недавнего времени приходилось лукавить и мне, убеждая, что УПЦ (МП) — это украинская церковь. Даже двойные бланки имели — письма в Россию и за рубеж были из «МП», а в пределах Украины — без этой приставки. Теперь можно быть до конца честным в этом.

«Я СО СТУДЕНЧЕСКИХ ЛЕТ МЕЧТАЛ О ЕДИНОЙ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ В УКРАИНЕ»

— Есть ли надежда на то, что рано или поздно в Украине может состояться настоящее духовное единение православных христиан? Что для этого нужно сделать и кто может сыграть ключевую роль?

— Я со студенческих лет мечтал о единой поместной церкви в Украине. И не только думал, но и выступал на соборах, которые собирались и в Киеве, и в Москве. Я говорил, что ради единства украинского народа в Украине должна быть одна Украинская православная церковь, а не три и не пять ветвей. Говорить можно было много, но никто меня не слушал. И так было до 15 декабря этого года. Даже до тех пор не все верили, что это событие свершится, несмотря на старания религиозных общин, несмотря на толчки от Президента, правительства, Верховной Рады, православных, которые поддерживали идею предоставления православной церкви устава поместной церкви, даже тогда мы не имели уверенности. Но, слава богу, Господь благословил, потому что если бы не было воли Божьей, этого бы не произошло.

Процесс начат. Колесо истории повернуть назад нельзя. Рано или поздно мы все равно придем к тому, что Православная церковь Украины будет в большинстве, объединит всех — и тех, кто сегодня стоит на пороге размышлений. Такие колебания, поверьте, сейчас чувствует немало священников. Никто никого не подгоняет и не вынуждает. Как говорил Блаженнейший митрополит Епифаний после своего избрания: «Двери церкви открыты всегда и для всех». Все зависит от нас. Но я хотел бы, чтобы мы помнили, что живем на украинской земле, которую нам даровал Господь. Мы должны любить ее, беречь, уважать, а если придется, то и защищать. Сейчас как раз такое время, уже пятый год у нас война, мы защищаем не только свое государство, землю, но и себя. Поэтому должны быть едины в вере, во Христе, в церкви и в государстве. Бог там, где любовь, и Бог с теми, кто имеет любовь и кто хочет понимания и единства.

P.S. Митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Православной Церкви Украины Александр (Драбинко) во время утренней службы в среду в Спасо-Преображенском соборе Киева выразил благодарность «за то, что наш приход остался в единстве» экс-депутату от Партии регионов Игорю Лысову (glavcom.ua). По информации интернет-издания, 18 декабря состоялось заседание приходского совета, который возглавляет прежний народный депутат от Партии регионов Игорь Лысов. На собрании положительно решился вопрос перехода общины с УПЦ МП в Православную Церковь Украины. Митрополит Александр (Драбинко) будет продолжать служить в Спасо-Преображенском соборе в столице, что на Теремках.

Также стало известно, что церковная община села Шишковцы Кицманского района, что на Буковине, на общем собрании прихожан решила перейти с Московского патриархата в поместную Православную Церковь Украины (ukrinform.ua). «Сегодня утром на собрании присутствовало около сотни людей. Все присутствующие, кроме одного человека, проголосовали за присоединение к единой поместной церкви. Их поддержал и священник, который проводил собрание. Это пока первая община в области, что предприняла такой шаг», — сообщил главный специалист отдела по вопросам охраны культурного наследия, национальностей и религии Черновицкой ОГА Сергей Бухаров. К этому жители села Шишковцы готовились с лета и собирали подписи за образование поместной церкви, говорят в ОГА. Потом ждали Объединительного Собора и только теперь приняли окончательное решение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать