Перейти к основному содержанию

Из чего складывается интеллектуально-ментальный капитал нации

31 января, 19:36

Для исследования и характеристики современного состояния Украины хорошо подходит теория социального капитала Френсиса Фукуямы, хотя, как отмечает сам господин Фукуяма, такое необычное употребление экономического термина «капитал» вызывает недовольство некоторых экономистов. Кстати, «рыночноэкономические» термины все больше проникают в терминологический арсенал социоаналитиков. Не стоит очень удивляться, если в какой-нибудь западной газете встретишь фразу наподобие: «На религиозном рынке предложение новых доктрин, идей и услуг растет». Сочетание понятий «религия» и «рынок» от непривычки вызывает шок. Но именно понятие капитала настолько объемное и часто употребляемое, что так и не терпится употребить его каким-то необычным образом, как бы такое «модернизированное» употребление ни резало ухо экономистам и социологам.

Находясь в Украине, Френсис Фукуяма заметил, что у нас происходит «начало развития социального капитала». В переводе с языка вежливости это означает, что у нас его еще почти нет, и господин Фукуяма, по-видимому, не ошибается или ошибается в незначительной степени. Но украинское состояние дел таково, что вышеозначенный термин «социальный капитал» открывает двери для понимания только части проблем украинского общества.

Что имеет каждый народ, у которого есть свое государство?

Он владеет определенными природно-географическими сокровищами — своей территорией, землей, реками, лесами, природными ископаемыми.

Кроме того, он имеет определенный финансовый и промышленный капитал, который находится как в общественной, так и в частной собственности (деньги и имущество), а также все материальные ценности, то есть все то, что можно пощупать руками.

Как говорят в народе: хорошее здоровье — это почти реальные деньги. Следовательно, каждая нация имеет свой демографический капитал.

Но существуют ценности, которые не укладываются в эти рамки. И именно они по большому счету определяют в долгосрочной перспективе силу и богатство нации. Это интеллектуально- ментальный капитал (в дальнейшем также «им-капитал»).

Интеллектуально-ментальный капитал нации — это вся накопленная научная, профессиональная, культурная информация, знания и умения специалистов всех отраслей и сфер жизни, интеллектуальное, моральное и культурное развитие каждого отдельного человека и позитивные психические и моральные особенности, ее социально-позитивные обычаи и привычки, а также социально-позитивные народные традиции; им-капитал — это хорошие профессиональные навыки, образованность, хорошая воспитанность, патриотизм, гражданская активность, дисциплинированность, смелость, честность трудолюбие, умение самоорганизовываться в социально- позитивные группы (социальный капитал, по Ф. Фукуяме). Все это является достоянием и богатством всей нации. Ценным капиталом каждого народа является развитая социально-политическая система, культурная, профессиональная, социально-гуманитарная и благотворительная организационная сеть, а также упорядоченность и общественно- позитивная направленность религиозной сферы.

НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТВОРЕНИЯ

К интеллектуально-ментальному капиталу народа относятся научные открытия и культурно- художественные творения, которые созданы теми, кто принадлежит к соответствующему народу, а также (что очень важно!) имена и фигуры самих творцов, потому что они также становятся ценностями, имея ценность авторитета, на котором воспитывается чувство патриотизма, гордости за свой народ, инициативности и тому подобное. Авторитетные личности создают позитивный имидж народа для других народов. Большой национальной ценностью, его настоящим интеллектуальным капиталом являются выдающиеся позитивные исторические фигуры. Кстати, украинцам, нашим потомкам, будет не хватать позитивных знаковых личностей из наших десятилетий, первых десятилетий украинского независимого государства.

КАЖДОЕ ЗНАМЕНИТОЕ ИМЯ — ЭТО БОЛЬШАЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Именно поэтому народы-угнетатели всегда пытаются значительные и выдающиеся личности порабощенного народа или перетянуть на свою сторону, или разрушить их авторитет, или же сделать так, чтобы их имена исчезли из памяти потомков. Отсюда понятно, что в интересах нации защищать свои выдающиеся фигуры и личности, находить и поддерживать таланты. Народы-угнетатели всегда пытались также воспитать у порабощенных болезненное чувство зависти и пренебрежения к себе подобным. Если большинство народа думает, что все хорошее — только у чужих, то он, этот народ, неспособен быть действительно независимым.

ЯЗЫК

К интеллектуально-ментальному капиталу относится язык народа и так называемое народное творчество, которое создано на его основе. Когда идеологи сионизма и «отцы» государства Израиль рассуждали о том, как быть с государственным языком, то они решительно отвергли предложение сделать государственным языком английский, немецкий, русский или идиш (язык еврейского населения Восточной и Центральной Европы, а также США, который возник на основе немецкого языка), хотя на этих языках разговаривало огромное большинство как евреев во всем мире, так и евреев — жителей тогдашней Палестины. Был искусственно возрожден иврит, язык святых иудейских книг, которые могла читать только незначительная часть населения — иудейские служители культа. Отброшено было и двуязычие или трехязычие. Нужно себе только представить, как затруднительно было создать из языка святых книг современный язык с научно-технической, военной и спортивной терминологией! Но это удалось сделать, и это было мудрое решение. Оно обогатило евреев, дав им собственный язык — бесценное достояние народа. А английским, русским и идиш владеют и сейчас многие жители Израиля, в чем автор этих строк имел возможность убедиться и сам во время поездки по местам христианской истории. Было бы очень хорошо, если бы граждане Украины еврейской национальности помогли этот опыт Израиля применить и в Украине.

ИСТОРИЯ

К важной части интеллектуального капитала народа можно отнести и знание о социально- значимых событиях в истории этого народа. Каждое значительное позитивное политическое событие — это большая ценность нации. Так называемая оранжевая революция на некоторое время сделала Украину популярной во всем мире. И хотя ее результаты не такие, на какие надеялось большинство украинцев, нельзя нам самим отказываться от этого теперь уже «исторического» капитала. Чтобы мы совсем забыли о ней или вспоминали ее как что-то незначительное или плохое — этого очень хотят недруги независимой Украины. Но во всем мире оранжевая революция стала символом мирного, цивилизованного и, можно даже утверждать, какого-то элегантного и веселого сопротивления несправедливости, в котором отразились лучшие черты украинцев. Нам нужно научиться рассудительно и с выгодой пользоваться своим капиталом.

Интеллектуально-ментальный капитал является огромной силой. Об этом свидетельствует опыт многих стран, например, того же Израиля или Германии, которая была из-за господства нацизма и поражения в войне разрушена и материально, и морально. Но наличие большого количества высококлассных специалистов (от политиков и ученых до рабочих и крестьян), дисциплинированность, патриотизм и оптимизм помогли немцам довольно быстро возродить свою страну и сделать ее одной из самых богатых в мире.

МОРАЛЬ

Высокое моральное состояние народа также является очень важной частью интеллектуально-ментального капитала. Сильная коррупция в обществе и в государственных органах приводит к тому, что государство со временем уже не может противостоять деструктивным силам внутри страны и за ее пределами.

Приходит в упадок и украинский демографический капитал — то есть физическое состояние граждан Украины. Хронически больные, алкоголики и наркоманы редко рожают детей с хорошим здоровьем и сильным интеллектом, поэтому все меньше у нас людей, которые потенциально могут быть крупными учеными, деятелями культуры, выдающимися спортсменами, высококвалифицированными инженерами и рабочими, умными, сильными и мужественными воинами. К тому же, население страны катастрофически сокращается. Некоторые предприниматели уже опасаются, что может возникнуть проблема нехватки квалифицированных кадров.

Не обделена Украина только одним видом капитала — природно-географическим капиталом. Действительно, наш народ имеет почти все для того, чтобы жить в достатке. Есть у нас и плодородные земли, и полезные ископаемые, и леса, и реки, и выход к двум морям.

Но если мы не будем наращивать и развивать все другие виды капитала, в первую очередь интеллектуально-ментальный капитал нации, то можем быстро лишиться всего. На чужое добро претенденты найдутся всегда — и очень умные.

Интеллектуально-ментальный капитал, то есть умственное, моральное и психическое сокровище украинского народа, в большой степени сознательно уничтожалось в течение столетий чужой властью. Но, к сожалению, его разрушение не прекращается и сейчас. Продолжается процесс выезда за границу разных специалистов. Нищенская зарплата инженеров, врачей, учителей, преподавателей высшей школы и других специалистов побуждает многих из них или выезжать за границу, или менять сферу деятельности, или, забыв о повышении квалификации, потому что она, эта квалификация, к улучшению материального положения не ведет, прибегать к противозаконным действиям, т.е. к собственному моральному разрушению. Общее падение нравов происходит у нас в катастрофических масштабах.

Общий уровень народной морали в стране сейчас очень низкий. Большинство граждан готово, в случае необходимости, решать проблему через «подарок» нужному человеку. Многие уверены, что такова жизнь, это нормально, когда все «берут» или воруют, а если кто-то не «берет» и не ворует, то только потому, что не имеет возможности это делать, или просто боится. В этом пытаются убедить и других. Коррупция стала воинственной.

У нас извращена даже та часть интеллектуально-ментального капитала, которая как будто не требует много усилий, а именно — знания и соблюдение простых правил этикета. Большинство населения не выполняет простейшие нормы поведения жителей европейских стран, потому что, по-видимому, не знает, что:

— нельзя рассматривать человека, если ты не разговариваешь с ним, а если ты уже на кого-то посмотрел, и твой взгляд поймали, то нужно приветливо улыбнуться и больше ни на кого глаза не таращить;

— нужно поздороваться со всеми людьми, чьи лица тебе хорошо знакомы (в том числе и в твоем многоэтажном доме);

— нужно как можно чаще использовать слова «благодарю», «простите», «пожалуйста» и другую лексику вежливости, а также чаще приветливо улыбаться. У нас всех такие суровые лица, как будто Вторая мировая война еще продолжается и фронт приближается к родному городу или селу;

— нельзя поднимать шум ночью, когда люди уже спят... и т.д. и т. п.

Когда наши граждане переезжают на постоянное местожительство в Западную Европу, им приходится привыкать ко всем этим правилам.

Простые правила этикета не выполняются даже высокими должностными лицами. Высокое должностное лицо может позволить себе ковырять пальцем в носу перед глазами сотен тысяч телезрителей, перебивать собеседника... Уважаемые «ораторы», начав говорить, мучаются, потому что явно не знают, что делать при этом со своими руками. Некоторые из них неспособны четко сформулировать свою мысль на каком-то одном языке. В Европе с такими манерами и умениями путь в большую политику закрыт. Общенациональной бедой является неумение вести дискуссии и принимать коллективные решения. Хотя бы частично признать правоту оппонента — на такой подвиг способны единицы. По-видимому, начальную подготовку наших политиков нужно начинать с изучения советов Д. Карнеги. И это зло также родом из детства — из семьи и школы, потому что с детьми и молодежью у нас разговаривают большей частью, словно с подчиненными Cоветской Армии — чаще всего с металлом в голосе (или криком), не допуская возражений. Посоветоваться с шестилетним ребенком, спокойно растолковать ему что-то два-три раза — на такой подвиг способно очень немного украинских родителей... То есть совсем заброшена современная педагогика семьи, где права и обязанности имеют все.

СЕМЬЯ И ШКОЛА

Дискуссии в школах у нас всегда были нежелательными, а слово учителя всегда было законом. На уроке по религии в одной из немецких гимназий христианской направленности только после дискуссии, которая продолжалась весь урок, дети признали: Бог существует, но человек происходит от человекоподобной обезьяны. Учительница при этом не имела права навязывать свое мнение ученикам, она была простым участником дискуссии, (сама она не была поклонницей эволюционной теории). Она должна была только следить, чтобы ученики дискутировали по правилам культурного общества. Такое поведение учителя является нормой для большинства западноевропейских школ.

Конечно, западноевропейская семья и школа также не без проблем, и некоторые из них довольно сложные. Однако они хорошо выполняют задачу — воспитывать граждан высокоразвитого демократического (а также высокотехнологического) общества.

В Украине же семья и школа все еще пытаются «продуцировать» и выпускать в жизнь людей, которые были нужны для тоталитарного, так называемого «советского» общества, потому что большинство семей и школ живут по авторитарным принципам. Во главе (он или она), чье слово — закон, а далее — жесткая иерархия до самого низа. Альтернатива — борьба за власть со скандалами и интригами, пока кто-то кого-то не «съест».

Школьную жизнь нужно изменять, демократизировать. Но и в наших формально демократических вузах также мало что изменилось.

И обязательно будущих учителей надо научить в вузах европейскому этикету и требовать его выполнения, потому что учитель-диктатор (или директор) и учитель-хам стали хрестоматийными у нас еще в коммунистические времена.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Вообще профессиональный уровень большинства работников в нашей стране довольно низкий. Многие должности занимают работники, которые вообще не имеют соответствующего специального образования или же имеют очень плохое или фиктивное образование. Всюду (от политики и искусства до уборки улиц) процветает любительство или низкопробный профессионализм — тo есть так называемая халтура. При этом «верхи» сами показывают народу пример некачественного труда. Если по Первому Национальному каналу постоянно выступает пара «певцов», которые не имеют ни голоса, ни других артистических данных или также «выступает» политик национального масштаба, которому с его способностью можно разве что доверить районную администрацию, то это поощряет тысячи других украинцев также браться не за свое дело и делать это плохо. Плохая работа стала всюду нормой, и мы уже стесняемся требовать от сограждан качественного труда.

Страшно то, что «халтурные» певцы, политики, предприниматели, менеджеры и другие «специалисты» по своей натуре очень агрессивны и постепенно выжимают и выживают настоящих специалистов, которых в Украине и так не очень много. Наша страна продолжает избавляться от своего драгоценного интеллектуального капитала. Все больше чинов и должностей продаются и покупаются.

Многие наши интеллектуалы сейчас или ушли работать туда, где совсем не нужно долго учиться и много знать, или пополняют сокровища других народов за границей.

Недостаточный интеллектуально-ментальный и демографический капитал делает весьма проблематичным существование и качественное развитие украинского финансово-промышленного капитала, потому что для его функционирования в условиях открытого свободного рынка и жесткой внутренней и внешней конкуренции нужны высококвалифицированные специалисты (менеджеры, исследователи-рационализаторы, инженеры, рабочие), которые учатся и приобретают необходимое мастерство не за один год и которые должны иметь определенные способности.

Но не только это нужно для «благоденствия» финансово-промышленного капитала. Для оптимального функционирования он нуждается в минимально необходимой законодательной поддержке внутри страны, а также благоприятных условиях для экспорта и капиталовложений за границей (это — членство в необходимых международных организациях, достаточный авторитет своей страны). А для этого нужен в свою очередь высокий уровень специалистов: на высшем государственном уровне — руководителей государства, членов правительства, дипломатов, депутатов парламента, консультантов, а также и на региональном уровне.

Для одаренных бизнесменов и высококлассных специалистов (и членов их семей) нужны также более или менее удобные и безопасные условия жизни, что предполагает хорошую работу милиции, медицины, школы, вузов и других благоприятных факторов, что невозможно без высококвалифицированных и честных специалистов. (Но не меньше это нужно и простым гражданам, которые не имеют возможности жить в дворцах за высокими каменными стенами, пользоваться услугами охранников и зарубежных врачей).

И еще одна немаловажная деталь — поскольку экономические войны не редко переходят в настоящие военные конфликты, то для крупного финансово-промышленного капитала не излишняя поддержка (на всякий случай) не только мудрой дипломатии, но и сильной армии.

Этих условий Украина сейчас не имеет возможности предоставить украинским собственникам финансово-промышленного капитала (в чем они однако в большой степени виноваты сами). Это очень опасно. Поскольку наши капиталисты, по большому счету, не связаны с украинским народом ни духовно, ни культурно, а значительное количество их считает себя здесь чужими и этнически, то нельзя исключить такое развитие событий: вместо того, чтобы строить независимую страну, приумножая не только свой финансово-промышленный капитал, но и общенациональное достояние, они просто будут здесь «делать деньги», искусственно поддерживая низкую зарплату работников, пользуясь услугами коррумпированных законодателей и уголовной «крышей». А большинство капитала будет переправляться за границу, где будут проводить лучшее время своей жизни и счастливую старость. Не исключено, что в поисках лучшей «крыши» они могут просто «сдать» независимость Украины — под определенные гарантии — в пользу более надежного государства; или разделить Украину с той же целью. Некоторые тревожные симптомы этого уже появляются.

Следовательно, чтобы строить Европу здесь, в Украине, нужно богатеть не только деньгами, но и другими ценностями, в первую очередь высоким интеллектом и европейской ментальностью. О чем, кстати, часто напоминает газета «День».

И нельзя впадать в отчаяние. Украинцы в состоянии сделать свою страну высокоразвитой, мощной и высококультурной. Необходимо только одно: всем быть активными и много работать, а не ждать, что счастье нам принесет на блюдечке с голубой каемочкой какой-то добрый дядя — украинский или зарубежный.

Владимир ЛЕСНОЙ родился в 1947 году в Казахстане, там же закончил среднюю школу. После службы в армии на Дальнем Востоке и учебы в Днепропетровском госуниверситете (романо-германское отделение) преподавал в этом же университете немецкий, а потом и китайский языки. С 1997 года на постоянном служении в Немецкой евангелистко-лютеранской Церкви Украины (НЕЛЦУ) в качестве окружного пастора Крыма.

Был президентом синода НЕЛЦУ и членом Всеукраинского Совета церквей и религиозных организаций.

Сейчас — заместитель президента генерального синода Ев.-лютеранской церкви России и других государств.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать