«Из населения родился народ»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041129/4218-4-1.jpg)
Еще две недели тому назад Украина, несмотря на напряженную избирательную кампанию, в общем выглядела спокойной страной. Результаты второго тура президентских выборов толкнули Украину к масштабному политическому кризису. В чем суть кризиса и где из него выход? Представитель провластной политической силы — СДПУ(О), народный депутат Петр ПИСАРЧУК и оппозиционер-коммунист, народный депутат Борис ОЛИЙНЫК по- разному отвечают на эти вопросы. Однако собеседники «Дня» единодушны в том, что спасать страну нужно немедленно, потому что завтра может быть поздно.
Петр ПИСАРЧУК: «Под видом борьбы за демократию идет соревнование за слабую власть»
— Верховная Рада Украины приняла постановление относительно политического кризиса в Украине. Ряд пунктов этого документа, как видно из голосования, устраивают только определенную сторону. Насколько принятое решение способно вывести страну из непростой ситуации?
— Любое решение должно быть следствием компромисса. Поэтому не думаю, что в проголосованном есть что-то, что принципиально не устраивает одну из сторон, втянутых в противостояние. Хотя там содержится много вещей дискуссионных, таких, которые противоречат Конституции и законам Украины. Поэтому, я думаю, это решение еще будет предметом рассмотрения судебных инстанций, в том числе — Конституционного Суда.
Верховная Рада предприняла довольно интересный шаг. Она констатировала, что выборы в Украине состоялись с нарушениями, фактически не имея об этих нарушениях никакой информации, не создав даже комиссии, которая бы изучила ситуацию и выступила с докладом. На трибуну вышли несколько депутатов, которые сказали, что были нарушения, и на основании этого парламент проголосовал. Мне кажется, следовало бы хотя бы решения Верховного Суда по жалобе одного из кандидатов относительно массовых нарушений дождаться. А мы побежали впереди паровоза. Очевидно, это связано с силовым давлением — города и села Украины митингуют. В результате мы получили незаконное — я бы даже этого слова не побоялся — решение Верховной Рады.
— Вы видите возможность юридического разрешения ситуации?
— Я бы так сказал: сегодня нет праведных и грешных. Правовая культура находится в плачевном состоянии, в обществе господствует правовой нигилизм.
Если говорить о нарушениях в ходе избирательного процесса, то намного хуже административного является моральное давление. Это я могу сказать на примере западного региона, где находится мой избирательный округ. Когда человек не может высказать свою настоящую позицию, потому что его сразу распинают, от церкви отлучают, Иудой обзывают, — это нельзя считать свободным выбором. Эти выборы были абсолютно неправдивыми, люди были однобоко информированы. Виктор Янукович нес весь негатив нынешней власти. Что перво-наперво всаживалось в головы людей, — что власть плохая. И если мы уже так возмутили Украину, то правильно было бы начать выборы с ноля. Но это при условии, чтобы все кандидаты были в равном положении, на людей не совершалось ни административного, ни психологического, ни морального, ни политического давления. И чтобы мы избрали того президента, который сумеет убедить избирателя. Было бы очень хорошо, если бы за Виктора Януковича проголосовало хотя бы 30% населения западной Украины, а за Виктора Ющенко — 30% восточной. Тогда можно было бы говорить, что соревновались программы. А так у нас соревновались деньги и бизнес.
— И админресурс?
— Админресурс — меньше всего. Мы много говорим об админресурсе, но забываем, что организацией выборов занимаются органы местного самоуправления. Не губернаторы, не главы райгосадминистраций, а городские и поселковые советы. На которых влияние того же премьер-министра, а тем более — главы райгосадминистрации — практически нулевое. Я понимаю некоторых мэров городов — они боятся Януковича, им более выгоден Ющенко. Под видом борьбы за демократию идет соревнование за слабую власть. Я остаюсь твердым сторонником Виктора Януковича, потому что у его правительства есть результаты работы. Этими выборами мы сорвали тот позитив, который наметился в различных сферах, в первую очередь — в экономике. Мы рискуем разрушить самое главное, что так тяжело выстраивали за почти 14 лет независимости Украины — мир и понимание в государстве. В Киеве люди уже перестают здороваться с теми, кто голосовал за Януковича. Разве это нормально?
— Кто виноват, что до такого дошло? Власть должна была не допустить массовых фальсификаций, о которых говорит вся страна...
— Виновны политиканы. Я могу понять бизнесменов из окружения Виктора Ющенко. Они вложили в кампанию огромные средства. Они надеются их не только вернуть, но вернуть сторицей. Я могу понять людей, которые еще год тому назад были апологетами власти, а сейчас, сориентировавшись в политической конъюнктуре, вскочили в поезд Ющенко. Они понимают, что дороги назад нет, знают, что поставлено на карту, и готовые на все ради победы. Со другой стороны, я вижу, как Виктора Федоровича поддерживает Донбасс. Конечно, 5 или 10% голосов сфальсифицировать можно. Но не несколько миллионов.
— Представители оппозиции вместе с иностранными наблюдателями говорят, что было сфальсифицировано не меньше...
— Я бы советовал заграничным наблюдателям поехать на Львовщину и посмотреть, как там голосование фальсифицировали. Сейчас там меня обзывают предателем, угрожают выслать со Львова. Давайте анализировать: кто первым катализировал цепную реакцию по развалу Украины? Львовский городской совет. Я не знаю, какой Виктор Янукович человек, но знаю многих из окружения Ющенко. О политике нужно судить не по словам, а по делам. За два года премьерства Виктор Янукович никого не съел, не убил. Придут новые правительства, так дай Бог, чтобы в Украине были такие темпы прироста ВВП, как за эти два года. Если некоторые чиновники в Киеве привыкли воровать, растаскивая до 20% бюджета, и им вдруг наступили на палец, то что делать этим господам, как не кричать, что Янукович — хищник?
— Возможно ли все-таки, разрешить нынешнюю ситуацию в государстве при условии, если Виктор Янукович остается в той роли, которую ему определил Центризбирком?
— Наверное, нет. Да и сам Янукович заявлял, что он не хочет быть нелегитимно избранным президентом. Разблокировать ситуацию можно только таким образом — провести досрочные выборы президента, предварительно приняв политическую реформу, и на этом поставить точку.
— А где гарантии, что во время повторных выборов удастся избежать нарушений?
— Если будет проведена политическая реформа, я убежден, нарушений будет меньшее. Должность президента меньше будет весить.
— Буквально за считанные дни в украинскую политику ворвалась тема раскола страны...
— Если мы и далее будем давить друг на друга, выводя на улицы массы людей, единство государства может оказаться под вопросом. На чем базируется единство Украины? На законах и Конституции. Еще не создана такая экономическая, языковая, религиозная ситуация, которая могла бы намертво сцементировать страну. Отличия между востоком и западом довольно ощутимы. Следовательно, соборность нашей страны очень хрупкая. Почему наблюдается такой «синдром атаманщины»? Это мы уже проходили в 1917—20-х годах прошлого века. Во времена смуты в Украине всегда была куча князей и атаманов. К сожалению, история повторяется.
— Однако сейчас к этому процессу бесцеремонно приобщаются отдельные российские деятели, — чего стоит приезд мэра Москвы Юрия Лужкова на съезд депутатов в Луганской области, где речь шла о перспективах создания сепаратистского образования — так называемой Юго-восточной республики.
— С одной стороны — Россия. А с другой — Америка. Насколько мне известно, на избирательную кампанию главного оппозиционного кандидата американский миллиардер Джордж Сорос выделил 13,5 млн. долларов.
— Говорят, на кампанию его соперника российским олигархам пришлось выложить несколько сотен миллионов долларов...
— У меня нет таких данных. Я наблюдаю массовые акции оппозиции, которые требуют огромных средств. При том финансовые ресурсы оппозиции не иссякают. С другой стороны, я недавно видел шахтеров, которые приехали в Киев, и знаю, с каким трудом пришлось решать проблемы их поселения и питания.
— Политические элиты договорятся после всего, что произошло в Украине в последнее время?
— Обречены. Если не договорятся — сделают хуже и себе, и людям, и Украине.
— Кто же все-таки, по вашему мнению, отвечает за грязь, которой сопровождались нынешние выборы?
— По большому счету, даже не ЦИК, не Янукович, и не Ющенко. Есть команды, которые ставят на того или другого кандидата. Вкладывают в него деньги. Для чего? Ради людей? Ради сильной и мощной Украины? Ради развития демократии? К сожалению, нет. Для того, чтобы дорваться к власти и использовать ее для своего обогащения. Таковой является горькая правда. И, как видите, эти команды уже плюют на закон — как с одной стороны, так и с другой, потому что им любой ценой важен результат.
Борис ОЛИЙНЫК: «Предел уже близок»
— Украина оказалась в критической ситуации — уже даже о расколе государства заговорили. Что сейчас действительно угрожает нашей стране?
— Во-первых, следует сказать всем тем, кто пытается сегментировать пространство, что в любом государстве, которое мало-мальски уважает себя, подобные действия трактуются как измена Родине. Хотелось бы, чтобы это услышали те, кто стремится создавать какие-то региональные автономии. Речь идет о посягательстве как на конституционные основы, так и на международно-правовые нормы. Если на территориальную целостность страны посягают изнутри, это называется «пятая колонна». А с «пятой колонной» известно, как в нормальных странах поступают. Кое-кому не помешало бы знать историю.
— В свое время Президент Украины Леонид Кучма сказал, что выборы 2004 года будут самые грязные за всю историю независимости. Так оно и произошло. Кто виноват?
— Власть. Как не вспомнить сказанное в свое время Михаилом Грушевским: «Беда Украины в том, что ею правят те, кому она не нужна».
— А как относительно оппозиции, которая, чтобы там не говорили, также приложила руку к нагнетанию страстей вокруг избирательного процесса?
— Речь идет не о Ющенко или Януковиче. Речь идет о том, что народу плюнули в душу. Далее он уже это терпеть не смог. И «проворонили» момент, когда из населения родился действительно народ. Слава Богу, он уже стоит перед нами. За что, конечно, нужно поблагодарить власть.
— Какой видите выход из этой ситуации — юридический, политический?
— Только политический, нет юридического выхода. Выборы нужно упразднить и вновь провести. Или хотя бы найти возможность переголосовать. Что-то нужно сделать сейчас, чтобы разрядить обстановку. Потому что предел накопления отрицательной энергии уже близок. В политике есть такой закон — больших чисел. Когда триста тысяч собрались на Площади, ситуация развивается по уже совсем другой логике, нежели когда действуют единицы.
— Почему КПУ вместо того, чтобы принципиально заявить, с кем она, заняла такую выжидательную позицию?
— Я отвечаю только за себя лично.
— Кто, по вашему мнению, сейчас контролирует ситуацию в стране?
— Те, кто не допускает шагов, чтобы виновные понесли уголовную ответственность. Я был на выборах в Югославии, когда менялась власть. Там была похожая ситуация.
— За кого вы голосовали во втором туре?
— Это — «тайна исповеди».
Выпуск газеты №:
№218, (2004)Section
Подробности