Кадровый конкурс — стратегический проект
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020918/4168-4-2_0.jpg)
Конкурс на замещение вакантных мест в Администрации Президента Украины является первым шагом в реализации новой кадровой политики Президента Украины. Речь идет не только о вакансиях в Администрации президента, необходимо привлечь и подготовить эффективных управленцев для всех органов государственной власти.
Разумеется, одним только конкурсом задача не решается. Но конкурс, по крайней мере, позволит определить те критерии, которым должны соответствовать управленцы, и задать ориентир для людей, желающих посвятить себя государственной службе.
Сейчас мы имеем дело со сложившейся системой госвласти. Складывалась она не по тем критериям, которые мы установили для нового поколения управленцев. В этом и проблема — старая система уже не может работать эффективно, иначе бы идея конкурса и не возникла.
Нам требуется новый подход к управлению государством. Требуются непартийные управленцы, умеющие использовать современные менеджерские технологии в системе госуправления. Весь аппарат работников госвласти должен работать эффективно вне зависимости от того, какая политическая сила сейчас доминирует.
Конечно, и об этом следует говорить, власть испытывает кадровые проблемы. Но это проблема вечная, хороших кадров всегда мало. Конкурс — путь к ее решению. Здесь же важна и открытость конкурса — публично будут предъявлены требования к кандидатам. После этого люди уже смогут точнее представить себе, что такое работа во власти, а высшие учебные заведения смогут скорректировать какие-то свои программы с тем, чтобы они отвечали требованиям, предъявляемым к работе госчиновника.
Объявляемый конкурс предполагает многоступенчатый отбор. Порядок его проведения таков. Объявление о конкурсе публикуется в государственных печатных изданиях. Кроме того, на сайте Президента создана страница «Конкурс», где подробно освещаются условия конкурса, объявленные на конкурс вакансии, образцы всех необходимых документов, анкета, экзаменационные билеты etc. В сущности, это будет информационный центр конкурса.
Далее Конкурсная комиссия принимает и рассматривает документы, это происходит в течение месяца с момента объявления конкурса. Кроме обязательных документов, предусмотренных законодательством, Конкурсная комиссия предлагает участникам заполнить Анкету конкурсанта и выполнить творческие задания. Официальный пакет документов отправляется по почте или лично на указанный адрес в АП, Анкета конкурсанта и творческое задание — на сайт, а также — дублируются в официальном пакете документов. Процедура предполагает предварительное знакомство конкурсной комиссии с претендентами, а конкурсантам — предоставляет возможность смоделировать и оценить реальную ситуацию, с которой они столкнутся, проходя конкурсный отбор или уже работая в Администрации Президента.
Затем проводится экзамен, цель которого — объективная оценка знаний и способностей кандидатов, претендующих на должность государственного служащего. Во время экзамена Конкурсная комиссия проверяет знание Конституции Украины, Законов Украины «О государственной службе» и «О борьбе с коррупцией», а также законодательства с учетом специфики деятельности. Такая процедура экзамена утверждена законодательно. Помимо формального экзаменационного процесса, с каждым кандидатом проводится личное знакомство, во время которого участники конкурса имеют возможность презентовать свои знания, наработанный опыт, личные качества и обосновать свои намерения и цели, претендуя на вакантную должность в Администрации Президента. Формально экзамен является первым туром конкурса.
По итогам первого тура проводятся специализированные интервью с кандидатами, прошедшими отбор. В ходе собеседования проводится многоуровневое исследование личности и оценка их профессиональной готовности. Это также позволит каждому участнику проявить свои умения, навыки и профессиональную зрелость, а комиссии сделать выводы о потенциале кандидатов (интервью является вторым туром конкурса). На основании общего заключения, включающего результаты двух этапов конкурсного отбора, комиссия определит победителей конкурса.
Можно добавить, что конкурс выстроен так, что победить в нем можно только эффективно организовав коллективную работу. Нам в первую очередь нужны командные игроки, поскольку сам характер деятельности чиновника предполагает командную работу. Разумеется, задания конкурса будут предельно приближенными к реальным задачам, которые решают профессиональные управленцы.
Далее победителей конкурса ждет стажировка. Прежде всего, она позволит проверить на практике пригодность человека к его новой позиции, ну а в случае пригодности — даст необходимый опыт для начала самостоятельной работы. Вариант стажировки вполне укладывается в понятие испытательного срока — это месяц, два. То есть ошибки конкурсного отбора регулируются на вполне законном основании. Собственно говоря, и сам конкурс регулируется соответствующим Постановлением Кабинета Министров.
В ходе проведения конкурса будет создана база данных, что позволит государству иметь кадровый резерв, в том числе — в регионах. Непрошедшим конкурсный отбор Комиссия по результатам прохождения конкурса сможет предложить должность на другую конкурсную вакансию или рекомендовать кадровой службе АП рассмотреть кандидатуру кандидата на вакансию, не выставленную на конкурс.
Само проведение конкурса — это принципиальный момент: прежде всего нам требуется определиться именно с кадровым резервом. Кадры — это стратегический ресурс власти, все остальное, даже самые замечательные структурные решения, вторичны. Грубейшая ошибка, — строить планы, не задумавшись, прежде всего, о том, кто эти планы будет реализовывать, не создав систему подготовки этих кадров. Кроме того, административная реформа — дело не одного дня, она предполагает притирание людей к должностям, уточнение структурных моментов. А если нет людей, то никакая корректировка невозможна в принципе.
Но не следует рассматривать конкурс как некую революцию. Состояние системы госчиновников поддерживается, в частности, системой аттестаций. В какой-то мере аттестации позволяют поддерживать управляющие кадры в форме — по крайней мере, в такой, при которой организационные изменения не означают революцию. Конечно, наряду с программой обновления кадров будет происходить и реорганизация управляющих структур власти, но реформа госуправления будет носить исключительно системный характер.
Нам предстоит очень серьезная работа. Не скрою, что в дальнейшем в реализации нашей кадровой политики, конечно, наиболее внимательно мы будем смотреть на молодое поколение. Прежде всего, мы обратим внимание на выпускников и студентов старших курсов лучших вузов и готовы заключать с ними договора о стажировках нужных нам людей в органах государственной власти. Такой механизм уже давно используют крупные бизнес-структуры, забирая себе наиболее перспективные кадры. Нам м придется вступить с ними в конкуренцию.
Казалось бы, это нереально — учитывая зарплаты госчиновника и людей из бизнес-структур. Но все зависит от того, какую перспективу для себя человек видит, насколько далеко смотрит в будущее. Если он выберет бизнес, то с самого начала получит больше, но его дальнейшие перспективы уже затруднены, пробиться наверх в бизнесе тяжело. Работая же в государственных структурах, человек приобретет опыт и связи, которых он больше нигде не приобретет. И, если он впоследствии захочет уйти в бизнес, то «рыночная стоимость» будет уже намного выше, чем у большинства тех, кто с самого начала предпочел коммерческие структуры.
Это существенный резерв структур власти — привлечение амбициозных людей, которые мыслят не одним днем и желают сделать карьеру именно в этой области. Мы видим свою задачу именно в том, чтобы предоставить людям возможность такого кадрового роста. Их интересы совершенно совпадают с интересами государства.
Выпуск газеты №:
№168, (2002)Section
Подробности