Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как будет голосовать Украина

Игорь ТОДОРОВ: «Политическая жизнь в нашей стране уже более 20 лет находится в эмбриональном состоянии»
09 августа, 12:11

Первая по темпами вымирания населения в Европе, но третья в мире по количеству автомобилей класса «люкс» (по разным социологическим данным), Украина, как ни печально это признавать, представляет собой малопривлекательный образец олигархического общественного строя. Это полностью исключает как культурный, так и экономический подъем и гарантирует стране постоянно ведущее место в рейтинге самых отсталых обществ мира. Впрочем, существует ли в украинском социуме массовый запрос на так называемые европейские ценности и, главное, имеются ли на политическом Олимпе силы, способные не только на словах, но и на деле (в частности, путем формирования соответствующих задаче партийных списков) претворять их в жизнь, беседуем с независимым экспертом, профессором Игорем ТОДОРОВЫМ (ВОО «Украинская ассоциация европейских исследований», Донецк).

— Пан Игорь, ведущие политические силы обнародовали свои предвыборные списки и выдвинули кандидатов, которые будут баллотироваться по одномандатным мажоритарным округам. Охарактеризуйте, пожалуйста, основные тенденции, присущие текущей избирательной кампании.

— Да, избирательная компания официально началась, хотя де-факто процесс не прекращался — и это, по-видимому, нормально для демократического общества. Соответственно, выдвижение предвыборных списков и кандидатов по мажоритарным округам не принесло ничего принципиально нового. Что касается тенденций, то существует постоянное предчувствие сложности и нечестности этой избирательной кампании. Черный PR уже присутствует, количество грязи со всех сторон будет расти. Началось давление на оппозиционных кандидатов в депутаты, особенно в регионах. Присутствует жуткое ожидание фальсификаций во время голосования, и особенно во время подсчета.

К сожалению, традиционной для отечественной политической системы является разобщенность оппозиционных сил. Существует реальная перспектива, что фактически они будут предоставлять голоса Партии регионов. Конечно, качество оппозиционных списков могло бы быть и лучшим, впрочем, любой предвыборный список — это компромисс. Кажется, что грани умного компромисса были соблюдены.

Стоит сказать и о международном измерении этой избирательной кампании. Многие на Западе (и не только) считают, что это чуть ли не последний шанс для Украины. Возможное непризнание результатов выборов со стороны ЕС и США фактически поставит нашу страну в международную изоляцию, отложит на неопределенное время перспективу подписания соглашения об ассоциации с ЕС и подтолкнет Украину к путинскому евразийскому союзу. А это реально будет означать лишение нашей страны суверенитета. Объективно власть и олигархия не заинтересованы именно в таком развитии событий, они не хотят «ложиться» под Путина, но в то же время хотят сохранить монополию на власть любой ценой. Подобное противоречие требует взвешенного подхода, но власть на это, похоже, не способна. Ее европейская риторика уже никого не вводит в заблуждение, потому что она очень далека от глубокого понимания европейских ценностей.

— Кстати, о ценностях. В канун старта избирательной кампании в обществе обсуждались требования к кандидатам, которых выдвинуло движение «Честно». Насколько, по вашему мнению, заданный активистами дискурс повлиял на процесс формирования списков?

— Оппозиционные политические силы все же по мере сил учитывали требования общественности. Властная партия, как всегда, абсолютно уверена в собственной силе и потому пренебрегает взглядами общества. В то же время стоит отметить, что некоторые критерии и подходы движения «Честно» являются несовершенными по своей сути и вызывают определенные сомнения. В частности, то, что коррупционные действия приравниваются к непосещению заседаний профильного комитета. Или то, что переход из фракции политической силы, благодаря которой депутат стал депутатом, считается негативом, а вот постоянное голосование вопреки фракционной дисциплине таковым не является.

— Если список Партии регионов традиционно объединяет олигархов, старых партийных функционеров и одиозных политиков, то в списке Объединенной оппозиции — по крайней мере по словам Юрия Луценко — олигархов нет. Назовите признаки, принципиально отличающие списки этих двух политических сил (если таковые есть).

— Не совсем так. Олигархическая составляющая присутствует и в Объединенной оппозиции, и в других партиях — и иначе быть, к сожалению, не может: где брать безумные средства на избирательную компанию? Тем не менее, разница есть, и заключается она как раз в том, что оппозиция все-таки представляет собой самостоятельную политическую силу, хотя и противоречивую. Оппозиция отражает определенный общественный интерес. А кандидаты от властной партии являются лишь исполнителями воли олигархов и Президента. Со стороны Партии регионов говорится о безудержном желании и в дальнейшем проводить антинациональную политику, суть которой заключается в отношении к украинскому государству исключительно как к собственному бизнес-проекту.

— Приняла ли оппозиция достаточные меры по предотвращению попадания в парламент «тушек»?

— Формально приняла, даже были публичные клятвы. Впрочем, 100% гарантий никто не даст, особенно относительно кандидатов по мажоритарным округам. Некоторые эксперты считает, что «тушки» все равно будут, но в меньшем количестве: не 50, а 10—15.

— Как вы относитесь к «усилению» списков партий известными личностями? Что побуждает последних записываться в партийные ряды?

— Побуждают, безусловно, собственные амбиции личностей, добившихся жизненного успеха вне политики. Возможно, деньги. Впрочем, их привлечение политическими партиями является в известной степени оправданным и обусловлено тем, что на самом деле политическая жизнь в нашей стране уже более 20 лет находится в эмбриональном состоянии. К сожалению, у нас продолжается соревнование не мыслей и идей относительно стратегического развития страны, обретения ею конкурентоспособности, а соревнования имиджей лидеров и партий. Значительная часть граждан является далекой от политики, поэтому включение в списки таких лиц, по мнению соответствующих политических сил, должно способствовать их популярности. Прибавит это реальных голосов или наоборот, трудно сказать. Но попадание «звезд» в парламент уже точно не прибавит эффективности его работе.

— Дайте оценку кандидатам, которые идут по спискам партии Виталия Кличко и Наталии Королевской. Прояснило ли оглашение списков что-то относительно этих политических проектов?

— Позиционирование обоих проектов как альтернативы существующим оппонентам, как т.н. третьей силы, понятно. Впрочем, оглашение списков не дало окончательного понимания относительно их уместности. Большинство кандидатов — «темные лошадки». Кажется, что объективно они могут играть на пользу действующей власти, особенно проект Королевской. Очевидно, что он вообще был бы невозможен без властной поддержки.

— Какие политические силы из не названных до сих пор заслуживают наибольшего внимания?

— Заслуживает внимания, несомненно, партия Украинская платформа «Собор» с креативными братьями Капрановыми во главе, а также активный и молодежный «Демократический альянс» (впрочем, если удастся насобирать средства для регистрации). Своего принципиального избирателя имеет «Свобода» и, кажется, ее популярность будет расти. Весьма сомнительны шансы Социалистической партии. Компартия традиционно имеет свой «железный» электорат. К тому же кое-кто, особенно на юге и востоке, поддержит ее как альтернативу регионалам.

— В том числе в донецкой области?

— Я бы не был однозначно уверен, что толко коммунистам, потому что униженные представители малого бизнеса или интеллигенция в большинстве уже имеют иммунитет относительно коммунистической идеологии. В то же время вряд ли традиционные оппозиционные силы могут рассчитывать на существенное увеличение собственных сторонников в Донецкой области. Скорее всего, их процент будет колебаться в пределах традиционных 3—4 %, как на выборах 2006 и 2007 гг. Здесь, возможно, получат шансы новые оппозиционеры, но лишь при условии качественной целеустремленной избирательной компании.

— На одном из одномандатных мажоритарных округов от Партии регионов будет баллотироваться печально известный Николай Левченко, опорочивший себя в фильме «Другой Челси». О чем свидетельствует следующий факт: о доверии власти и отсутствии запроса на честных политиков или о полной уверенности местной власти в своих силах?

— Я убежден, что речь идет и о доверии, но в большей степени — об уверенности или даже самоуверенности. Николай Левченко за счет собственного популизма надеется на поддержку необразованных, антиукраински настроенных избирателей. К тому же есть расчет на эпатаж, деньги и всесторонние и разнообразные фальсификации. Возможно, есть надежда на внешнюю поддержку как плату за принципиальное украинофобство.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать