Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как попасть в НАТО

Что поможет и что помешает Украине присоединиться к Североатлантическому альянсу
28 октября, 18:29
БОЕЦ 93-Й БРИГАДЫ «ХОЛОДНЫЙ ЯР» РУСТАМ В ОДНОМ ИЗ АНГАРОВ АВДЕЕВСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗОНЫ.ИЮНЬ 2019 ГОДА / ФОТО ИРИНЫ РИБАКОВОЙ

В Украине Организацию Североатлантического договора, то есть НАТО, любят мифологизировать, кто со «знаком плюс», кто со знаком «минус». Даже такой якобы сугубо прагматичный процесс, как евроатлантическая интеграция, у нас наполнен «легендами» и не совсем реалистичными представлениями о нынешней ситуации. Но если мы все же хотим действительно приблизиться к НАТО не в своем воображении, а в реальности, нужно хорошо понимать, где находимся в настоящий момент, что должно произойти, чтобы Украина когда-то присоединилась к Североатлантическому альянсу, и что этому может помешать.

ЛИШНЯЯ ЗАЯВКА

На прошлой неделе, в конце визита в штаб-квартиру Североатлантического альянса, глава Министерства обороны Андрей Загороднюк и заместитель руководителя Министерства иностранных дел Егор Божок рассказали журналистам, что считают нецелесообразным подачу Украиной заявки на получение Плана действий относительно членства в НАТО.

Заявление представителей оборонного и внешнеполитического ведомств стало ответом на инициативу экс-президента Петра Порошенко, который призывал власть подать заявку относительно получения ПДЧ. Но правительство ясно дало понять, что расценивает подобную акцию как ненужную и неуместную. «Мы можем подтверждать и посылать заявление сколько угодно, но зачем? Лучше концентрироваться на практических результатах», — объяснил свою позицию министр обороны.

Нужно заметить, что само получение ПДЧ является первым формальным шагом начала процедуры присоединения страны к НАТО. Без этой формальности о запуске официальной процедуры вступления в Альянс говорить нельзя в принципе. Поэтому, когда власть не демонстрирует энтузиазм относительно получения Плана действий, немедленно возникают подозрения относительно торможения євроатлантичної интеграции как такого.

Впрочем, в правительстве эти опасения считают безосновательными. Правительственные чиновники отмечают, что не отказываются от получения ПДЧ, просто считают действующей заявку на получение Плана действий относительно членства, поданную 11 лет тому назад.

25 ОКТЯБРЯ 2019 Г. БРЮССЕЛЬ, ШТАБ-КВАРТИРА НАТО. МИНИСТР ОБОРОНЫ УКРАИНЫ АНДРЕЙ ЗАГОРОДНЮК И ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ НАТО ЙЕНС СТОЛТЕНБЕРГ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ УКРАИНЫ

«Украина уже подала заявку на получение ПДЧ. Это было сделано в 2008 году. ...Подавать вторую заявку сейчас, если первая остается действующей? В НАТО исходят из того, что заявка, поданная в 2008 году, остается действующей. Мы в правительстве Украины также понимаем, что эта заявка остается актуальной. Поэтому новую подавать не нужно», — рассказал несколько дней назад в интервью одному из киевских изданий вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба.

Егор Божок после встреч в Брюсселе отметил: «Мы настроены на то, чтобы, не подтверждая эту заявку, достичь военных критериев членства в НАТО». Позже замглавы МИД дополнил свое мнение постом в Твиттере, отметив, что получение Плана действий остается целью, просто «сегодня нам нужно не подавать заявку на ПДЧ, а уже добиваться от союзников его предоставления. Над этим и работаем».

ВСПОМИНАЯ 2008 ГОД

Но если бы Украина все же решила в декабре 2019 года снова подать заявку на получение Плана действий относительно членства? Дмитрий Кулеба уверен: «Ответ был бы таким же, как и в 2008 году. ПДЧ мы бы не получили».

Стоит напомнить, что именно происходило 11 лет тому назад между Украиной и НАТО.

18 января 2008 года министр иностранных дел — на то время им был Владимир Огрызко — передал тогдашнему Генеральному секретарю НАТО Яапу де Хооп Схефферу так называемое письмо трех, подписанное действующим украинским руководством: президентом Виктором Ющенко, премьер-министром Юлией Тимошенко и председателем Верховной Рады Арсением Яценюком. В документе высказывалась общая позиция относительно готовности Украины официально начать процедуру присоединения в Альянс: получить и начать выполнение Плана действий относительно членства.

3—4 апреля 2008 года в Бухаресте на встрече глав государств и правительств стран НАТО была принята Декларация, которой фактически было сказано «нет» официальному старту процесса присоединения Украины (и Грузии). Хотя в документе признавалось право на вступление в блок двух прежних республик СССР, решение о предоставлении Плана действий относительно членства принято не было. Зато было решено «продолжать контакты» для «решения вопросов».

Позицию НАТО неофициально объясняли нежеланием Германии и Франции портить отношения с Россией. Впрочем, предусматривалось, что позитивное решение может быть принято на декабрьском саммите Альянса.

2—3 декабря 2008 года в Брюсселе состоялось заседание Североатлантического Совета НАТО на уровне министров иностранных дел. Главным итогом встречи стало подтверждение странами-членами НАТО решений относительно Украины и Грузии, принятых в Бухаресте. Но предоставление Плана действий относительно членства двум прежним советским республикам не только не рассматривалось по сути, но и было отложено на неопределенный срок.

Главной причиной нежелания Альянса «связываться» с постсоветскими странами стало катастрофическое ухудшение безопасностной ситуации в регионе, вызванное августовской российско-грузинской войной. Разумеется, сегодня, в условиях уже российско-украинского противостояния, получение Киевом ПДЧ может быть для НАТО — с точки зрения по крайней мере части его членов — еще более нежелательным шагом.

ОТ ВНЕБЛОКОВОСТИ К «АСПИРАНТУРЕ»

После неудачи в 2008 году евроатлантическая интеграция Украины была практически заморожена, а через два года и полностью остановлена.

2 апреля 2010 г. президент — на тот момент им был Виктор Янукович — ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции. 1 июля 2010 года Верховная Рада приняла закон «О принципах внутренней и внешней политики», который предусматривал внеблоковый статус страны.

Возвращение на путь евроатлантической интеграции произошло в 2014 году. Причины всем понятны.

23 декабря 2014 года парламент поддержал законопроект об отказе от внеблокового статуса. В начале марта 2018 года Североатлантический альянс признал, что Украина стремится приобрести членство в НАТО, и определил наше государство как «страну-аспиранта». Если раньше в перечне стран, которые хотят членства в Альянсе, было лишь три государства — Босния и Герцеговина (имеет ПДЧ), бывшая югославская республика Македония (как страна называлась на тот момент и которая тоже имела ПДЧ) и Грузия — то теперь к списку присоединилась Украина.

С того времени многое изменилось.

Сербская часть Боснии и Герцеговины полностью заблокировала процесс евроатлантической интеграции. Таким образом, БиГ, имея План действий относительно членства, сегодня не имеет возможности его выполнять.

Македония, наоборот, за полтора года сделала сногсшибательный прорыв: устроила спор с Грецией, стала Северной, и готовится официально присоединиться к НАТО через месяца два-три.

Но кое-что осталось практически без изменений — ни Украина, ни Грузия, так не получили ПДЧ.

Конечно, сотрудничество Киева с Альянсом последние пять с половиной лет очень активизировалось. Даже блокирование Венгрией — из-за языкового и образовательного законов — некоторых форматов сотрудничества на высшем уровне не смогло остановить интенсивные контакты там, где это было возможным. Многое сделано в плане фактического сближения с НАТО — это и общее обучение, и внедрение стандартов, и реализация программ помощи.

7 февраля 2019 г. Верховная Рада закрепила в Конституции стратегический курс Украины на членство в Европейском союзе и НАТО. Это важный символический шаг. Но с точки зрения официальных достижений дальше на пути евроатлантической интеграции, чем в 2008-м, мы за эти годы не очень-то и продвинулись — стали «аспирантами», но ПДЧ как не было, так и нет.

ОТНОШЕНИЯ В НОВОМ ФОРМАТЕ

Проблема здесь не только или даже не столько в нас самих или нашей власти. Киеву не включили «зеленый свет» 11 лет тому назад не из-за наших внутренних проблем. Причины были абсолютно другими, они имели геополитический характер, и в настоящий момент никуда не делись. К тому же к глобальным вопросам добавились локальные — наши сложные отношения с Венгрией, наладить которые пока не удается.

В этой ситуации нынешняя украинская власть пытается быть реалистом, переводя отношения с Альянсом в формат «малых шагов».

«Мы перезапускаем формат работы с НАТО, делаем его намного более практическим, намного более нацеленным на практические конкретные результаты», — объяснил министр обороны. По его словам, речь идет об объединении всех аспектов сотрудничества между Украиной и Альянсом в одном документе. Это не будет Годовая национальная программа (которая, заметим, является дорожной картой для стран, имеющих и выполняющих ПДЧ). Настоящий документ останется, но как внутренний, односторонний, то есть не будет иметь официального статуса (что логично в условиях отсутствия ПДЧ). Зато двустороннее взаимодействие Украины с НАТО будет регулировать другая, новая программа.

«В настоящий момент у нас есть трастовые фонды, есть программы в рамках отдельных инициатив, таких как Building integrity, Defence education enhancement program, Программа профессионального развития, есть программа «Наука ради мира и безопасности», есть взаимодействие по линии генштаба, есть взаимодействие с агентством НАТО по вопросам поддержки и снабжения, есть взаимодействие с командующим объединенными силами НАТО в Европе, взаимодействие по силам спецопераций, по стратегическим авиаперевозкам и тому подобное. Так вот, теперь все это мы упакуем в один план нашего взаимодействия с НАТО», — объяснил журналистам заместитель министра иностранных дел.

Новый формат отношений с Украиной станет для Альянса своего рода «экспериментом». По словам главы Минобороны, НАТО внедряет правило «одна страна — один план», и Украина станет первой страной, которая будет двигаться по этому принципу.

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС

Стратегия евроатлантической интеграции с помощью реализации конкретных программ имеет право на существование. В таком формате все равно можно попробовать реформировать постсоветский оборонно-безопасностный сектор, превратить армию и спецслужбы в современные структуры, выполнить другие требования — относительно развития демократии, например, и, таким образом, стать полностью готовыми к присоединению к блоку. Впрочем, будем откровенны — даже достижение стопроцентного соответствия «натовским» стандартами не является гарантией вступления в Альянс. Обеспечение совместимости с НАТО, а также наличие официальной заявки и поддержка населением евроатлантической интеграции необходимы, но недостаточно аргументов для Североатлантического блока. Двери НАТО можно открыть только изнутри, и единственным ключом для этого является единогласное желание стран-членов видеть в своем кругу нового участника. Не будет консенсуса — не будет и согласия на начало официальной процедуры присоединения, в частности, предоставление ПДЧ. Любые евроатлантическо-интеграционные усилия не могут завершиться вступлением в НАТО, пока сам Североатлантический альянс не будет готов сказать «да».

Сложность этой ситуации, во-первых, в том, что если Альянс будет и дальше «тянуть» с предоставлением ПДЧ, то есть не давать добро на старт официальной процедуры вступления, разочарования и «откат» нынешних симпатий к блоку не заставят себя ожидать. Украинцам в этих условиях придется рассматривать евроатлантическую интеграцию не только как последовательность шагов к присоединению в Альянс, но и как процесс, важный и нужный сам по себе за для реформирования безопасностно-оборонного сектора. Для этого как важный результат внедрения стандартов НАТО должен восприниматься не только старт официальной процедуры вступления, но и... внедрение стандартов НАТО.

Впрочем, намного более сложным вызовом является не то, что люди могут разочароваться в Североатлантическом блоке, если Альянс будет демонстрировать нежелание открывать двери Украине. Проблема в том, что за процессом евроатлантической интеграции по особенной, а не по стандартной схеме, без реального приближения к официальному членству в НАТО, можно без проблем спрятать «топтание на месте», то есть имитацию присоединения к Альянсу. И нужно сказать, что такой вариант — бесконечная евроатлантическая интеграция без вступления в НАТО — полностью может устроить не только нашего восточного соседа, но и наших западных партнеров, и наших политиков, настроенных на компромисс, чтобы «не слить Россию».

СПРАВКА «Дня»

Еще до 2000 года у Украины было достаточно последовательное и содержательное сотрудничество с Альянсом. Вспомним, что наша страна принимала участие в программе «Партнерство ради мира» (ПРМ), потом была «Хартия об особом партнерстве Украина — НАТО 1997 года», действовал Комитет Украина — НАТО (КУН), также проходило много разных встреч и рабочих контактов. Формировалась атмосфера доверия между Украиной и НАТО. Главой Государственной комиссии по сотрудничеству c НАТО в декабре 1999 года был назначен Секретарь CНБО Евгений Марчук. Потом произошло кардинальное изменение вектора от простого сотрудничества к узакониванию курса на вступление Украины в будущем в НАТО.

О намерении Украины присоединиться к Североатлантическому альянсу впервые на официальном уровне было заявлено 23 мая 2002 года на заседании Совета национальной безопасности и обороны страны. «В связи с изменениями ситуации в Европе дальнейшее соблюдение Украиной политики внеблоковости бесперспективно. А в отдельных случаях и вредно», — заявил тогда Евгений Марчук. Ну и очень важно отметить позицию тогдашнего президента Леонида Кучмы, потому что спустя некоторое время она изменится: «Мы знаем, что внутри НАТО никто никогда не воевал. И я хочу, чтобы мы никогда не воевали — вот главная цель нашей политики. Это прагматичная цель. Это в интересах всех украинцев, потому что европейскую безопасность без Украины не построишь».

Уже в октябре 2002 года в Верховной Раде состоялись парламентские слушания относительно НАТО. В результате больших дискуссий было принято решение: «Определяющим фактором успешного продвижения Украины по этим курсом является подготовка Украины к членству в НАТО согласно решению Совета национальной безопасности и обороны Украины от 23 мая 2002 года «О Стратегии Украины относительно Организации Североатлантического договора (НАТО) и соответствующего Указа Президента Украины от 8 июля 2002 года».

Намерения Украины относительно интеграции в структуры Североатлантического альянса подтвердил Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 года, который был принят конституционным большинством. Проголосовала тогда даже фракция Партии регионов. В статье 8 Основных направлений государственной политики по вопросам национальной безопасности было провозглашено, что во внешнеполитической сфере Украина осуществляет активную международную политику с целью «...обретения членства в Европейском Союзе и Организации Североатлантического договора при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией, другими странами Содружества Независимых Государств, а также другими государствами мира».

Создавал основу, представлял, докладывал и отвечал на вопрос на всех этапах этого процесса Евгений Марчук. К лету 2003 года уже была создана вся необходимая правовая база для реализации этого курса. Но и это еще не все. Более конкретно намерения Украины относительно присоединения к НАТО были изложены в новой редакции «Военной доктрины Украины», которая была одобрена СНБО. Потом она была введена в действие Указом Президента 15 июня 2004 года. В II разделе «Военно-политические принципы Военной доктрины», в первом абзаце пункта 9-го «Условия обеспечения военной безопасности Украины» были изложены следующим образом: «Укрепление доверия между государствами, последовательное снижение угрозы использования военной силы, проведение политики евроатлантический интеграции, конечной целью которой является вступление в НАТО как основа общеевропейской системы безопасности».

Серьезный настрой Украины на членство в Альянсе изменила отношение самого НАТО к нашей стране. На Пражском саммите организации был введен новый высший режим отношений Украины с НАТО — «План действий». «Это уже согласованный обеими сторонами не просто план сотрудничества, а ежегодный план внутренней трансформации Украины к стандартам НАТО, и не только в военных сфере, но и реформирование судебной и правоохранительной систем, экономики, свободы слова, прав человека и другие, — пишет на своей странице в «Фейсбуке» Евгений Марчук. — В Украине была введена Указом Президента система государственных координаторов сотрудничества с НАТО на уровне заместителей министра. Удалось поднять уровень поддержки среди населения идеи вступления в НАТО до 32—33%. Появились новые общественные организации в поддержку этого курса. Весь процесс начал приобретать нарастающий динамизм. НАТО также начал проявлять в этом активность. И тогда Россия начала волноваться и действовать».

Работа Кремля сразу проявилась. Уже летом 2004 года — после Стамбульского саммита НАТО — Леонид Кучма делает разворот на 180 градусов от Альянса. Когда стало понятно, что Украина очень близка к подписанию ПДЧ (Плану действий по членству в НАТО), и именно в это время Леонид Кучма на 1—2 дня вместе с Владимиром Путиным пропали с поля зрения прессы где-то на Азовском море. Вернувшись, Кучма дает команду немедленно исключить из военной доктрины упомянутую формулу о сотрудничестве с НАТО... Позже, придя к власти, команда Януковича изъяла эту формулу через парламент и из упомянутого Закона «Об основах национальной безопасности Украины».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать