Как собираются голоса?
Народные депутаты — о борьбе вокруг изменений к КонституцииЧем обернется для страны попытка властей окончательно протащить изменения в Конституцию в части децентрализации? 31 августа 2015 года, когда народные депутаты впервые голосовали за эти изменения — тогда нужно было 226 голосов, события около Верховной Рады завершились трагедией — погибли четыре бойца Национальной гвардии, не говоря о десятках искалеченных. Сегодня нужно 300 голосов, которых на данный момент точно нет. Это в разговоре с «Днем» подтвердили депутаты из разных фракций. Однако это не означает, что не продолжаются поиск и консультации. Следующая неделя — последняя пленарная в нынешней сессии, а следовательно, это последняя возможность проголосовать за конституционные изменения.
«На следующей неделе этот вопрос стоит в повестке дня. По моей информации, он (законопроект о внесении изменений в Конституцию. — Ред.) должен появиться в повестке дня на четверг (28 января. — Ред.)», — сообщил СМИ заместитель главы фракции «Блок Петра Порошенко» Игорь Кононенко. О дате 28 января заявлял и лидер Радикальной партии — Олег Ляшко. Но есть и другая информация, которую распространил «Апостроф» от народного депутата («БПП»), пожелавшего остаться неназванным: голосование может состояться и 2 февраля, то есть в день, когда должна закрыться третья и открыться четвертая сессии работы парламента.
Между тем 51 нардеп обратился в Конституционный Суд с просьбой объяснить процедурные нюансы внесения изменений в Основной закон. Они просят уточнить, что имеется в виду под словами «на следующей очередной сессии Верховной Рады»: речь идет о следующей по номеру сессии парламента после той, на которой был принят законопроект, или о любой следующей сессии.
«У конституционалистов это вызывает удивление, потому что в Конституции все четко записано, — комментирует «Дню» судья Конституционного Суда (2006—2015 гг.) Виктор Шишкин. — Речь идет о следующей очередной сессии, то есть окончательное голосование должно состояться на этой сессии. Не исключительно, что это делается для того, чтобы получить от КС именно такое решение, соответственно те, кто проталкивает изменения к Конституции, будут кричать, что у нас нет иной возможности, как проголосовать только сейчас».
Главным вопросом, конечно, остается — как собираются голоса? На последнем круглом столе в «Дне» (читайте в номере на 4—5-й стр.) один из экспертов сообщил о наличии информации о том, что «Коломойскому предлагают обеспечить пять голосов от своих депутатов — и Корбан будет на свободе». На эту же тему читаем в «Фейсбуке» члена политсовета «УКРОПа» Дмитрия Симанского, который, комментируя блокирование офиса партии в Киеве неизвестными людьми, написал: «Когда там уже это проклятое голосование за путинскую конституцию???(((». Отвечая же на вопрос: «Есть ли связь?» — написал: «Да».
Какие процессы происходят в парламентских фракциях? Давят ли на депутатов? Когда и как возможно голосование за конституционные изменения?
«ЖЕСТКИМ ДАВЛЕНИЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ГЕНПРОКУРАТУРА УКРАИНЫ»
Игорь ЛУЦЕНКО, народный депутат, «Батьківщина»
— Я вижу, что для убеждения украинских депутатов было включено дипломатическое звено. Насколько я знаю, Посольство Франции активно агитирует и приглашает к себе на разные встречи и убеждает депутатов голосовать за конституционные изменения. Позиция Франции понятна — они занимаются мягким давлением. В Украине стали появляться делегации европейских парламентариев именно для этих разговоров. А вот жестким давлением занимается Генпрокуратура Украины.
Вообще есть разная информация. Мне рассказывали, что народный депутат Вадим Денисенко от «БПП» сообщал журналистам, что якобы они очень сильно работают и в Верховной Раде есть 300 голосов.
Администрация Президента играет в короткую игру — им нужно решить краткосрочные проблемы. А решение, которое предлагается в проекте конституционных изменений, эти интересы удовлетворяет. Шантаж «мы перестанем вас стрелять в обмен на изменение государственного строя Украины» учитывает бизнес-подход акционеров Администрации Президента и прежде всего главного акционера. Это удовлетворяет их, поскольку на ближайшие три-пять лет снимет проблему Донбасса, но в общем развитии государства это будет огромный шаг назад. Прежде всего потому, что государство отступит под силовым давлением.
Кроме того, если брать интересы «Народного фронта», который заинтересован сохранить свое административное влияние, то это зависит от возможности Арсения Петровича оставаться у власти. Яценюк же может оставаться у власти, пока его поддерживают западные партнеры и МВФ. А наши западные партнеры как раз и хотят быстрее закрыть вопрос Украины. Поэтому бизнес-интересы не глобального, а ситуативного порядка побеждают в решении такого сложного вопроса.
«ПОЗИЦИЯ АП, КОТОРАЯ ПЫТАЕТСЯ ПРОТОЛКНУТЬ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ, НЕПОНЯТНА»
Руслан СИДОРОВИЧ, народный депутат, «Самопоміч»:
— Не могу сказать об информации относительно давления со стороны АП, хотя логично допустить, что внутри фракции «БПП» такое давление существует. Однако можно говорить о медийном давлении, которое создается разными способами на те политические силы, которые имеют позицию, отличающуюся от АП. Они подвергаются попытке публичного осуждения, хотя, общаясь с людьми, мы видим противоположную ситуацию — люди не хотят ни принятия этих конституционных изменений, ни предоставления «особого статуса» отдельным районам Донецкой и Луганской областей, ни квазидецентрализации.
Первое, что категорически неприемлемо для «Самопомочі» — то, что изменения к Конституции готовились не украинским народом или парламентом, а политическими силами вне пределов нашего государства. Конституция — это акт общественного договора между народом и избранной властью. Если власть нивелирует значение мнения украинского народа, возникает общественное напряжение или возмущение. Чем оно может закончиться — мы видели 31 августа. Нужно уважать позицию украинских граждан. Если вспомнить риторику европейских лидеров времен Майдана, то они призывали украинцев разойтись и дождаться следующих президентских выборов. Но такая позиция неприемлема, так как украинский народ имеет право на собственное мнение и выражать его тем способом, который власть понимает. Поэтому позиция АП, которая пытается протолкнуть эти изменения, непонятна.
В то же время осуществляется международное давление. Мы можем понимать, что санкции, которые вынуждены применять европейские партнеры относительно России, влекут для них финансовые убытки. Но мы должны четко выражать позицию и аргументы Украины: конфликт на Донбассе — не является локальным, не является лишь украинской проблемой, это не пограничный конфликт с Россией и даже не проблема европейского масштаба — это проблема мирового масштаба. Если ведущие державы мира сгенерируют перекраивание границ силовым способом, это будет мощным сигналом для всех стран, что средства и механизмы мировой коллективной безопасности больше не работают. Это может втянуть мир в состояние хаоса, что недопустимо.
«ПО СОСТОЯНИЮ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ИМЕЕТСЯ БАЛАНСИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ 280—290 ГОЛОСОВ»
Егор ФИРСОВ, народный депутат, «Блок Петра Порошенко»:
— Лично я не чувствую давления, поскольку я парламентарий с четкой и публичной позицией. Я голосовал против конституционных изменений в первом чтении и буду голосовать против них сейчас. Я также буду убеждать своих коллег голосовать против, несмотря на то, что мое мнение противоречит позиции фракции. А вот что касается давления на других народных депутатов, то я допускаю, что сейчас продолжается сбор голосов, который может происходить разными методами.
Надеюсь, что за изменения к Конституции нет и не соберется 300 голосов. Но по состоянию на данный момент есть балансирование на уровне 280—290 голосов.
Кроме как критиковать данные конституционные изменения, нужно предлагать альтернативы. Мы предложили свой вариант конституционной реформы, зарегистрировали законопроект о подготовке платформы для создания Конституции путем конституционного собрания. Этот процесс проводился в большинстве демократических европейских стран при участии граждан, а Конституция выступила общественным договором между ними и властью. Но почему альтернативы не рассматриваются в высших эшелонах власти Украины, мне трудно сказать — это вопрос к руководству парламента и Президенту как инициатору конституционного процесса.
«ВОПРОС КОНСТИТУЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НЕ БУДЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ НА БУДУЩЕЙ НЕДЕЛЕ»
Леонид ЕМЕЦ, народный депутат, «Народный фронт»:
— До этой недели подготовка депутатов для голосования за конституционные изменения в части децентрализации не велась. Проблема в том, что не понятно, для чего и кто должен собирать голоса. Президент заявил, что голосование возможно лишь после того, как будет выполнена та часть Минских соглашений, которая предусматривает выведение войск российского агрессора, террористов, обмен пленными, прекращение огня. Всего этого не произошло, а потому говорить, что парламент будет в целом голосовать за конституционные изменения, неуместно, ведь для этого не выполнены условия. Поэтому я думаю, что на самом деле вопрос конституционных изменений в части децентрализации не будет рассматриваться на будущей неделе.
Во фракции «Народного фронта» мы еще не вырабатывали консолидированную позицию относительно проекта конституционных изменений. Но это мнение не только мое, но и многих моих коллег, поскольку это вопрос критически важный для будущего государства. Проголосовать за конституционные изменения в нынешней ситуации — значит легализовать преступников, сделать их частью украинской власти и фактически стать такими же преступниками, как и они. Каждый сознательный гражданин должен не допустить такой ситуации. Уверен, что государственное руководство стоит на таких же позициях, ведь иначе невозможно.
Что же касается позиции наших зарубежных коллег, то еще перед первым чтением проекта конституционных изменений помощник Госсекретаря США Виктория Нуланд приезжала в Украину и проводила встречи с народными депутатами. Тогда предполагалось, что в результате россияне выполнят условия, предусмотренные Минскими соглашениями, но теперь эти условия выполнила только украинская сторона. Поэтому сейчас такие разговоры не ведутся, потому голосовать в целом за проект изменений никто не будет, пока на Донбассе остается хотя бы один российский военный, пока нет контроля над границей и пока не освобождены пленные.
Выпуск газеты №:
№8, (2016)Section
Подробности