Как создать свою Силиконовую Долину?
Взлет индустрии dot.com возможно и приостановился на какой-то момент, но это не останавливает правительства разных стран в их желании развить свои собственные индустрии высоких технологий. Действительно, многие страны завидуют Силиконовой Долине возле Сан-Франциско, мировому центру компьютерного, программного и интернетовского бизнеса. Инвестиции Майкрософта в Кембридж в Англии и 200 миллионов долларов, подаренных Билом Гейтсом этому древнему университету на стипендии для студентов технологического отделения со всего мира, помогли Кембриджу стать мощным центром технологических инноваций. Города и университеты по всему миру теперь хотят занять свое место в этом процессе.
Действительно, по всей Европе и Азии страны либо уже начали, либо решают начать давать государственные субсидии на развитие своих собственных хай-тэковских групп. Однако, имея опыт наблюдения за Силиконовой Долиной в течение многих лет моего пребывания в институте Гувера Станфордского Университета, я уверен, что для развития динамичных промышленных групп необходимо гибкое экономическое окружение, а не государственная промышленная программа.
Силиконовая Долина началась в 1950-х годах со скромного плана Фредерика Термана, дальновидного декана Станфордской инженерной школы, который предложил создать Промышленный парк на неиспользованной земле Станфорда. Несколько компаний приняли это предложение, но когда я впервые посетил Станфорд в 1960-х годах, эта территория была все еще сонной и не впечатляющей.
Проект получил свое развитие в 1970-х годах с созданием персонального компьютера Apple, и с тех пор он начал свой стремительный взлет — за счет создания Интернета и огромного спроса на программное обеспечение. Сейчас в Силиконовой Долине работают один миллион человек, у 40% из которых есть, по крайней мере, степень бакалавра, а более чем треть из них — родились не в США. Их привлекает хорошая работа с прекрасными возможностями и ранний доступ к новейшим разработкам в сфере высоких технологий.
Силиконовая Долина загружена компаниями-новичками и бывшими новичками, такими как Intel и Cisco Systems, которые очень быстро стали очень большими компаниями. Венчурные капиталисты инвестировали свыше 6 миллиардов долларов в новые или юные компании Долины в 1999 году. Самыми престижными личностями в этой Долине считаются те, кто может похвастаться, что они работают в компании-новичке.
Факультеты и выпускники сильных научных и инженерных отделений двух, находящихся поблизости, университетов, Станфордского и Калифорнийского в Беркли, играют лидирующую роль в формировании новых компаний. Хотя хорошие университеты и необходимы для развития этих промышленных групп, но этого не достаточно. Другие регионы с сильными научными и инженерными университетами, такие как Университет Иллинойса в Урбане, не могут похвастаться большим числом хай-тэковских компаний.
Что бы ни заставляло Силиконовую Долину разрастаться, ее преимущества в привлечении качественного трудового и венчурного капитала умножались с ростом региона. Огромный источник инженеров, ученых и специалистов программного обеспечения доступен как для новых, так и для старых компаний. Талантливые специалисты наводняют регион не только из-за щедрых возможностей и достойной зарплаты, но и потому, что они знают, что они смогут найти другую работу, если их работодатель потерпит неудачу. Хотя смена работы и является обычным делом в Долине, уровень безработицы очень невысок.
Нововведения и другие новые разработки очень быстро распространяются в Силиконовой Долине, частично за счет работников, которые меняют рабочие места. Как сказал Альфред Маршалл, великий британский экономист конца девятнадцатого века, когда компании соотносящихся индустрий расположены рядом друг с другом, «секреты торговли перестают быть секретами, они как бы распространяются по воздуху». В этой ситуации трудно хранить секреты, но в то же время компании получают ранний доступ к инновациям своих соседей.
Гибкость трудового рынка Силиконовой Долины указывает на то, что страны, желающие развить свои хай-тэковские группы, должны обеспечить возможность легко нанимать и увольнять работников, а не устанавливать обязательные значительные выходные пособия или законодательные ограничения на количество рабочих часов. У компаний появляется больше побуждений нанимать дополнительных работников при формировании или расширении, если они смогут легко сократить рабочие места в случае ослабления спроса.
В США существует относительно мало препятствий для формирования новых компаний, вложения частного капитала и выхода на уровень открытой акционерной компании. Здесь также разрешено нанимать ключевых работников на потенциально ценные доли акций, что позволяет сэкономить на карманных расходах. Хотя некоторые страны и начали снижать ограничения, которые затрудняют формирование и финансирование новых компаний, большинству все еще предстоит долгий путь к осознанию ценности предпринимательской активности.
Так, например, снижение искусственных препятствий к основанию компаний сильно отличается от щедрой программы субсидий, начатой недавно в Германии и некоторых других странах, отчаянно нуждающихся в более динамичной экономике. Субсидии приводят к созданию «безопасных» новых компаний, которые в основном отвечают на запросы бюрократов, а не рынка. Невероятная спонтанность, обретенная Долиной, не может быть воспроизведена за счет бюрократической поддержки.
Очевидно, что Силиконовая Долина росла со временем и практически без помощи государства. Действительно, крупнейшая попытка помощи на самом деле принесла региону вред. Соглашение между США и Японией в 1986 году, установившее антидемпинговые ограничения на импорт полупроводников из Японии, затормозило переход Силиконовой Долины на программное обеспечение и другие ценные дополнительные продукты и услуги. Не похоже, что промышленные программы, направленные на сектор высоких технологий в других странах, будут более эффективными, чем эта провалившаяся акция США.
Где располагаются промышленные группы — это, конечно, вопрос удачи и случая. Но история Силиконовой Долины показывает, что сильные университеты, гибкий трудовой и финансовый рынок и ограниченное количество препятствий на пути у предпринимательства являются ключевыми условиями развития высокотехнологических производств.
Выпуск газеты №:
№110, (2000)Section
Подробности