Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как теряли Крым. И как возвращать

«За фразой «Политико-дипломатический путь по освобождению Крыма и Донбасса» мало что содержится», — Андрей СЕНЧЕНКО
27 февраля, 19:29
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Первого марта исполнится три года, как бывший президент Украины Виктор Янукович официально призвал руководство соседнего государства ввести войска на нашу территорию. В воскресенье в Киеве состоялось шествие крымских татар под названием Марш достоинства. 26 февраля, как известно, в Украине уже традиционно отмечается День сопротивления Крыма российской оккупации. РФ начала аннексию Крыма — дерзкий акт, которым Кремль нарушил международные обязательства и фактически нивелировал систему всемирной безопасности. В центре Европы была оккупирована часть страны, которая в свое время добровольно отказалась от ядерного оружия. Более того, оккупация произошла по инициативе государства, которое было одним из гарантов целостности Украины согласно Будапештскому меморандуму. Россия равняется агрессор — формула, которая стала уже аксиомой. Но не было ли это ясно до февраля 2014 года? И что сделала Украина для того, чтобы максимально обезопасить себя, имея такого опасного соседа?

Кремль всегда использовал акт Хрущева по передаче Крыма Украине как спекулятивную карту. При этом забывая, что в действительности ничего Хрущев Украине не дарил. Напротив, он в известной степени навязал Украине эту территорию с солончаковой землей, ведь РСФСР даже технически и организационно не могла «поднять» полуостров.

Историческая принадлежность Крыма к РФ явно сомнительна. И если уже обращаться к истории, то не нужно забывать, что в Херсонесе крестился князь Владимир, а именно Украина является правопреемницей Киевской Руси. Кроме того , мало кто вспоминает, что еще в 1920-х годах РФ забрала у Украины Кубань. Попытки забрать Крым Россия осуществляла давно и пыталась для этого воспользоваться переломными моментами истории. Кремль всегда всё себя как оккупант, в том числе и крымских земель.

«Я приехал в Крым, там была обстановка чрезвычайно сложная, — вспоминал первый президент Украины Леонид Кравчук еще в 2009 году в интервью «Золотым страницам Луганщины» о событиях конца 1980-х и начала 90-х годов. — Депутаты хотели принять решение об отмене соглашения 1954 года, то есть о передаче Крыма Украине. И хотели вынести это на референдум. Второй вопрос — об образовании Крымской автономии. Я выступил на сессии как председатель Верховной Рады. Я знал, что если я им пообещаю автономию, то могу попросить их, чтобы они не ставили на референдум «1954 год». До этого мне Горбачев намекал о всесоюзном референдуме, чтобы забрать Крым. Я сказал, что действительно Крым — это большая территория, исторически весьма неоднозначная и в перспективе невероятно важная и с политической, и с экономической, и с духовной точки зрения. Поэтому я предложил поставить на референдум один вопрос: о создании Крымской автономии, а вопрос о «1954 годе» сняли. Для любого политика любого ранга отдать территорию — это значит подписать себе смертельный приговор. Речь была очень убедительна с моей стороны. Крымчане согласились и провели референдум по одному вопросу. А после этого я позвонил Горбачеву и сказал, что они не ставят вопрос о денонсации соглашения 1954 года, речь идет только о повышении ранга, статуса области».

Как оказалось, крымская проблема не была решена, а всего лишь отсрочена. Россия никогда не покидала намерений прибрать к рукам Крым и системно работала над этим. Первый «звоночек» прозвучал, когда Мешков пытался захватить власть на полуострове. Фактически тогда произошла попытка мятежа в Крыму, который впоследствии будет реализован на полуострове и на Донбассе в 2014 году. Но в 1994-м благодаря профессиональным и своевременным действиями тогдашнего председателя СБУ Евгения Марчука беды удалось избежать.

К сожалению, ее не удалось избежать позже. В последующие 20 лет властью в Украины мало что делалось для того, чтобы органично интегрировать регион. Напротив. Как известно, в 2010 году Виктор Янукович с Дмитрием Медведевым подписали печально известные Харьковские соглашения, которые пролонгировали присутствие Черноморского флота РФ в Крыму и стали прологом к оккупации полуострова. Примечательно, что тогда в Верховной Раде за ратификацию этих соглашений в унисон проголосовали Партия регионов, КПУ и «Блок Литвина». Более того, даже среди «Нашей Украины» и БЮТ нашлись те, кто проголосовал «за».

«Януковича можно и необходимо привлечь к ответственности за то, что позвал в Украину российские войска, — говорит «Дню» народный депутат V, VI, VII созывов, а ныне председатель ОО «Сила права» Андрей Сенченко. — Что касается Крыма, то украинской власти сейчас явно не хватает системности в этом вопросе. На мой взгляд, эта системность должна заключаться в усилиях по двум направлениям. Первое — это все, что касается деоккупации Крыма. Прежде всего это меры по экономическому давлению на государство-агрессор. Необходимо всячески поддерживать отношения с нашими партнерами для того, чтобы они усиливали это экономическое давление. Нужно отказаться от двойной морали в вопросах торговли с оккупированными территориями. Это касается и Крыма, и Донбасса. Кроме того, нужно мощное юридическое давление на РФ. В этом смысле необходимы судебные иски как в интересах государства, так и в интересах бизнеса. ОО «Сила права» занимается подачей исков в интересах украинских граждан, пострадавших в результате российской агрессии. Это не только материальные убытки, но и убийства наших граждан, пытки, репрессии по национальному признаку и политическим взглядам. Нужны также системные дипломатические усилия. Наша власть сейчас выдумала странную формулу — политико-дипломатический путь по освобождению Крыма и Донбасса. К сожалению, за этими словами мало что содержится. Эти действия должны быть скоординированы и подкреплены соответствующими ресурсами. Это касается в частности внешней политики по назначению послов и работе с диаспорами. Мы же имеем обратную ситуацию, когда существует много вакансий послов только потому, что у Порошенко лично не нашлось собственной кандидатуры. Как это, например, произошло с послом в Великобритании».

«Следующий очень важный блок — информирование наших граждан на оккупированных территориях о том, что происходит в нашей стране, — продолжает Андрей Сенченко. — Сейчас они получают информацию в основном от российской пропаганды. Они же должны понимать, что произойдет после деоккупации, каким будут и Крым, и Донбасс. Должны быть разработаны законопроекты с широким общественным обсуждением и реализованы в виде законов. Речь идет об ответственности за действия в начале российской агрессии и после оккупации. РФ интенсивно распространяет информацию о том, что в случае, если Украина вернет эти территории, то отвечать будут все, даже предприниматели, руководители предприятий и мелкие чиновники. Таким образом, люди запугиваются. Поэтому мы должны четко сказать, какие именно категории граждан подпадают под уголовную ответственность согласно украинскому законодательству. Это судьи, прокуроры, военнослужащие, руководители правоохранительных органов, руководители исполнительной и законодательной власти в Крыму. Далее должна быть разработана концепция амнистии определенной части из этих людей. Ведь если мы будем преследовать всех вплоть до сельского милиционера, то, думаю, далеко не продвинемся. За преступления прежде всего должны отвечать руководители. Отдельно нужно разработать концепцию ответственности за коллаборационизм. Это большая проблема, и если здесь не будет дана своевременно правовая оценка, то эта «каша» в Крыму будет длиться десятилетиями».

«Еще один аспект — вопрос гражданства, — добавляет наш собеседник. — Фактически Россия насильственно выдала паспорта гражданам Украины в Крыму. Этих людей не только не должна касаться ответственность, но и даже косо смотреть на них нельзя. Государство в определенный момент не смогло их защитить, и эти люди вынуждены были получить этот оккупационный аусвайс, без которого прожить на оккупированной территории невозможно. Представим, что завтра наступил день деоккупации. Как быть с двумя миллионами людей, имеющих по два паспорта? Как быть с теми, кто приехал в Крым на плечах оккупантов? Все это должно быть четко регламентировано соответствующими законами. Концептуально это должно выглядеть следующим образом: те, кто приехал на плечах оккупантов, тем будет определенный срок, в течение которого они должны покинуть деоккупированную территорию. Для наших граждан, у которых на руках возникло два паспорта, должен быть предоставлен выбор: либо оставить при себе украинский паспорт, либо российский. Только гражданин, который оставил при себе российский паспорт, не будет иметь права принимать участие в голосовании на выборах. По Донбассу ситуация подобная, но усложнена тем, что там уже пролита кровь».

Что может Украина противопоставить захватнической политике Москвы? Идет третий год оккупации Крыма и части Донбасса. Некоторые чиновники заявляют о существующих планах деоккупации и реинтеграции. Правда, никто на бумаге не видел даже намеков на такие проекты. Народный депутат от «Блока Петра Порошенко» Анатолий Матвиенко комментирует «Дню»: «Я думаю, что говорить о стратегиях по деоккупации Крыма публично нельзя, ведь там могут быть тайные алгоритмы. В состоянии войны говорить об этом считаю недальновидным. Но в основе этой стратегии есть главный принцип: Крым — это украинская территория, и все усилия должны быть направлены на возобновление этого статуса».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать