Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как военным самим себя прокормить?

Для этого существуют немалые возможности
14 октября, 00:00

Каждая армия имеет свой маркетинг. В зарубежных армиях (стабильных и обеспеченных государством) маркетинговая деятельность сводится, в основном, к рекламе, которая привлекает внимание общества к проблемам армии и способствует комплектованию ее рядов достойным пополнением. С этой целью создаются специализированные маркетинговые подразделения для связи с общественностью и т.п.

В наших жестких и трудных условиях (связанных с переходным политико-экономическим состоянием общества и становлением рыночных отношений) маркетинг в армии приобретает другое содержание и формы. На первое место выдвигается позиция выживания, рассчитанная на долгий период. Финансовые возможности государства ограничены. Государство не в состоянии обеспечить жизнедеятельность армии по всем направлениям на сто процентов. Сейчас армия если хочет помочь государству и народу ее содержать и обеспечивать, должна не ждать, а действовать. У нее есть возможности быть не только «заказчиком», но и «поставщиком» комплекса производств и услуг гражданским организациям и частным лицам. Итак, рассмотрим несколько позиций.

Возьмем, например, возможности штатного ПМХ (передвижного механизированного хлебозавода), который имеется в дивизии и произведем некоторые расчеты. 4 печи (ПМХ) способны в течение суток «выдать на-гора» до 12 тонн ржаного хлеба и до 87 тонн белого. Сделаем расчет по выпечке ржаного хлеба. В пересчете на количество булок (с учетом того, что 1 булка армейского хлеба весит 1,7 кг) получается 7058 штук. В переводе на гражданские коммерческие мерки (вес булки хлеба колеблется от 600 г до 1 кг; для расчета возьмем средний вес 800 г) получается приблизительно 15000 булок. Общая стоимость выпеченного за сутки хлеба составит 12000 грн. Если печь будет работать 25 календарных дней в месяц (с учетом выходных, ремонта, профилактики печей), то получится прибыль — 300 тыс. грн. Умножив эту цифру на 12 месяцев в году, получим 3 млн. 600 тыс. грн. Подсчитаем примерные расходы по основным показателям: 1) стоимость ржаной муки; 2) стоимость дизтоплива (печи работают от двух электростанций, которые используют дизтопливо); 3) оплата труда специалистов; 4) транспортные и амортизационные затраты. Амортизационные расходы составят за год 1 млн. 614 тыс. грн. Прибыль (3 600 000 — 1 614 000) — 1 млн. 986 тыс. грн., или почти 1 млн. долларов. Да, необходима смелость и в какой-то степени коммерческий риск, чтобы расконсервировать ПХМ и начать дело. Но если учесть, что армия в мирное время тратит большие средства на закупку хлеба в гражданских хлебопекарнях, то выгода получится большая. Имея в виду то положение, что большинство воинских частей в мирное время кадрированного состава, выпекаемого хлеба будет достаточно и для обеспечения внутренних нужд, и для коммерческой деятельности.

Нельзя упускать и социально-экономический аспект. Появятся сотни новых рабочих мест (обслуга ПХМ, хлебные магазины, точки, лотки и т.п.), безработные жены, дети офицеров и прапорщиков получат возможность работать, что, безусловно, укрепит семейный бюджет военнослужащих и морально-психологический климат в воинских коллективах. Представятся реальные возможности помочь собственным ветеранам войны, участникам боевых действий, чернобыльцам (продажа хлебных изделий этим категориям по сниженным ценам и т.д.). А в будущем военное шефство над домами сирот, инвалидов, престарелых поднимет общественный имидж армии на новую высоту. Армия будет не только получать, но и давать.

Мы рассмотрели только один вид предлагаемой коммерческой деятельности, а их десятки. На наш взгляд, целесообразными видами (субъектами) коммерческой деятельности могут стать: сдача в аренду автогаражей и автопарков, транспортные перевозки; сдача в аренду техники (кранов, бульдозеров, автомашин, землеройных машин и т.д.); создание ремонтно-обслуживающих мастерских (для автотранспорта); возможности подсобных хозяйств (особо свинарников и комплексов крупного рогатого скота), специализированные магазины по продаже бывшего в употреблении военного и сопутствующего ассортимента; работа кафе (и для гражданских лиц); возможности медицинских учреждений (платное обслуживание гражданского населения); аренда пустующих зданий и помещений; аренда тиров (обучение и проведение стрельб для заинтересованных организаций); работа автоклассов (обучение вождению гражданских лиц); работа клубов (кино-, видеозалы, художественные секции); работа спортивных залов (аренда, секции); аренда столовых (например, в вечернее время как кафе или помещений для проведения мероприятия); услуги типографий, консалтинговые услуги химической, инженерной, финансовой служб; возможности социально-психологических служб (тестирование, психодиагностика, аутотренинг); услуги мастерских по ремонту и пошиву одежды и обуви и т.д. Следует отметить и тот немаловажный фактор, что все структуры будут находиться на охраняемых территориях, а это играет немаловажную роль в настоящее время.

Для решения этих насущных задач необходима правовая база: специальные приказы, положения, инструкции, распоряжения МО, начальника тыла и вооружения армии, которые разрешают, регламентируют, расширяют, стимулируют и гарантируют проведение соответствующей коммерческой деятельности. Причем это должен быть именно блок приказов, учитывающих все возможности, варианты и действия. Если не будет завершенного блока, а между приказами будут временные рамки, настоящего дела не будет. Все будет снова в «режиме ожидания». Это во-первых. Во-вторых, надо создать определенную структуру маркетинговой службы армии. Иерархия должна быть четкой — от МО до батальона включительно. В-третьих, если всю коммерческую деятельность возложить на и так перегруженные плечи ныне действующих работников тыла, то дело погибнет в зародыше. Тут нужны помощники — специалисты, знающие рыночные отношения. Такими помощниками, военными маркетологами, могут в полной мере стать выпускники факультета тыла Одесского института сухопутных войск. Это на первых порах. А далее можно в структуру этого учебного заведения (факультета тыла) наряду с отделениями ГСМ, продовольственников, вещевиков создать учебную группу, подготавливающую военных маркетологов.

В-четвертых, вопросы маркетинговой деятельности надо органически включать в перспективное, в годовое планирование экономической и хозяйственной деятельности, а также в текущее планирование воинских частей и подразделений. В-пятых, коммерческой деятельности придать статус малого бизнеса и не облагать ее налогами два-три года, предоставить правовые возможности получения кредитов в коммерческих банках. А вернее всего, для этих целей следует создать свой собственный коммерческий банк Министерства обороны. В-шестых, пересмотреть положения Конституции Украины и закона «О предпринимательской деятельности», запрещающие военнослужащим заниматься предпринимательской деятельностью. В-седьмых, коммерческую деятельность рассматривать как основную базу для введения в армии альтернативой службы.

Создание маркетинговой службы — это стратегия выживания армии. А.Чандлер определил, что «стратегия определяет структуру». Идет реформирование армии, ломаются старые стереотипы и догмы, в том числе и структуры, создаются новые альтернативные перспективы. Организация, которая не перестраивается, не ищет путей выживания, или умирает, или медленно загнивает, даже при соответствующей финансовой подпитке государства. Оппоненты скажут: это бред, денег не хватает даже на зарплату военнослужащим и служащим армии. Поэтому-то и не хватает, что деньги надо не ждать или «выколачивать», а учиться зарабатывать их самостоятельно. В связи с этим непонятным является положение Министерства обороны о том, что народному хозяйству Украины передается около 300 воинских городков (12 процентов имеющейся инфраструктуры). Возникает вопрос: почему передается, а не продается? Что, армия Украины имеет все необходимое? В этом заключается одна из главных причин того, что МО не имеет денег.

Организация коммерческой деятельности в армии — это не вздор. Даже самые респектабельные армии мира переходят на этот путь. Министр обороны США У.Коэн объявил, что с 1998 года начинается радикальная программа по реформированию военного ведомства. Кардинальная программа заключается в приспособлении министерства обороны к рыночным условиям, максимальная коммерциализация его деятельности. В ее основе лежит конкуренция между государственным и частным сектором по обеспечению вооруженных сил. На протяжении последних лет Пентагону удалось экономить около полутора миллиардов долларов в год благодаря использованию разумной конкуренции. Только в 1997 финансовом году министерство обороны организовало конкурс по 3400 позициям военного назначения. Это способствовало более чем десятикратному увеличению работ в военной области по сравнению с 1996 годом. Кроме того, к 1999 году министерство обороны после проведения конкурса намеревается отдать на откуп частному сектору часть своих функций, таких как проведение выплат гражданским служащим и отставникам, предоставление различных услуг личному составу, распродажа излишков имущества из национальных резервных запасов, управление имуществом, сдаваемым в наем, лабораторные тесты на наличие наркотических средств, организация ремонта и обслуживания своих складов и т.д. А к 1 января 2000 года военное ведомство передает частным инвесторам все системы электро- и водоснабжения военных объектов, а также подачи в них природного газа. Такой подход дает более качественный результат в сфере национальной обороны. Когда грань между гражданскими и военными структурами, особенно в сфере обеспечения, становится мало различимой, это намного упрощает мобилизацию всего организма страны на борьбу с любой угрозой ее национальной безопасности.

В популярной книге «Экономикс» американских экономистов К.Р. Макконнела и С.Л. Брю есть, на наш взгляд, важная позиция, касающаяся проблем, поднятых в настоящее статье. По их мнению, для того чтобы добиться перемен, необходим серьезный сдвиг в мышлении людей, их поведении и действиях. Освобождение от старых обычаев и традиций является основной предпосылкой экономического развития. Самый важный и менее всего поддающийся количественной оценке фактор экономического прогресса — это воля к развитию, отказ от старого стереотипного мышления и труд, направленный на внедрение нового. А что может быть значительнее вдохновенного труда, направленного на обеспечение действительной безопасности Родины?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать