Каким будет канал
Экологи предлагают свой вариант![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021107/4204-4-2_0.jpg)
— Как сейчас развивается ситуация вокруг строительства судоходного канала по территории Дунайского биосферного заповедника? Каковы результаты совещания представителей НАНУ и Минтранса?
— Мы рассчитывали, что выводы комиссии, которая состояла из ведущих ученых, будут восприняты серьезно. Наши ведущие гидрологи показали то, о чем мы и раньше говорили: главный отрицательный фактор строительства канала через устье Быстрое заключается в том, что произойдет перераспределение стока, и такие маленькие устья, как Лебединка и Лимба просто перестанут существовать. Экономисты, которые входили в комиссию, также привели свои веские аргументы. Если количество украинских судов за последние 8 лет уменьшилось примерно в 6 раз, то ради чего возникает весь этот спор. Впрочем, интересную мысль высказал и доктор экономических наук Василий Шевчук. Он предложил ту сумму, которая необходима нам на строительство канала (170 миллионов гривен) положить под 10% годовых. Таким образом, ежегодно мы будем иметь 17 миллионов, из которых 3 отдадим румынам (столько мы платим за транзит наших судов через их канал) и 14 — в бюджет города Вилкова. Однако министр транспорта заявил, что несмотря ни на что, они начнут рыть канал и поставят руководство заповедника уже перед фактом. Но разве это метод решения государственных проблем? Завтра, скажем, приедут экскаваторы и начнут рыть канал. А что делать нам, брать автоматы? Мы устали ждать в этой стране правосудия.
— Что вы можете противопоставить?
— Наши методы заключаются в том, что мы не позволим применять силу по отношению к нам. Мы можем начать составлять протоколы, мы можем просто не пустить строителей на нашу территорию без разрешительных документов. Есть у нас и еще один метод. Но мы его считаем своим ноу-хау, и поэтому я не хочу его обнародовать. Мне вообще в последнее время кажется, что наши начальники воспитанность воспринимают как слабость. Но мы уже готовы к радикальным мерам. А ответственность ляжет на того, кто первый переступит закон.
— Вы действительно думаете, что Минтранс готов на неправовые методы?
— Судя по последнему совещанию с их участием, я этого не исключаю. И это несмотря на то, что уже другие страны всерьез обеспокоены ситуацией, которая сложилась вокруг нашего заповедника. Ведь он находится под покровительством ЮНЕСКО. Сейчас для меня остаются без ответа масса вопросов. Во-первых, почему, если мы так стремимся интегрироваться в Европу, не можем сообща с другими странами использовать канал для наиболее глубоководных судов. Ведь есть масса случаев, когда два государства делят один канал. Мы, например, смогли договориться с Молдовой — отдали им километр Дуная, а взамен получили территорию в районе села Паланка. Я не вижу причин, почему мы не можем пользоваться румынским каналом на льготных условиях. Но зато строим канал в надежде, что через него пойдут иностранные суда. А что, если не пойдут? Примечательно, что в Вилково зарегистрирована фирма «Порт Дунай», которая согласна на частные деньги построить канал. Но ее длительное время не регистрировали, а после того как это сделали, не дают ей вести изыскательные работы. Нам говорили, что шлюзованный канал лучше, но на него нет средств. В то же время, когда им предлагают деньги, но, правда, вместе с тем и контроль, то всем почему-то хочется строить именно за счет бюджета. Сейчас идет грубое силовое давление, и люди пытаются поскорее добраться непосредственно к строительству. Они хотят рыть 7 миллионов кубов грунта. Для справки: один куб стоит 2 доллара 5 центов.
— А согласны ли румыны пропускать наши суда на льготных условиях?
— У меня нет полномочий проводить такие переговоры. Но считаю, что Украина имеет право поднимать этот вопрос. Есть же еще один нюанс: если мы начнем строить канал через устье Быстрое, то это может отразиться на Сулинском судоходном канале. А согласно документам, если наш гидрологический режим ухудшит состояние другого объекта, то мы должны предварительно согласовать это с другой стороной. Мне кажется, что наш МИД просто еще не пытался вести переговоры с Румынией на эту тему.
— В Минтрансе утверждают, что румынские природоохранные организации выделяют нам гранты, чтобы украинский канал никогда не состоялся и сохранилась монополия их канала. Как вы можете прокомментировать подобные заявления?
— За последнее время я привык к клевете. Я помню, уже писали о том, что заповедник живет на иностранные деньги. Но ведь все это очень легко проверить через казначейство. Мы существуем на деньги бюджета и НАНУ. Но в последнее время получаем лишь зарплату. А из запланированных 47 тысяч гривен на охрану заповедника нам досталось лишь 200 гривень. Средства же на охрану мы можем заработать и сами, что, кстати, и делаем с помощью туризма и организации добычи тростника, который идет на экспорт.
— На каком этапе находится рассмотрение альтернативных вариантов строительства канала сейчас?
— Академия выполнила работы по разработке альтернативных вариантов. И стоит отметить, что все они по-своему интересны. Самый экологически безопасный — это строительство канала Дунай — Сасык, но он довольно дорогостоящий. Есть вариант — через Жебрияновскую гряду, и в этом случае, кстати, мы можем получить полноценный порт с подводом железной дороги. Ведь известно, в районе гирла Быстрого нет ни электричества, ни автомобильных путей, ни железной дороги. И, наконец, третий вариант — через северную часть дельты Дуная. Таким образом, мы не будем вторгаться в девственную южную часть и сохраним порт Усть-Дунайск. Интересно, что Минтранс выделил миллион гривен Академии Наук на то, чтобы она разработала альтернативные варианты. Она это и сделала, но министерство продолжает настаивать на строительстве именно через устье Быстрое.
— Как вы думаете, будет ли развиваться ситуация дальше?
— Это сложный вопрос. Многое будет зависеть от того выполнит ли министерство указание Президента. Если же Минтранс начнет строить канал без каких-либо документов, то пойдет цепочка непредсказуемых событий. В первую очередь, Украине придется выяснять отношения с ЮНЕСКО и объяснять, почему мы нарушаем Рамсарскую конвенцию, в которой четко сказано: «Дунайский биосферный заповедник является ценным водно-болотным угодьем». Если мы сегодня ратифицируем конвенции, а завтра их нарушаем, то какова же цена слова Украины?
Выпуск газеты №:
№204, (2002)Section
Подробности