Перейти к основному содержанию

Капли в море

Продолжается волна скандалов с отставками высокопоставленных должностных лиц и обвинениями в преступлениях против государства
15 мая, 11:10
МНОГООБЕЩАЮЩЕ... / ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО

Эта неделя показалась богатой на темы отставок и анонсированных уголовных дел. Все началось с отставки главы Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Зоряна Шкиряка, после скандала со спасанием наших граждан в Непале. Вокруг его фамилии и этой странной истории с командировкой, которая затянулась на неделю, с расходами на нее в несколько миллионов и поломками двигателей, поднялась волна возмущения в СМИ и интернете. Запахло жареным для всех — в том числе и для Министерства обороны. Фактически Шкиряк подал в отставку, став громоотводом, так сказать «принял вину на себя». В его защиту стали несколько известных персон, и вообще обществу дали понять, что из бывшего министра МЧС сделали «козла отпущения». В МВД даже заявили, что «человек он наш», следовательно, без работы долго не останется.

Раскрученная история со Шкиряком и Непалом, которая отвлекла на себя внимание от другой очень резонансной истории с признаниями Фирташа в Вене, не была последней. На поверхность информационных потоков всплыли фамилии Каскива с возможным разворовыванием двух миллиардов гривен, министра МВД Арсена Авакова со скандалом с его заместителем Сергеем Чеботарем, бывшем главой штурмового батальона «Айдар», а теперь внефракционным депутатом Сергеем Мельничуком и Сергеем Клюевым от «Оппозиционного блока». В информационных сообщениях даже прозвучала фамилия Сергея Левочкина. В суд также подали на главу Луганской военно-гражданской администрации Геннадия Москаля за его запрещение пересекать линию разграничения на Луганщине. А в Верховной Раде пытались лишить депутатства сразу трех депутатов. То есть эпизоды превратились в системные события, а это уже говорит о внутренней логике.

13 мая народные депутаты с пятой попытки поддержали постановление № 2811 о досрочном прекращении полномочий народного депутата, члена фракции «Самопоміч» Андрея Мирошника, который досадно «засветился» в истории с перепиской по мобильному. Тогда журналисты зафиксировали, как депутат Андрей Мирошник в Раде планировал отпуск на Мальдивах стоимостью свыше 10 тысяч евро. Депутат Семен Семенченко считает, что история с отставкой Мирошника никак не связана с упомянутым скандалом. Просто Мирошник, по убеждению Семенченко, вроде бы решил честно вернуться в бизнес. Глава фракции «Самопоміч» Олег Березюк так прокомментировал этот случай: «Шаг Мирошника — это шаг ответственного поведения за незначительную ошибку, которая привела к большим спекуляциям». Депутат Борис Филатов назвал историю с пятикратным голосованием «балаганом» и «позором». Кроме вопроса по Мирошнику на заседании рассматривалось постановление о прекращении депутатских полномочий Олегом Барной и Валерием Куличем — оба из «Блока Петра Порошенко». Барна был лишен полномочия депутата, по Куличу планируют поднять вопрос в следующий вторник.

Генеральный прокурор Виктор Шокин впритык занялся Клюевым и Мельничуком, направив в Парламент представление на снятие неприкосновенности с упомянутых депутатов. Клюеву, согласно сообщениям Шокина, светит 10 лет тюрьмы, а Мельничуку даже пожизненное заключение. Виктор Шокин заявил: «К сожалению, если я вам буду все статьи сейчас перечислять по Мельничуку, это займет много времени, их очень много. Я вам только скажу основные статьи, это 257 (то есть бандитизм), это тяжелое преступление — создание преступной организации». Что такое штурмовой батальон, убежден, объяснять не стоит. Это фронт фронта, они впереди всех, следовательно, взятие сел и городков лежит на них — как и первые смерти, так и основные трофеи в прямом смысле этого слова. Именно штурмовые батальоны сталкиваются, так сказать, со второй неприятной стороной героизма. Похоже, что принципы атаки наскоком Сергей Мельничук перенес в Киев в Верховную Раду, попав в нее через Радикальную Партию Олега Ляшко, потом со скандалом, выйдя из нее, сжегши покрышки под Министерством обороны и пытаясь совмещать влияние на батальон, не оставляя кресла парламентария. Судя по тому, что господина Сергея планируют «закрыть» пожизненно, подход он выбрал неверный. Сам Виктор Шокин сказал, что это его «первая проба пера» на представление снятия неприкосновенности с депутатов, но не последняя, а значит, нас ожидают новые, интересные анонсы арестов. Именно анонсы. С арестами не всегда получается. Судя по определенному опыту в этом году, можно заметить, что некоторые «анонсированные» аресты для их объектов имели фатальный характер, особенно тех, что касаются одиозных представителей режима Януковича.

Еще одно громкое дело. Министр МВД Арсен Аваков сообщил, что Главное следственное управление МВД Украины проводит досудебное расследование в уголовном производстве о разворовывании государственных средств на сумму два миллиарда гривен Госинвестпроектом, который возглавлял при президенте Викторе Януковиче Владислав Каскив. До этого Аваков уже заявлял, что во время расследования уголовного производства махинаций компании Ostchem олигарха Дмитрия Фирташа появляются новые факты преступлений, в которых фигурируют депутат «Оппозиционного блока», экс-глава Администрации Виктора Януковича Сергей Левочкин, а также экс-председатель Госинвестпроекта Владислав Каскив. Напомним, премьер-министр Арсений Яценюк еще 30 апреля заявил, что МВД открыло уголовное производство по факту преступного заговора работников НАК «Нафтогаз України» с компанией Ostchem, в результате которого государству нанесены убытки в размере 5,7 млрд грн. И в унисон с генеральным прокурором Арсен Аваков намекает: «Это первый шаг относительно обеспечения интересов государства, и он не последний — планируется ряд других следственных действий в этом направлении».

Но и Авакову пришла «ответка». Заместитель Авакова Сергей Чеботарь недавно «засветился» в неприятной истории с нападением на журналистов. Это случилось около земельного надела, который принадлежит члену его семьи. За дело оперативно и активно взялись журналисты-расследователи, приехав на место события. Сам Чеботарь отрицал свою причастность как к драке, так и к упомянутой земле. В конечном итоге Чеботарь под давлением журналистов вынужден был уйти в отставку. Но, похоже, что эта история стала поводом для раскручивания вопроса снятия с должности министра уже самого Арсена Авакова. Депутаты, многие из которых отличаются люстрационным наклоном, начали собирать соответствующие подписи в парламенте. В частности, под проектом постановления о снятии Авакова, подписались Сергей Лещенко, Егор Соболев, Олег Барна, Дмитрий Добродомов, Юрий Деревянко, Константин Матейченко, Борислав Береза и, конечно, бывший комбат с перспективой пожизненного заключения Сергей Мельничук. Егор Соболев заявил: «Украине нужен новый министр внутренних дел. Арсен Аваков провалил задачу очистки МВД от коррупционеров и оборотней. История с Чеботарем стала последней каплей».

Арсен Аваков занимает должность министра МВД с самого начала победы Революции Достоинства. Говорить о какой-то коренной реформе МВД сейчас нельзя. По крайней мере, никто не видит подобных результатов. Еще в сентябре был представлен проект такой реформы, который запомнился общественности желанием заменить «милицию» «полицией». Формулы же эволюционного превращения «мента» на стража порядка никто так и не увидел. Другое дело, реально ли вообще изменить сущность органа МВД, если условия работы в этих структурах настраивают даже новичка на то, чтобы мутировать во взяточника, а иногда и в садиста. Убежден, что реформ и отставок маловато. Подписи же, коллективные письма, заявления и крики о борьбе с коррупцией, как и, в известной мере, дискредитированная люстрация, все больше напоминают игры в «телевизор». «Последние капли», о которых говорит Соболев, — это только капли в море ментальности всего чиновничества, которое остается таким, как и было год, пять и десять лет назад. Пока же это море в последнее время не столько очищается, сколько бурлит, и, судя по всему, можно ожидать об объявлении очередных громких дел и отставок.

Михаил БАСАРАБ, политолог, гражданская инициатива «Більше!»:

— Все перечисленные то ли отставки, то ли угрозы о привлечении к ответственности, мне кажется, следует рассматривать отдельно. Например, относительно попыток снятия неприкосновенности с депутатов Мельничука и Клюева, то, скорее всего, за этим шагом стоит желание Президента продемонстрировать (подчеркиваю слово — продемонстрировать) желание якобы (опять акцентирую на слове — якобы) борьбы с коррупцией. Но мне видится, что попытки снятия неприкосновенности с двух депутатов и привлечь их к уголовной ответственности и даже объявление конкретных сроков наказания вплоть до пожизненного заключения, — это не что иное, как желание Порошенко продемонстрировать, что он последователен в своих намерениях. Пока еще системы здесь я не вижу, это лишь ответ на упреки Президенту от западных политиков относительно того, что в Украине не осуществляется антикоррупционная реформа.

Что касается отставки господина Шкиряка, то я считаю, что это было или его личное желание в результате массированной критики в медиа, или же ему посоветовали его коллеги по команде пойти на этот шаг для того, чтобы Шкиряк, который имел неосторожность попасть в этот «непальский скандал», не потянул за собой всю команду. Чтобы снять, так сказать, все вопросы. Если бы он оставался на должности, то это бы давало основания всем политическим оппонентам и в дальнейшем критиковать не только его, но и его политических соратников.

Касаясь истории с возможной отставкой Арсена Авакова, то здесь совсем другой случай. Аваков не рядовой политический персонаж. Понятно, что у него накопились большое количество недругов. МВД — это очень специфическая среда. Руководитель этого ведомства — должность очень привлекательная. И, невзирая на все явные или неявные проколы в деятельности МВД, в том числе и за счет Авакова, слишком политизирована. Понятно, что определенные силы желают отстранить его от этой должности, для того, чтобы подчинить МВД своим интересам. Я также не исключаю, что история с Аваковым — это элемент скрытой, но очень жесткой конкуренции между командой Президента и командой премьер-министра. Удар по Авакову может опосредствовано быть и ударом по Арсению Яценюку, по команде «Народного фронта».

омандою прем’єр-міністра. Удар по Авакову може опосередковано завдати й удар по Арсенію Яценюку, по команді «Народного фронту».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать