«Киев должен стать центром победы»
Евген ГРИЦЯК: «Сегодня Россия продуцирует абсолютный фашизм и не имеет морального права говорить о победе во Второй мировой»
Как украинцы должны относиться к датам 8—9 мая в связи с событиями 70-летней давности и недавно принятым «декоммунизационным пакетом» украинским парламентом? «День» предоставил слово человеку, имеющему наибольшее моральное право об этом говорить. Евген Степанович Грицяк всей своей биографией отражает сложность, трагичность и многогранность истории украинского народа, который во время Второй мировой войны на нескольких фронтах воевал против гитлеровской и сталинской тоталитарных машин. В 1942 году, став учеником торговой школы в Снятине, пан Евген вступил в молодежную Организацию украинских националистов для подготовки к борьбе с немецкими оккупантами. В 1944 году во время наступления Красной армии был мобилизован в ее ряды, где во время службы получил ранение и боевые награды. В 1949 году пребывание Евгена Грицяка в ОУН было раскрыто — он был приговорен сначала к смертной казни, а затем к 25 годам в концлагерях. В 1953 году он возглавил Норильское восстание, которое в результате подорвало сталинский режим и вообще советскую тоталитарную систему.
— Евген Степанович, что лично для вас означает День памяти и примирения?
— На фронте я познакомился с одним украинцем, который родился в Алма-Ате, — ему на тот момент было 52 года, а мне 18. Мы с ним сошлись во взглядах, и я прямо мог задавать ему вопросы. Поэтому я спросил, почему так случилось, что мы, украинцы, воюем не за Украину, а иногда даже друг против друга на враждебных между собой фронтах, а за себя мы постоять не можем? В ответ он рассказал мне один анекдот: «Во время Первой мировой войны солдатам, чтобы поддержать боевой дух, говорили: «Не бойтесь погибнуть, потому что все, кто умер на фронте, прямым сообщением попадают в рай». Итак, пред райскими вратами предстали англичанин, немец и украинец. К ним вышел Апостол Петр и сказал: «В рай мы принимаем только тех, кто знает, за что он погиб. Итак, за что вы погибли?». Англичанин ответил: «За империю». Немец выпрямился, стукнул каблуками и сказал: «За дисциплину». А украинец начал крутиться, вертеть головой и говорит: «А я знаю? Говорили, что землю будут давать что ли!».
Евгений Грицяк: Этой войны было не избежать (видео)
Недавно я начал повторно читать «Війни і мир» — издание газеты «День» на польском языке — это замечательная книга. В предисловии Ларисы Ившиной говорится, почему у нас не было своего Пилсудского. У нас нет соответствующей организации. Что-то у нас не срабатывает. В Первой мировой войне у нас было много всевозможных атаманов, которые в одиночку распылили все наши силы, а единого командира не было. Был Петлюра, Винниченко, Скоропадский, большое количество атаманов, которых даже трудно перечислить, поэтому большевики поодиночке разбили нашу расчлененную армию. Возможно, мы не способны признать одно командование — трудно сказать точно, но это очень грустно. И теперь уже на восточном фронте в зоне АТО воюют неплохие ребята, однако есть отдельные добровольческие батальоны — «Правый сектор», «ОУН», которые не хотят объединиться в единое командование, и я не знаю, чье руководство здесь виновато.
ФОТО МИКОЛИ ТИМЧЕНКА / «День»
— Чем, на ваш взгляд, должны быть для украинцев 8 и 9 мая?
— Это дань примирению, а не какой-то праздник. Путин сказал, что без Украины Россия обошлась бы во Второй мировой и без нас выиграла бы ее. Но нас погибло 8 млн человек под тем плохим российским командованием. Сегодня же Россия продуцирует абсолютный фашизм и не имеет морального права говорить о победе над фашизмом во Второй мировой. Если смотреть на результаты этой войны, выглядит так, что победу в ней одержали немцы, а не Советский Союз. И это становится понятным, когда сравниваешь политический, экономический и административный строй в сегодняшней Германии и России. Немецкий народ избавился от тоталитарного нацистского ига, а российский народ до сих пор не избавился от ига большевистского. Когда Гитлер проводил аншлюс Австрии, он говорил, что все это единый немецкий народ, теперь Путин говорит, что россияне и украинцы — единый народ. Вообще, россияне не признают Украину как отдельный народ и нацию со своей историей, культурой. Но у нас все свое, а все, что есть общего с россиянами, — это то, что они у нас украли.
Евгений Грицак: Я пообещал, что к расстрелу не доведу (видео)
— Как вы относитесь к тому, что Украина наконец-то отмежевалась от кремлевского парада победы и отмечает День памяти и примирения вместе со всем западным миром 8 мая?
— Так и должно быть. Ведь как мы можем праздновать победу вместе с Россией, которая воюет против нас, которая послала уже 25 «гумконвоев» на Донбасс, регулярно посылает оружие, военных, офицеров, которые руководят боями против нас? Какая это победа? Я думаю, 9 мая этого года они будут отмечать с чрезвычайной помпой, демонстрируя свою силу, мощь. У них останутся старые тоталитарные традиции празднования в этот день.
А вообще День памяти должен отмечаться 8 мая, ведь именно в этот день был подписан Акт о капитуляции Германии. Однако Россия перенесла эту дату на один день, чтобы не отмечать ее вместе с Западом. Тем самым Западом, который материально поддерживал Россию в той войне, — она получила полмиллиона американских автомобилей, без которых не смогла бы воевать. Ни одна «Катюша» не стояла на русской машине, потому что та ее не выдерживала — она ходила взад и вперед, ее носило так сильно, что она била и по немцам, и по своим, потому солдаты шутили: «Прицел — пять, по своим опять».
Евгений ГРИЦЯК: «Я наиболее реализовался как повстанец, целитель и йог...»
Наконец-то и Украина будет отмечать 8 мая со всеми западными странами. И я уверен, что наше государство имеет моральное право, чтобы центр празднования этого дня был перенесен из Москвы в Киев. Однако, я не очень понимаю украинского Президента, который летит в эти дни в Польшу. Но это объясняется тем, что он является продуктом прошлой эпохи.
— Поэтому, глядя на мужество украинских воинов во время войны на востоке, какие ваши прогнозы относительно того, как долго нам придется отбиваться от российской агрессии? Когда Украина сможет праздновать свое национальное примирение и победу над уже российским агрессором?
— Наши государственные руководители может и хотели бы иметь государство, но не могут, потому что у каждого из них есть родные или знакомые, которые бы подлежали люстрации, потому полная очистка государства не происходит. И в этом смысле мне Петр Порошенко кажется очень слабым.
У меня есть надежда на молодое поколение политиков, но сегодняшние переходные деятели не вселяют доверия — они очень вяло берутся за свою работу. Они из советских чиновников стали украинскими, но это произошло формально — в душе многие из них так и остались советскими людьми. Конечно, есть среди них и настоящие украинцы, и те, которые до сих пор колеблются и смотрят, куда подует ветер.
А что касается дальнейшего внутреннего примирения Украины, то невосприятие Донбассом другой части нашего государства может преодолеть разве что эта война. Люди на востоке настолько привыкли к России, что если им дать возможность выбрать, то они выберут ее. Конечно, там есть проукраинские граждане, но большинство из них уже выехали в свободную часть Украины, а на оккупированных территориях остался преимущественно советский народ. Он обманут, но этого — не понимает!
Я думаю, Россия никогда не оставит в покое нас — разве что Запад прижмет ее санкциями. Если математически рассчитать, то у нас нет шансов победить. Но если взять духовно, то дух иногда побеждает большую силу врага.
Выпуск газеты №:
№78, (2015)Section
Подробности