Коллапс «правового поля» в Крыму…
«Коррумпированная демократия» потеряла созданную ею «правовую базу» впервые за период «послемешковского» правления…Пресс-служба Леонида Грача сразу же распространила его комментарий, в котором сквозила неподдельная радость: «Конституционный суд ни один из четырех нормативно-правовых актов Верховного Совета Крыма не отменил в целом» и они остались в правовом смысле «живы» — сказал он. То, что КС и не ставил целью отменять акты «в целом», как и то, что он признал неконституционным именно те положения, о конституционности которых Леонид Грач не уставал утверждать ранее вопреки мнению оппозиции, сейчас в комментарии спикера как бы забылось. Более того, признаны незаконными именно те пункты, которые он считал самыми важными для себя и ради которых, собственно, создавались все эти спорные документы в целом. К тому же «процесс отмены» не закончился — Верховной Раде следует самой официально за два месяца привести спорные документы в соответствие с Конституцией Украины, а также отменить более 40 тех нормативно-правовых актов, которые были уже приняты ею на основе незаконных норм рассмотренных судом документов. Таким образом, мы имеем дело, во-первых, с настоящим правовым коллапсом в Крыму, когда «переделке» должно подвергнуться практически все правовое поле, во-вторых, оно не подвергалось столь масштабным потрясениям со времен Юрия Мешкова, когда Верховной Радой Украины были отменены 40 незаконных правовых актов автономии во главе с ее конституцией, к тому же отмененные решения есть не что иное, как свидетельство брака в работе крымского парламента, проявление правого нигилизма и некомпетентности его председателя, не только подписавшего, но и инициировавшего все отмененные решения.
Ситуация, между прочим, совсем не шуточная: вопреки мнению оппозиции, утверждавшей с самого начала о незаконности этих решений, Леонид Грач «заставлял» их работать — то есть принимал дальнейшие решения, которые неправомерно выполнялись, таким образом, автономии нанесен значительный материальный ущерб, который выражается не только в затратах на функционирование незаконной системы, например, номенклатуры кадров, но и потерь от незаконного управления имуществом. В частности, депутаты большинства на пресс-конференции утверждали, что «группа Грача незаконно использовала ресурсы на капитальное строительство», поэтому Крым должен пережить еще несколько глубоких финансовых ревизий и возможно, вследствие этого, психологических потрясений.
Глава крымского правительства Сергей Куницын, комментируя решение КС, назвал его «победой законности и здравого смысла». Как сообщает его пресс-служба, по мнению главы правительства, решения крымского парламента о которых идет речь, могли иметь далеко идущие негативные последствия. «В своей совокупности эти нормативные акты не просто нарушали равновесие в разделении полномочий между ветвями власти, но фактически вели к узурпации власти в руках председателя Верховной Рады. Это было ничто иное, как поползновение к реставрации коммунистического номенклатурно-партийного строя», — сказал глава правительства. По мнению премьера, вердикт Конституционного суда несомненно укрепит парламентское большинство и работа Верховного Совета республики будет носить более конструктивный характер.
Со своей стороны постоянный представитель Президента Украины в АРК Анатолий Корнейчук «сожалеет о том, что Верховная Рада автономии оказалась не в состоянии самостоятельно признать свои ошибки и урегулировать заведомо противоречащие законам Украины свои нормативно-правовые акты. Думаю, многим понятно, что это негативно отразится на имидже всего крымского парламента. В данной ситуации КС пришлось выступить в роли «третейского судьи», — подчеркнул Анатолий Корнейчук. По его словам, представительство Президента Украины в АРК неоднократно обращало внимание депутатов и руководства Верховной Рады на эти несоответствия, еще в проектах вышеназванных документов.
Все эти разоблачения, однако, не поколебали внешней уверенности Леонида Грача в своей правоте. Вместо признания фактического краха большинства из своих «наработок», он говорит о том, что «решением Конституционного суда еще раз подчеркивается наличие в государстве Украина проблемы правовой неурегулированности и правового вакуума в законодательной базе в части взаимоотношений между государством и автономией» и что «и в дальнейшем необходимо продолжать шаги по синхронизации правовых полей государства и автономии».
На специальной пресс-конференции в Симферополе депутаты Верховной Рады Василий Киселев, Виталий Верченко, Геннадий Говорущенко, Сергей Сидоренко высказали свое несогласие с такой точкой зрения. Василий Киселев, например, сказал, что «решения Конституционного суда показали, что источником конфликта в Крыму является левое крыло депутатов во главе с Леонидом Грачом, которое в свое время, пользуясь численным большинством, принимало незаконные решения». Начальник правового управления крымского правительства Лариса Апанасюк на пресс-конференции утверждения спикера подвергла критике: во-первых, нет оснований говорить о «правовой неурегулированности и правовом вакууме», наоборот — вопросы, по которым Верховной Радой Крыма были приняты незаконные решения, уже на то время были урегулированы. Крымские депутаты, принявшие незаконные решения, либо проигнорировали этот факт, либо просто не знали об этом. Во-вторых, в юридическом смысле нет оснований говорить о «синхронизации правовых полей», по той простой причине, что правовое поле автономии является составной частью правового поля Украины и не может выйти за его пределы, ибо в таком случае эта его часть вступает в противоречие с ним и теряет правомочия. Даже если автономии в любом государстве предоставляются какие-либо исключительные права, которых не имеют другие регионы страны, то они предусматриваются не чем иным как правовым полем самого этого государства и являются его составной частью. Еще юрист по образованию Владимир Ленин, как известно, говорил о том, что законность не может быть рязанской, нижегородской, курской, а может быть только общегосударственной. И это в издревле федеративной стране России! Как известно, согласно Основному закону, если какие-либо правовые акты автономии противоречат Конституции Украины, то действуют нормы конституции страны. В данном случае решение Конституционного суда четко продемонстрировало, считает Лариса Апанасюк, что речь идет не о «синхронизации» двух правовых полей, а о некачественной и непрофессиональной, с юридической точки зрения, работе крымских депутатов…
Какие же конкретно нововведения крымского парламента признаны КС неправомочными? Во-первых, общий вывод КС заключается в том, что «Верховная Рада АРК нарушила основы, закрепленные Конституцией Украины по указанным вопросам, вышла за пределы своих полномочий и вмешалась в сферу общественных отношений, которые составляют предмет регулирования законов Украины». Решение КС отмечает как неконституционные положения регламента Верховной Рады Крыма, введенные Леонидом Грачом для своей защиты, — об отставке председателя парламента, о внесении изменений в Конституцию не менее двумя третями голосов, о проведении «всенародного обсуждения» нормативно-правовых актов, о проведении парламентских слушаний.
Незаконным признано создание номенклатуры кадров крымского парламента, согласно которому вопреки общегосударственной практике спикер парламента согласовывал — лично, через Президиум или сессию, — назначение на ключевые посты — прокурора, председателя крымских отделений антимонопольного комитета, директора центра занятости, руководителей ряда акционерных обществ, даже заместителей министров, руководителей районных госадминистраций. Лариса Апанасюк сказала, что c помощью этой номенклатуры в Крыму Леонидом Грачом реализовывался даже не тезис о том, что «Кадры решают все!», а положение «Кто расставляет кадры — тот решает все!». В одном из своих комментариев Леонид Грач назвал крымский режим «коррумпированной демократией». «Он имел в виду себя и созданную им систему!» — парировал депутат Василий Киселев.
Признаны незаконными ряд норм постановления об управлении имуществом автономии, в которых Верховная Рада присвоила себе право создавать, реорганизовывать и ликвидировать предприятия (в том числе СП с иностранным капиталом), резервировать их пакеты акций и так далее. Решение КС установило, что крымский парламент предоставил незаконные полномочия своему президиуму, в частности, право согласовывать заключение контрактов Советом министров Крыма с руководителями предприятий и организаций и другие. Депутат Геннадий Говорущенко, кстати, подчеркнул, что и практика работы президиума наносит экономический ущерб Крыму. Так сейчас, как правило, повестки дня заседаний Президиума состоят из 25—30 вопросов, из которых 22—27 — награждения. Он привел примеры, когда президиумом награждены близкие к Леониду Грачу руководители предприятий, которые по семь лет не производят продукции или работают со сплошными убытками.
Также КС признал незаконными ряд полномочий, предоставленных Верховной Радой Крыма своей Счетной палате, в частности, ее право контролировать банки, фонды, осуществлять экспертно-аналитическую оценку эффективности инвестиций, проверять бухгалтерии предприятий и организаций, получать ежедневную информацию от банков о движении средств, требовать обязательного рассмотрения Национальным банком материалы Счетной палаты и так далее…
Однако сегодня самый важный вопрос — какое практическое значение будет иметь решение КС на практику властей в Крыму? Несомненно, парламент Крыма, возможно, уже в марте отменит признанные незаконными нормы. Опираясь на то, что в дальнейшем основополагающие решения будут приниматься не двумя третями голосов, а простым большинством, как сказал его координатор Василий Киселев, депутаты будут добиваться ротации президиума и, несомненно, несколько его наиболее одиозных членов будут заменены. «Мы не будем ставить вопрос об отставке Леонида Грача, если он не будет мешать процессу нормализации!» — сказал Василий Киселев. Будет, несомненно, на первом этапе уменьшена численность и финансирование Счетной палаты Крыма, а со временем будут внесены изменения в Конституцию и с созданием крымского отделения Счетной палаты Украины будут предприняты попытки ее ликвидировать за ненужностью. Леонид Грач ради сохранения своей должности не осмелится противостоять этим изменениям, если они не будут задевать его лично. Однако, если дойдет до финансовых проверок, неизвестно, какие меры он предпримет для сохранения статус-кво, поскольку запас аппаратных уловок в его арсенале неисчислим, крах потерпели пока самые одиозные и заметные нарушения законодательства, а во втором эшелоне, что подчеркивает оппозиция, еще много мелких и пока терпимых нарушений, которые будут всплывать «по необходимости».
Выпуск газеты №:
№43, (2001)Section
Подробности