Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

КОММЕНТАРИИ

19 января, 19:18

Мы спросили у экспертов «Дня», действительно ли Закон «О Кабинете Министров» — это узурпация власти со стороны коалиции и правительства?

Владимир ФЕСЕНКО , политолог:

— Такой термин, как «узурпация власти», корректно применять в таких ситуациях, когда захват власти происходит на неправой основе и не правовыми методами. В данном случае речь идет о регулировании деятельности высших органов государственной власти — Кабинета Министров Украины. Поэтому говорить об узурпации власти не вполне корректно.

Другое дело, что принятие Закона «О Кабинете Министров» в редакции, предложенной правительством, конечно, существенно меняет баланс полномочий и влияние на сферу исполнительной власти в пользу Кабмина. То есть — существенно сокращается влияние Президента и существенно увеличивается влияние Кабинета Министров.

В какой-то мере это логично, поскольку правительство и является высшим органом исполнительной власти. Если у Президента есть претензии по поводу отдельных статей закона о КМУ, а они действительно могут быть, особенно в тех случаях, где речь идет о подаче кандидатуры премьер-министра, и особенно по представлению кандидатур министра иностранных дел и обороны, он действительно может обжаловать эти статьи в Конституционном Суде.

Давайте не забывать, что вопрос о принятии этого закона был одним из ключевых вопросов демократичной повестки дня в Украине. Закон «О Кабмине», его ветирование восемь раз, как раз и сохраняло возможность действовать в не правовой сфере, как для Президента, так и для правительства. Поэтому перевод этих отношений в правовую сферу, как раз и является демократическим решением проблемы и поэтому тут нельзя говорить об узурпации власти.

Кость БОНДАРЕНКО , политолог:

— Об узурпации, как о стратегической опасности, основания говорить, конечно, есть, но в то же время на сегодня нет единого центра, который бы мог узурпировать власть. Прежде всего, нас сейчас ожидает длительная борьба за право узурпировать власть, причем если даже завтра удастся превратить Президента, скажем, в такую себе армянскую королеву, то тогда начнется ожесточенная борьба между премьер-министром и спикером парламента. Пока кто-то, наконец, достигнет такой власти.

Эта борьба за узурпацию власти угрожает не только противостояниям между институтами власти, а длительной нестабильностью в государстве, длительной борьбой, серией антиконституционных шагов, и, возможно, дойдет до серии дворцовых переворотов, что характерно для ситуации, когда власть превращается с инструмента в самоцель.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать