КОММЕНТАРИИ
Ищем противоядие
Семен ГЛУЗМАН , Ассоциация психиатров Украины:
— Считаю, что мы в процессе излечения, но процесс этот долгий, и на самом деле бациллы «постсоветского синдрома», по большому счету, уходят только с нашей жизнью. Вряд ли люди, родившиеся в Советском Союзе и воспитанные в тех реалиях, в которых мы тогда жили, могут совсем избавиться от этого недуга. Даже при условиях хороших зарплат и пенсий, дорогих иномарок и квартир большинство так и останется «совками». Я к этому отношусь спокойно. Кстати, происходящее сегодня как на парламентских, так и на президентских выборах, — это также результат того, как коммунисты мордовали советский народ, особенно на нашей украинской территории. А треть идет и все равно голосует за коммунистов. Это и есть постсоветский синдром. Обратите внимание на то, как много людей дискутирует на тему, кто будет следующим президентом. Ни в одной европейской стране большинство населения так увлеченно этого не обсуждает, потому что они понимают, что от них зависит очень многое, именно от них, а не от того, кто будет стоять у руля. А у нас люди привыкли полагаться на кого-то. Исключением можно назвать молодое поколение, не уколотое и не зараженное этой болезнью. Оно лучше нас в том, что четко формулирует то, что думает, а если ничего не думает, тогда ничего и не формулирует. По крайней мере, в нем нет ужасных искажений наподобие того, что в советские времена люди воспитывались так, чтобы никогда не говорить правду. А мы в советское время привыкли жить двумя моралями — одной на работе, или там, где ты учишься, другой — дома. Украсть у соседа — преступление, у государства — это прекрасно и так далее.
Поэтому я на молодое поколение смотрю с оптимизмом: ну не все же становятся наркоманами, не все же уезжают на заработки за границу. А то, что наша страна еще долго будет отличаться, скажем, от Бельгии или Швейцарии, не вызывает никаких сомнений, потому что у нас еще живет «поколение рабов». Это не означает, что мы хуже, просто мы еще помним, что есть «большой брат», вспоминаем, как хорошо жилось при Союзе, что «инициатива наказуема» и т.д. Хотя по большому счету мы отнюдь не потерянное поколение, наша задача — помочь тем, кто придет после нас.
Юрий МАКАРОВ , телеведущий, канал «1+1»:
— Для меня в принципе неприемлема постановка вопроса о советской составляющей нашей ментальности, как о чем-то внешнем и чуждом нам самим, словно тот дьявол, который соблазнил изначально добрую и целомудренную украинскую душу. Делить нашу жизнь на темную советскую и светлую досоветскую или послесоветскую — недопустимое упрощение. Вскрытие неминуемо покажет: больной умер в результате вскрытия. Физическое уничтожение миллионов соотечественников на протяжении последнего столетия никак не отодвигает на второй план главный вопрос: как, каким образом и с помощью чего дьявол смог так легко овладеть нами («нами» как культурным сообществом)? Что в нас такого, что делает нас готовыми к рабству, пренебрежению правилами, моральному релятивизму, интеллектуальной небрежности? Почему ценности прошлого, которыми гордится каждый украинец, не стали противоядием к искушениям тоталитарной эпохи? Почему демонстративный и декларативный возврат к тем ценностям так быстро привел к апатии и господству совсем других моделей поведения, совсем противоположному типу мотивации личности? Понятие «постсоветский синдром», по моему мнению, спекулятивно и скорее указывает на то, что нужно преодолеть Украине на пути к модернизации своей культуры и своего общества, нежели на природу и причины этого явления...
Выпуск газеты №:
№121, (2004)Section
Подробности