Кому нужен такой парад при таком Президенте?
Невыполненные обещания Леонида Кучмы выровняли всю страну в одну шеренгу обездоленных властьюНУЖЕН — НЕ НУЖЕН?
То, что военные сработают как надо (особенно на уровне младшего и среднего офицерского состава), сомнений не вызывает.
Тут гораздо больше вопросов к Верховному Главнокомандующему, Президенту Леониду Кучме, и правительству: «Насколько уместно проведение парада на фоне катастрофических провалов в социально-экономической политике?» Безусловно, парад обойдется в копеечку украинским налогоплательщикам. Стоит ли этого краткий миг торжества пребывания Президента на трибуне? Хотя и известно, что не из-за этого страна беднеет из года в год. Скажем, 6 лет парадов не проводили. И что, после этого разбогатели? Правильно, еще беднее стали.
И хоть на недавнем, первом Всеукраинском собрании офицеров Верховный признал, что дешевых и сильных армий не бывает, финансирование армии, как и всех остальных бюджетников, по- прежнему совершенно неудовлетворительно.
Таким образом, и гражданское население и военные в любом случае выставят свою собственную оценку «блестящему» мероприятию.
НУЖЕН, НЕ НУЖЕН, А ПРИКАЗ НАДО ВЫПОЛНЯТЬ!
Начнем разговор с тех, о ком дикторы Центральной телерадиостудии сообщат: «На Крещатик въезжает механизированная колонна боевой техники в составе...» Это значительная часть парадных расчетов, собранная для тренировок в г.Белую Церковь Киевской области со всей Украины, так как здесь накоплен определенный опыт подготовки войск.
Тренировки частей проходят в военном городке, известном всем белоцерковчанам под названием «Гайок». К нему прилегает территория бывшего военного аэродрома, где еще сравнительно недавно взлетали бомбардировщики и МиГи. Сейчас, к сожалению, на фоне прибывших сюда общевойсковиков полтора-два десятка подзабытых-подзаброшенных летательных аппаратов выглядят явно сиротливо.
Все, кто служил в армии, понимают, какое «удовольствие» испытывает личный состав в машинах, раскалившихся под солнцем. Все как всегда: равнение «направо», как по ниточке, «рука под козырек» у командиров машин на одном уровне, внешний вид должен «соответствовать»...
«Гроза» я «Центральный»!» — пошли в эфир позывные командира сводного механизированного полка полковника В.Спивака. Он у пульта управления возле импровизированной трибуны с рабочей группой офицеров. Перед руководителем — план-схема движения со строго обозначенными рубежами развертывания с поправкой на Крещатик.
Первым в колонне идет командирский УАЗик. Пока еще точно не известно, кто возглавит колонну. Возможно, В.Спивак как замкомдива, который больше всех усилий приложил в тренировочном процессе, возможно, кто- то свыше.
Далее, соблюдая интервал и дистанцию, по три в линию движутся БТРы, артустановки, ракетные комплексы и войск ПВО, другая техника. Всего около 15 видов.
Темп движения, дистанция, интервал, равнение и другие элементы походного порядка тут же корректируются по радио. Рядом с В.Спиваком и комдив, полковник С.Безлущенко, на которого возложено практическое решение большинства вопросов. Тут же, на трибуне, еще и три генерала, приехавшие из Киева, Житомира, Чернигова. Опять-таки, кто служил, тот понимает, что без генералов в таком деле не обойтись.
ЧТО ДУМАЮТ ЛЮДИ В ПОГОНАХ?
Для начала возьмем основное — человеческий фактор в контексте с техническим, морально- психологическим состоянием, который и определяет боевую готовность.
Недавно в Фастове встретил группу (около 30 офицеров и прапорщиков), которые, проведав на выходные семьи, возвращались из Бердичева хоть и не совсем в хорошем, но вполне сносном настроении. Вскоре и оно омрачилось, так как «здолбуновская» электричка опоздала, а «мироновская», что последняя на ночь шла через Белую, только-только ушла. И, как это у нас принято, никто из работников ж.д. вокзала к пассажирам не проявил никакого интереса, в т.ч. и к офицерам, куда бы они ни обращались.
Подключился к «разборке» и я, как журналист. Не уверен, чей аргумент сработал более убедительно, но вскоре все без вины виноватые были «подсажены» линейным отделением милиции в разные вагоны проходящего поезда. Однако на этом осложнения не окончились, ибо у военных не оказалось денег, чтобы доплатить за проезд в плацкартном вагоне. Конечно, проводники их правильно поняли, но насколько это была унизительная процедура. И краснеть пришлось, и извиняться, в т.ч. и за обещания Президента за долги по зарплате. Как сказал тогда один из младших офицеров — «доездились, допрезидентились». Оказалось, что с долгами по зарплате у моих попутчиков (впрочем, как и по всем Вооруженным силам) дело совсем швах. У многих задолженность числится еще за конец 1997 года, с середины 1998, за два-три месяца 1999. Участники парада — не исключение, хотя обещание вернуть долги и является одним из основных тех самых «морально- волевых» стимулов.
К тому же положены суточные командировочные в размере 6 гривен. Хоть и за питание из них же удерживают, но хоть на сигареты оставалось бы. Но и эти «копеечки» не вовремя выплачивают.
У семей участников парада разных хлопот-забот меньше не стало. Например, как рассчитаться за квартиру, если у многих долг превысил более 1000 гривен. Военное ведомство распорядилось погасить за счет долгов по зарплате прямым перечислением. Но не во всех гарнизонах сработало это указание. В Бердичевском есть случаи, когда «парадников» забыли включить в общие списки. А дозвониться домой в рабочий день практически невозможно (кстати, на выезде нет ни одного городского телефона, в гарнизоне — остались считанные единицы из-за неуплаты долгов «комітету зв'язку та інформатики»).
Женам отсутствующих офицеров и прапорщиков на местах что- то решить тоже не под силу. От них отмахиваются: вы, парадники- льготники, помалкивайте. Косятся на них и в их родных частях, и в прикомандированных. Думают, что чужие деньги перехватывают.
Вот такой замкнутый круг получается. И выходит, что не парадные построения, а невыполненные обещания Президента выровняли всех в одну шеренгу обездоленных властью.
Ну, а настроения большинства командировочных участников парада наиболее точно выразил старший прапорщик Н., у которого на прежнем месте «залишилося все під відкритим небом і мабуть вже розкралося».
P.S. Уважаемый господин Президент! Готовя материал, я старался соблюсти не только нормы журналистской этики, но и требования воинской дисциплины как бывший кадровый офицер, отдавший службе около 30 лучших годиков. За годы службы я выполнял интернациональный долг и на Западе, и на Востоке. И в парадах принимал участие: в 6-ти отчеканил строевым по Крещатику в курсантских «коробочках», из них в двух — в качестве ассистента знаменосца. Поэтому я «за» парад, но в лучшем его качестве, ибо знаю, какие чувства испытываешь, когда проходишь мимо трибуны. Но, повстречавшись со множеством людей, я вижу, что в большинстве своем у людей совсем другие настроения.
За все время моей армейской службы и журналистской работы на гражданке я не встречал более накаленной ситуации и прессинга, такой боязни у людей, как сейчас. Откровенно рассказывая о наболевшем один на один, они «стеснялись» стоять рядом с журналистом даже в присутствии своих товарищей, не говоря уже о командирах. Они что, разве хуже для армии хотят? Вот почему в этом материале почти нет фамилий, кроме официальных лиц, не сделавших для прессы никаких «крамольных» заявлений.
И все же одну назову — подполковник Александр Качка, зам Виктора Спивака по воспитательной работе. Знаю этого человека давно и с неплохой стороны. Но как-то не ожидал, что, приставив ко мне младшего офицера для сопровождения, он скажет: «Все, что услышишь — запиши и мне принеси».
И еще, покидая военный городок, я встретил озабоченного офицера (в должности высокой и в звании). Только вчера он мне с гордостью рассказывал и показывал, как все неплохо оборудовано в полевых условиях (и это так), а сегодня у него горе: в одной из частей трагически погиб солдат, его племянник. И оказалось, что ехать не на что. У него, как у всех тех, с кем я встречался, в кармане тоже ни копейки.
Вы — Верховный Главнокомандующий, и армия дисциплинированно выполнит ваш приказ и покажет на параде отличную выучку и взаимодействие. В то же время вы — Президент, и на вас лежит большая часть ответственности за все, что происходит в армии и стране. Об этом (и не только об этом) знают и помнят избиратели в военной форме. Так и просили передать.
Выпуск газеты №:
№145, (1999)Section
Подробности