Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Конкуренция «без фильтра»

Депутаты торпедируют «акцизный» законопроект
18 декабря, 00:00

В четверг, 11 декабря в законопроект № 4000-1 было внесено очередное предложение об изменениях акцизных сборов на табачные изделия. Для иностранных компаний, производящих сигареты в Украине, и табачных компаний с иностранным капиталом предлагается установить акциз на продукцию в размере 30 гривен за 1000 сигарет. Учитывая то, что это количество сигарет равняется 50 пачкам, то нетрудно подсчитать, что каждая пачка сигарет подорожает, с учетом влияния НДС, на 72 копейки. Предложение о новой акцизной ставке внесено, похоже, в интересах одной из табачных компаний, расположенной в Тернопольской области. Этому табачному производителю принадлежит, по данным экспертов, всего около 0,5% отечественного табачного рынка. Но в случае принятия новых ставок у этой компании есть все шансы увеличить свою долю рынка, ведь на ее продукцию новый налог распространяться не будет — фабрика полностью украинская.

Принятие дискриминационного акциза будет иметь ряд негативных последствий. Надежда на статус страны с рыночной экономикой становится призрачной. Ведь одним из условий предоставления этого статуса со стороны Европейского Союза и США является соблюдение равных условий конкуренции между производителями. Возникнут препятствия для вступления Украины в ВТО. В частности, может быть отозван уже подписанный протокол с ЕС. Возникнут принципиальные препятствия для подписания протокола с США. Введение особого акциза для иностранных компаний — это красный флажок для иностранных инвесторов. На отечественном рынке сегодня 95% сигарет выпускается компаниями с иностранным капиталом. Еще 2% — импорт. Получается, что новые акцизные ставки будут выгодными только для 3% отечественного табачного рынка. Как можно будет в таких условиях говорить про равные условия для отечественного и иностранного производителя? Данное повышение налога является дискриминационным для иностранных компаний. Для них это будет прямым сигналом к тому, что инвестировать капиталы в нашу страну как невыгодно, так и опасно.

В сложной ситуации вновь оказывается первый вице-премьер правительства Николай Азаров, который является центральной фигурой в процессе принятия бюджета. Первый подводный камень на пути Минфина встретился еще при формировании бюджета. Причиной этому было все то же изменение акцизных ставок на табачные изделия. С 1996 года в Украине действовали фиксированные ставки акцизного сбора. В этом году их решили сделать смешанными. У новых акцизов нашлись как сторонники, так и противники. И те, и другие говорили о приведении ставок в соответствие с европейским законодательством. Но первые говорили о том, что в странах ЕС принята смешанная система, а вторые — о том, что в ЕС существует минимальный акцизный сбор, который необходимо вводить и у нас. Сторонники смешанной системы говорили о социальной справедливости: богатые курильщики будут платить больше за сигареты, малообеспеченные — меньше. Противники смешанной системы говорили, что при новых акцизах снизятся налоговые поступления в бюджет, поскольку поддержка дешевых сигарет через процентную ставку акциза приведет к изменению ценовой структуры рынка в сторону удешевления. Поступления от табачного рынка существенно снизились бы. Долгое время шли споры: принять ли новую систему без всяких ограничений и минимального уровня акциза или остаться со старыми, фиксированными ставками.

Правительство и депутаты пришли к компромиссу: была сохранена смешанная система, но при этом установлен обязательный минимальный порог адвалорной составляющей на уровне 1,67 гривни за 1000 сигарет без фильтра и 3,83 — за 1000 сигарет с фильтром. С этими ставками и был принят бюджет-2004.

Вторая сложность для Минфина возникла при вынесении на рассмотрение депутатам законопроекта № 4000-1. В нем предусматривалось снижение акцизных ставок на сигареты до 1,5 и 2,5 гривен за 1000 сигарет без фильтра и с фильтром соответственно. Даже человеку, не посвященному в тонкости бюджетного процесса, было видно, что это не в интересах главного финансового документа страны, поскольку предлагаемые цифры на порядок ниже минимального сбора заложенного в бюджет. По оценкам экспертов, в случае снижения ставок до предложенного законопроектом № 4000-1 минимальные потери бюджета составили бы 84 миллиона гривен. И хотя эти ставки не были приняты депутатами, они до сих пор сохраняются в редакции законопроекта, голосование по которому намечено на 23 декабря.

Ко всему этому добавляется теперешнее предложение повысить акциз для иностранных производителей до 30 гривен за 1000 штук. Под угрозой оказывается не только выполнение бюджета, а и без того не блестящая инвестиционная репутация Украины. Именно от инвестиций зависит экономический рост нашей страны.

Главный риск для «акцизного» законопроекта состоит в том, что предложения, подобные инициативе «30 гривен за 1000 штук», рассматриваются всерьез. Они могут стать причиной провала законопроекта в целом. В случае же принятия его с такой поправкой Украину неминуемо ожидают осложнения в отношениях с ЕС, США и Японией (чей капитал и представлен на украинском табачном рынке). Ко всему этому предложенные ставки не будут эффективны для бюджета. При резком росте акцизов вырастет и поток контрабанды: высокие акцизы напрямую стимулируют нелегальный приток иностранных сигарет.

У Минфина остается неделя для того, чтобы убрать из существующей редакции законопроекта все предложения, которые могут привести к негативным последствиям для бюджета и для репутации страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать