Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Конкуренция за человека

От идеи гражданской соборности — к практике двойного гражданства
21 ноября, 00:00

Августовские инициативы Президента не только опередили текущие политические тенденции, но и определили новые ориентиры на пути трансформации политической системы Украины, открыли новые возможности для повышения эффективности и комфортности государства для его граждан, а также обозначили законодательный формат стабилизационных политических реформ второго поколения.

Однако конституционный ремонт «фасада» политического режима будет недостаточным без модернизации «несущей конструкции государственности» — самого института гражданства. Этого стержневого института государственной системы, определяющего рамочные условия «договора национальной лояльности» индивида, совершенствование которого в условиях коррекции курса трансформаций предоставляет возможность повысить социально-экономические, политические и геополитические показатели эффективности государства, оптимизировать его общественно-регуляторные функции.

Таким модернизационным шагом на сегодняшний день могло бы стать введение в Украине института двойного гражданства, что целиком бы соответствовало логике политического этапа, его заданиям и перспективным ориентирам. Начиная масштабные реформы с вопроса о двойном гражданстве, открывается возможность для решения трех важных трансформационных заданий. Во-первых, легитимации и обеспечения массовой гражданской поддержки всего пакета конституционно-политических реформ; во-вторых, усиления синергетического эффекта от преобразований в различных сферах жизнедеятельности общества и на различных его уровнях (гражданин — гражданское общество — государство); в-третьих, создания политических, гражданских и ментальных предпосылок для реализации европейского выбора Украины. В конечном счете, это позволит сделать идеи конституционных украинских реформ и вектор европейской интеграции Украины ощутимыми, понятными и близкими к потребностям каждого отдельного гражданина Украины.

Именно сейчас, когда идеи стабилизации, консолидации общества и наращивания потенциала глобальной конкурентоспособности государства становятся, в той или иной форме, программными принципами политических сил, вне зависимости от идеологии и мировоззренческой ориентации, такая инициатива могла бы получить широкую политическую и законодательную поддержку. Общественное же мнение давно готово к этой реформе и, по результатам социологических опросов, ее поддерживают около 70 % населения Украины.

Украина имеет уникальную по широте гуманитарную географию, сравнимую с «картой диаспор» бывших империй. Исторический драматизм многовекового становления Украины стал летописью украинской эмиграции, сформировавшей многочисленные украинские этнические колонии в соседних государствах, а так же странах, расположенных на удаленных континентах. Сегодня эти люди и их потомки, сохранив этническую и культурную идентичность, переживая вместе с Украиной все перипетии ее становления, оказались «другими украинцами», лишенными права полноправного участия в политической, экономической и общественной жизни государства.

Причиной того, что украинцев как носителей национальной идентичности сегодня гораздо больше, чем статистически зафиксированного населения Украины, стала сравнительная архаичность «гражданских норм» украинского законодательства, противоречащих возможности легального существования института двойного гражданства.

Сегодня в США, Канаде, Австралии, Аргентине, Израиле, Польше, Венгрии, Румынии, Чехии, Словакии, России, Беларуси и Молдове проживает такое количество украинцев и людей, имеющих украинские корни, что можно с уверенностью говорить об огромном нереализованном гуманитарном ресурсе Украины и двух украинских народах — «внутреннем» (как носителе формальной политической идентичности) и «внешнем» (носителе культурно-гуманитарной идентичности). И нынешний смысл идеи соборности как раз может и состоять в том, чтобы объединить нацию (в широком гуманитарном смысле этого слова) на основе более либерального «гражданского пакта», позволяющего собрать воедино все то, что территория, политика и история разъединяли.

Вопрос о перспективах института гражданства становится ключевой темой не только для евроинтеграционных дискуссий, а и для прагматических рассуждений над перспективами межстрановой конкуренции за трудовые, электорально-политические, демографические и, в конечном счете, гражданские ресурсы. Ведь гражданин является прежде всего носителем качеств, которые формируют перспективу государства и представляют стратегический интерес для тех стран, которые заинтересованы в наращивании конкурентных преимуществ. Даже несмотря на актуальность «террористических угроз», лидеры мирового экономического прогресса не спешат пересматривать свой статус реципиентов миграционных ресурсов, а лишь стремятся выстроить механизмы контроля за их качеством.

Эффективная миграционная политика сегодня позволяет приносить не только экономическую прибыль, сравнимую с традиционными видами производительных доходов, а и получать существенные геополитические преимущества за счет регулирования настроений национальных диаспор и их влияния на «этнические метрополии».

Особую актуальность вопросу о двойном гражданстве придает ряд тенденций, характеризующих нынешний этап глобализации: возрастание уровня транснациональных социально-бытовых связей, рост числа бизнес-контактов между предпринимателями разных стран, интенсификация информационных и трудовых потоков и т.п. Эти условия облегчают предпосылки конкуренции для развитых стран и уменьшают ресурсный потенциал развивающихся государств, которым становится все сложнее стимулировать лояльность своих граждан. Современный человек приобрел массу информационных, правовых и коммуникационных возможностей для свободного выбора места проживания и труда и в праве определять — с каким национальным агентом заключать контракт «гражданского партнерства».

Институт двойного гражданства на сегодня для многих государств является хотя и не единственной, но все же существенной возможностью создать привлекательные условия для расширения количества участников «национального общественного договора» и не допускать его «разрыва» в пользу стран-конкурентов.

В контексте сказанного не лишним будет вспомнить, сколько перспективных и знаменитых ученых, квалифицированных рабочих и талантливой молодежи ежегодно уезжает из Украины работать за рубеж и вынуждено делать «однозначный гражданский выбор» из-за того, что национальное гражданское законодательство соответствует правовым стандартам ХIХ — начала ХХ века и не позволяет сохранить «украинский паспорт».

На данный момент институт двойного гражданства существует в Англии, Израиле, Ирландии, Франции, Испании и Канаде, фактически не требуют отказа от прежнего гражданства при предоставлении нового Бельгия, Италия, Нидерланды, США.

Законодательство России допускает двойное гражданство со странами, с которыми существуют соответствующие двусторонние договора (у Таджикистана и Туркменистана существует договор о признании двойного гражданства с Россией).

У Испании такие договора существуют с Филиппинами, Андоррой, Экваториальной Гвинеей, Португалией, Чили, Аргентиной, Колумбией, Перу, Парагваем, Никарагуа, Эквадором, Боливией, Гватемалой, Доминиканской Республикой, Коста-Рикой.

В Финляндии, Армении, Азербайджане и ряде других стран этот вопрос сейчас активно обсуждается (в частности, Конституционный суд Молдовы одобрил введение в республике двойного гражданства).

Россия и Польша в свое время подписали Протокол о прекращении действия «Конвенции о предотвращении случаев двойного гражданства», так что российские обладатели польского гражданства смогут без оформления виз въезжать на территорию «единой Европы».

Введение института двойного гражданства в Украине позволит: объединить украинцев всего мира в рамках единой гражданской нации; создать условия культурного и гражданского комфорта для представителей национальных меньшинств; создать предпосылки для дальнейшей гражданской евроинтеграции (в рамках Шенгенского пространства); обеспечить большее количество гражданских прав для иностранных украинцев; привлечь в национальную экономику бизнес тех стран, граждане которых имеют возможность получить «параллельное» украинское гражданство; «де-факто» увеличить влияние Украины на общеевропейские процессы.

Несмотря на большую долю идеологии и политики, вопрос о перспективах введения института двойного гражданства в Украине сегодня имеет и конкретный прагматичный экономический резон.

Двойное гражданство создает для его обладателей дополнительные возможности безвизового въезда в страну второго гражданства и все те страны, с которыми у данной страны имеются соглашения о безвизовом въезде (это преимущество является тем более актуальным по мере приближения к границам Украины границ ЕС); лица с двойным гражданством имеют такие права в сфере трудоустройства и бизнеса, которые недоступны иностранцам (особенно актуально для многомиллионной армии украинских трудовых мигрантов в странах ближнего и дальнего зарубежья), при этом открываются новые возможности в ведении бизнеса; наличие двойного гражданства означает также право на медицинское обслуживание и социальное обеспечение в (что особенно актуально для украинцев, которые заслужили трудовые пенсии в условиях Крайнего Севера и не спешат приезжать в Украину из-за окончательной неурегулированности вопроса о социальном обеспечении российских пенсионеров); с получением второго гражданства приобретаются льготы в налогообложении, дополнительные права для политического участия в жизни страны.

Однако введение института двойного гражданства, объективно ведущее к увеличению этно-культурного многообразия и изменению социально-демографических характеристик общества, в условиях несовершенства национальной миграционной, информационной и социальной политики может повысить гуманитарные риски культурной глобализации для Украины. Такие, как рост радикальных социально-политических настроений, появление новых форм организованного и спонтанно-бытового нетолерантного поведения, культурно-политическая «федерализация» государства, резкое изменение межрегиональных социально-экономических и демографических балансов и т.д.

Для того, чтобы институт двойного гражданства стал эффективной реформой и не послужил фактором роста криминогенных угроз глобализации для Украины, необходимо, в частности, создать единый орган, регулирующий вопросы миграционной политики и паспортно-визового контроля. Появление такого органа в статусе государственного комитета могло бы сделать государственную миграционную политику централизованной и эффективной.

Ежедневно на границах Украины задерживаются десятки незаконных мигрантов, сотни иностранных граждан нелегально «оседают» в приграничных и центральных городах страны. На сегодня незаконная миграция означает не только нарушение паспортно- визового режима и развитие теневого рынка труда, а и распространение СПИДа, наркотиков, оружия. Нужно не только не допустить, чтобы Украину из-за прозрачности границ и несовершенства условий миграционного контроля на Западе считали «дырой в Шенгенском заборе», а и сделать так, чтобы открытые границы не создавали внутренних угроз стабильности.

Переход от открытого национального общества к постнациональному обществу свободных граждан — перспективное задание в свете глобальных тенденций современности, и над его решениями следует думать уже сегодня. Для этого есть все необходимые политические предпосылки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать