Конституционная «аритмия»
Третья власть спасает две первыеПока в парламенте разгорались страсти по поводу направления в Конституционный суд президентского и парламентского законопроектов о внесении изменений в Конституцию, Союз юристов Украины решительно встал на сторону отредактированного главой государства на основании всенародного обсуждения проекта конституционной реформы. «Он был первым, — значит сильнее по праву», — полушутливо объяснил позицию организации академик, ректор Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого, доктор юридических наук Василий Таций. Хотя, естественно, причина лоббирования советом Союза юристов Украины именно этого варианта конституционных изменений не столь проста. Именно президентский законопроект правоведы считают более соответствующим общегосударственным интересам и воле народа. «Если законы принимаются, а люди их не понимают или не поддерживают, то возникает, с одной стороны, вопрос легитимности таких законов, а с другой — вопрос их эффективности», — заявил на пресс- конференции В. Таций. Президентский законопроект в своем первом варианте фактически одобрен населением Украины, что, по словам эксперта, подтверждают результаты как всенародного обсуждения, так и целого ряда социологических исследований. В процессе доработки, подытожил юрист, произошла существенная трансформация президентского законопроекта и фактически появился новый вариант конституционной реформы. По мнению В. Тация, было бы неправильным и на этом новом этапе не прислушаться к мнению общественности. Однако новое всенародное обсуждение проводить сложно. Поэтому Союз юристов Украины и выступил с инициативой провести Всеукраинский общественный форум по вопросам конституционной реформы, в ходе которого специалисты, представители общественных организаций, люди, небезразличные к судьбе государства, смогут высказать свои предложения. «Неслучайно эту инициативу взял на себя Союз юристов Украины как объединение профессионалов, готовых к сотрудничеству с парламентом и в целом с общественностью в процессе доработки этого законопроекта», — объяснил В. Таций. Добавим, что инициатива Союза юристов выглядит еще и как попытка третьей власти помочь двум первым выйти из конституционного тупика. «Цель Форума, — сообщил Василий Таций (глава его оргкомитета), — найти наиболее убедительные аргументы в поддержку президентского законопроекта и довести их до сведения народных избранников».
Что ж, похоже, первый аргумент юристы сформулировали. Более того, представить его решили с помощью своего французского коллеги, доктора права, главы кафедры государственного права Х Парижского университета Ги Каркасона, который многократно выступал консультантом по вопросам разработки конституций и систем власти в Чехословакии, Эстонии, Тайване, Аргентине, Турции и др. Парижский профессор, сравнив конституцию с автобусом, который должен привезти страну в место, ею определенное, поделился своими впечатлениями от украинского Основного Закона. По его мнению, в Конституции Украины отсутствуют механизмы, которые бы обеспечивали баланс полномочий между разными ветвями власти, а также существенно ограничены возможности для их сотрудничества. Главной причиной этого, как считает г-н Каркасон, является «конституционная аритмия». Таким политико-медицинским неологизмом юрист обозначил большой разрыв между временем проведения парламентских и президентских выборов в Украине. Что, по его убеждению, не позволяет полноценно работать, в первую очередь, правительству, а также другим органам власти. Страну перманентно трясет избирательная лихорадка, сформированное новым парламентом правительство ждет нового президента и не может строить долгосрочные планы, положить начало сложной, требующей времени реформе. Поэтому предложенное Президентом Украины сведение всех выборов в один год, по мнению Ги Каркасона, заслуживает одобрения. Однако необходимо, по словам французского эксперта, существенное дополнение. А именно — следует закрепить очередность выборов, согласно которой парламентские выборы будут проводиться после президентских. Таким образом, сразу же после избрания главы государства в действующем парламенте смогут сформироваться пропрезидентское большинство и оппозиция, что не только повлияет на структуризацию политических сил, но и во время выборов в ВР позволит партиям определиться со своей позиций относительно нового президента. Легче будет сделать выбор и избирателям. По мнению г-на Каркасона, важно, чтобы парламентские выборы проводились в скором времени после президентских — где-то через 3 — 4 недели.
Кстати, французы, как сообщил парижский профессор, в 2002 году тоже решили избавить свою страну от «конституционной аритмии» и пришли к пониманию большей эффективности такой схемы. И теперь выборы президента во Франции проходят в начале мая, а Национальную ассамблею избирают через 5 недель, в первой половине июня.
Выпуск газеты №:
№113, (2003)Section
Подробности