Конституция: 20 лет манипуляций
Левко ЛУКЬЯНЕНКО: «Сначала нужно изменить общество, а затем уже народ должен менять Основной Закон»
Украинцы прожили 20 лет с Конституцией Украины. И за эти годы почти каждый Президент изменял или пытался изменить ее под себя. Только Виктор Ющенко под давлением договоренностей добровольно отказался в 2004 году от львиной доли полномочий, согласившись на парламентско-президентский формат власти. Можно сказать, что Президентом в полноценном понимании этого слова Ющенко пробыл только год. После того, как Виктор Янукович вернул себе в 2010 году полноту власти согласно Конституции 1996 года, было понятно, что с полномочиями уже никто «играться» не будет. И когда новый Президент Порошенко вроде бы согласился на парламентско-президентскую республику, мало у кого остались иллюзии относительно либеральных намерений Петра Алексеевича, ведь фактически парламент сегодня утверждает те решения, которые принимают в Администрации Президента. И не только парламент. Правительство, прокуратура и другие государственные структуры де-факто зависят от Порошенко. На сегодня мы имеем концентрацию власти в одних руках после президентства Леонида Кучмы и Виктора Януковича, которые так же выстраивали вертикаль, которая не могла функционировать без клановости и коррупции. Клановость и коррупция были и остаются до сих пор главными столбами, на которых держится порочный властный механизм более чем 20 лет. Именно поэтому Конституция часто остается формальностью и объектом манипуляций.
Например, недавние изменения в Конституцию в части судопроизводства закрепили за Президентом право ставить подпись под назначением судей. Интересно то, что во всеуслышание Порошенко говорит, что он, наоборот, отказался от части своих полномочий и дал судьям больше свободы. «Свободы» за собственной подписью... Принцип понятен и очень похож на разговоры Президента о децентрализации под надзором префектов. Очевидно, что имеем дело не с децентрализацией, а, наоборот, с узурпацией власти одним лицо. И недаром ряд парламентариев второго созыва, во времена которых и была принятая Конституция, говорят, что такие действия Президента являются, ни много ни мало, утверждением авторитаризма.
Известный диссидент Левко Лукьяненко в комментарии «Дню» рассказал: «В Украине нет борьбы с олигархами и коррупцией. Это основа проблемы. У нас всегда был уголовный кодекс, и от власти зависело наказывать или не наказывать воров. То есть проблема не в законах. А когда нет воли, то тогда цепляются за то, что нужны новые законы, новые органы. Законы принимаются, изменяются, органы создаются, а коррупция как была, так и остается. Я за то, чтобы Конституцию меньше изменять. Пусть она не идеальна, но сначала нужно изменить общество, а затем уже народ должен изменять Конституцию».
БЕСЦЕННЫЙ ОПЫТ... КРОМЕ ДЕПУТАТОВ ПЕРВЫХ СОЗЫВОВ, НА ТОРЖЕСТВАХ ПО СЛУЧАЮ 20-ЛЕТИЯ КОНСТИТУЦИИ ПРИСУТСТВОВАЛИ И МОЛОДЫЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ. ИМ-ТО ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ. И НУЖНО
Но кому еще выгодны изменения в Конституцию, кроме Президента? Напомним, что эти изменения происходят во время агрессии РФ против Украины, оккупации части украинской территории и гибели тысяч наших граждан. То есть в Украине продолжается война. Изменения же к Основному Закону означают нивелировку 57-й статьи о невозможности таких изменений в условиях военного положения. Следовательно, если нет условий военного положения, то нет и войны. А если нет войны, то нет и агрессора. Именно поэтому Путин добился прописать в Минских соглашениях пункт об изменении Конституции. Ему нужно не только перекроить государственный строй в Украине, но и под любым предлогом добиться упомянутых изменений, чтобы навеки юридически зафиксировать свою непричастность к войне на Донбассе. Путин (оккупационный Кремль) и есть еще одним «вигодонабувачем» таких изменений.
Возникает закономерный вопрос: как такая гнилая система может держаться все эти десятилетия? Мы уже пришли к войне и массовым убийствам, потеряли территории, а принципы существования этого спрута как будто питаются в перегное разрушения нашей государственности. Для ответа на этот вопрос нужно включить внимание на детали и показательные ситуации. 20 лет назад, после того, как была принята Конституция, утром в парламенте на торжествах появился Леонид Кучма, который до того пригрозил проведением референдума, на котором должен был голосоваться его проект Конституции с исключительными полномочиями Президента. Тогда Кучма выступил с трибуны — мол, он только стимулировал парламент для принятия Основного Закона.
И вот в этот вторник на юбилей Конституции второй Президент появился в зале парламента, но слово не взял. Не исключено, что из-за Александра Ельяшкевича, который также был в сессионном зале. Это человек, фамилия которого звучит на «пленках Мельниченко», где Леонид Данилович дает распоряжение разобраться со строптивым депутатом. Кучма знал, что Ельяшкевич молчать не будет и экс-президенту придется обнажить давний конфликт в прямом эфире в праздничный день.
Народный депутат Игорь Луценко на своей странице в «Фейсбуке» отреагировал: «Значит, Кучме слова не дали, побоялись, потому что в зале Ельяшкевич с группой поддержки из экс-депутатов. Борьба продолжается, невзирая на то, что семья Кучмы не просто все порешала, но и выращивает целое новое поколение политиков, которые ради эфемерного статуса готовы забыть любые преступления».
«Порешала» — ключевое слово, которое дает ответ на сущность негативных процессов нашей новейшей истории. Идет речь о заговоре не только политиков, но и журналистов с разной степенью именитости. Это они по собственной воле друг за другом подходили в парламенте к Кучме и «ручкались» с ним, демонстрируя показательную лояльность к создателю кланового олигархата, а следовательно, в очередной раз удостоверяя то, что принимают правила этой наперсточной игры. Ельяшкевич не промолчал и в этот раз, предостерегши собравшихся от такого «рукопожатия». «Отойдите от Кучмы!» — прокричал он. — «Убийца! Кучму прочь!» В тот же день в комментарии «Дню» Александр Ельяшкевич объяснил: «Все тайное неминуемо станет явным. Когда-то мы не могли представить, что услышим до секунды слова Кучмы из его кабинета, где он давал приказы убивать людей. Убежден, что со временем мы узнаем обо всех тайнах, которые связаны, в том числе с принятием нынешних изменений в Конституцию, на каких условиях они были сделаны и кто был бенефициаром этих изменений».
Но акт засвидетельствования лояльности состоялся. Более того, он происходит регулярно, когда политики или журналисты выходят на эфиры и делают все, чтобы размыть ответственность конкретных лиц, «перевести стрелки» на «глупый» народ, который «не тех избирает», и при этом посещают банкеты олигархов, где едят, в прямом и переносном смысле, со столов хозяев. Более того, если они перестанут это делать, завтра мы о них уже не услышим. Поэтому и живем мы не по Конституции и даже не «по понятиям». Мы существуем «от Майдана до Майдана» в условиях игры шулеров, осознавая номинальность законов, девальвацию права и доминирование безнаказанных «решал».
Выпуск газеты №:
№112, (2016)Section
Подробности