Коррупция или криминал?
Кто даст четкий ответ?Обвинение ближайших соратников Президента Украины В. Ющенко в коррупции, ставшее началом властного кризиса, якобы отошли на второй план в связи с отставкой Кабинета Ю. Тимошенко и формированием нового правительства.
Однако внимание общественности и специалистов продолжают привлекать комментарии самих «героев» скандальных разоблачений: один предъявляет в суд иск о защите чести и достоинства, второй демонстрирует свои имения и провозглашает декларации, третий заявляет о подкупе Майдана и тому подобное. И все это — в прямых эфирах телеканалов, чтобы все видели и слышали. Мол, мы чистые. Нет никакой коррупции. Президент это подтверждает, и милиция, и СБУ, и прокуратура докладывают то же самое.
Но ведь где понятные ответы на вопрос: речь идет о коррупции, криминале или о чем-то еще?
Конкретные фамилии конкретных должностных лиц Секретариата Президента Украины, Совета национальной безопасности и обороны, народных депутатов Украины создали определенную интригу, к которой приобщился и генеральный прокурор Украины С. Пискун. Именно он пытался доказать в прямом эфире одного из телеканалов непричастность соратников Президента Украины к коррупционным действиям, сведя суть 10-дневной проверки вышеупомянутых обвинений к возбуждению уголовных дел по факту. Что имел в виду генеральный прокурор Украины, отмечая, что возбуждено пять (!) уголовных дел, в которых Петр Алексеевич Порошенко фигурирует как свидетель, а причастность других лиц к коррупции не обнаружена. Но обнаружены, мол, признаки совершения уголовных преступлений! Каких?!
Раздел Уголовного кодекса Украины «Преступления в сфере служебной деятельности» насчитывает семь общественно опасных деяний, которые квалифицируются как преступления или уголовно-наказуемые действия. К таким преступлениям принадлежат: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, служебная подделка и служебная небрежность, получение, дача и провокация взятки.
По признакам каких именно преступлений в сфере служебной деятельности возбуждены уголовные дела Генпрокуратурой Украины по фактам причастности или непричастности отмеченных лиц?
Генпрокурор сослался на процессуальный закон, по которому для проверки обвинений в совершении преступления отведено два месяца, но районному и областному прокурору, заместителю и самому генеральному прокурору предоставляется право продлевать сроки досудебного следствия.
Тогда почему обвинение экс-премьера Ю. Тимошенко в совершении уголовных преступлений на протяжении последних лет время от времени возобновляются, уголовные дела то закрываются, то опять открываются именно ведомством С. Пискуна — и против конкретного лица, а не по факту? В чем отличие?
Не является ли такой подход к оценке публичных обвинений в коррупционных действиях проявлением двойных стандартов служебными лицами специального органа государственной власти в Украине, которым является Генеральная прокуратура?
Не нуждаются в экспертной оценке и прямые обвинения в причастности к лоббированию интересов отдельными лицами, которые наделены властными полномочиями для выполнения функций государства, а дальнейшие проволочки с прямым и однозначным ответом на эти вопросы катастрофически увеличивают недоверие к институту Президента Украины.
Закон предусматривает, что за такое уголовное преступление, как злоупотребление властью или служебным положением, виновные лица подлежат уголовному преследованию и наказываются исправительными работами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев. Более того, закон предусматривает — по усмотрению суда — и ограничение воли на срок до трех лет и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если же такие действия служебного лица повлекли за собой тяжкие последствия, законом предусматривается лишение свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Совершение таких действий работником правоохранительного органа предусматривает лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.
Следовательно, в законе прописаны и предусмотрены практически все действия, которые при определенных признаках могут квалифицироваться как преступные. Нужно ли придумывать основания освобождения лиц, обвиненных в коррупции, от привлечения до ответственности? Не нужно, потому что очевидно, что коррупции не может быть вне пределов органа государственной власти. Основной признак коррупции — это принадлежность к власти.
«Существенный вред» состоит в причинении материальных убытков, которые в сто и больше раз превышают необлагаемый налогом минимум доходов граждан, а тяжкими последствиями считаются материальные убытки, которые в двести пятьдесят и больше раз превышают необлагаемый налогом минимум доходов граждан. Определение размеров существенного вреда и тяжких последствий касается только общественно опасных действий служебных лиц, которые подпадают под статьи 364-367 Уголовного кодекса Украины.
Другим чуть ли не самым распространенным преступлением является превышение власти или служебных полномочий. Неотъемлемым признаком этого преступления является причинение существенного вреда правам и интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц. Закон в этом случае предусматривает исправительные работы на срок до двух лет или ограничения воли на срок до пяти лет, или лишения свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
А что же коррупция? По определению украинского законодателя, под коррупцией понимается деятельность уполномоченных во исполнение функций государства лиц, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ. Более того, закон предусматривает, что за коррупционные деяния и другие правонарушения, связанные с коррупцией, государственные служащие, народные депутаты и депутаты всех уровней вместе с председателями сельских, поселковых, городских, районных и областных советов подлежат административной ответственности. Вот так! Уголовная ответственность за коррупционные действия не предусмотрена законом, а только отмечено, что это определяется в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть, следует думать, прокурором. Законодатели осознавали, что пишут закон для себя и для прокурора. Прокуратуры как надзорного органа, который и Верховной Раде не подчинен, и в состав Кабмина не входит, и к Верховному суду не относится. Сам по себе, при Президенте Украины.
Потому что кто же, как не прокурор, размежует незаконное получение лицом, уполномоченным во исполнение функций государства, материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ, в том числе принятия или получения предметов путем их приобретения по цене, которая существенно ниже фактической стоимости от злоупотребления властью? Кто закрывал глаза на продажу доведенных до банкротства государственных предприятий, и разве неизвестно было и есть, кто их приобрел по цене, какую и предусматривает закон, — существенно ниже фактической стоимости?
А теперь всему украинскому обществу со всех телеканалов только и слышно: реприватизации не будет, мировые соглашения и т.п., то есть все, кто совершил эти коррупционные деяния, уже якобы амнистированы.
Но ведь эти заводы, фабрики, колхозы и совхозы, другие государственные предприятия создавались не одним поколением украинцев, и все это было государственной собственностью, которая теперь перешла в руки малых, средних и крупных предпринимателей. Каким образом они стали владельцами, всем известно, мнения народа не спрашивали.
Этот процесс продолжается и при новой-старой власти, и депутаты те же самые, и прокуроры, и судьи.
Обществу безразлично, в чьих руках оказалось государственное имущество, потому что, что оно может, когда государственная власть сцементирована той самой коррупцией?
Изменение системы возможно только с изменением сознания каждого гражданина, который на свои налоги содержит прогнившую и проеденную ржавчиной коррупции систему государственной власти и имеет право требовать и от прокурора, и от Президента Украины решительных и законных действий.
Власть должна стать слугой народа и каждый день помнить, что за любое действие в угоду кумам, родственникам и компаньонам можно предстать и перед прокурором, и перед судом.
КСТАТИ
Вчера пресс-служба Генпрокуратуры сообщила, что Генпрокуратура объявила в розыск главного советника-начальника управления СНБО Валерия Ивченко. Ему выдвинуто обвинение по уголовному делу о вмешательстве в судебную деятельность и злоупотребления служебных лиц Совета национальной безопасности и обороны. В этом же деле, по словам генпрокурора Святослав Пискуна, фигурировала фамилия экс-секретаря СНБО Петра Порошенко.
Выпуск газеты №:
№185, (2005)Section
Подробности