Крестный ход: верой единой?
Людмила ФИЛИПОВИЧ: «Пока еще у нас нет твердой уверенности, что это действительно мирное и духовное мероприятие...»
Митрополит Ануфрий, который в прошлом году умудрился показательно не почтить украинских воинов в Верховной Раде, призывал с 9 июля всех верующих Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) принять участие в так называемом молитвенном шествии. Ануфрий отметил, что «каждый христианин, в зависимости от сил и возможностей, будет иметь возможность приобщиться к процессии. Кто может идти в Крестном ходе длительное время — пусть идет. Кто может передвигаться только в своем населенном пункте — пусть это делает. Кто может накормить паломников — все это также является вашим участием в общем большом деле». Процессия уже насчитывает около 10 тысяч лиц.
Шествие по плану должно коснуться всех частей Украины, как запада, так и востока. На сайте УПЦ МП расписаны соответствующие схемы маршрутов. Верующие с иконами и крестами отправились со всех уголков Украины, где забил свой крест Московский Патриархат. Планируется, что 27 июля, в канун празднования Дня Крещения Киевской Руси и памяти Святого равноапостольного князя Владимира, эти Крестные ходы встретятся в Киеве на Владимирской горке и вместе пойдут к Свято-Успенскому собору Киево-Печерской лавры, где состоятся богослужения.
В действительности, относительно участников этой процессии нужно разобраться отдельно. Понятно другое — шествие действительно планировалось предварительно и носит характер явно антиукраинский (свидетельство этому георгиевские ленты на некоторых священниках и портреты Николая Второго). Интересно то, что, например, освещением этого мероприятия через телемарафон занялся Вячеслав Пиховшек, который в свое время подыгрывал в СМИ Леониду Кучме. Таким образом, в настоящее время Пиховшек в какой-то мере взял на себя роль, которую исполняла и исполняет «РАША-ТБ» или «Лайфньюз» на Донбассе, тоже демонстрировавшие в прямом эфире подобные мероприятия на весь мир.
ХАРЬКОВ. ИЮЛЬ 2016 / ФОТО С САЙТА EPARCHIA.KHARKOV.UA
Самому же Московскому Патриархату давно стоит вспомнить его роль как в политических спекуляциях внутри Украины (например, освящение портретов Януковича и откровенная агитация за пророссийских кандидатов), так и о том, как некоторые его святые отцы призывали ввести российские войска. И это уже не говоря о факте превращения церкви на бизнес-структуру с армией фанатичных адептов, которые боятся штрих-кодов на продуктах и слепо агитируют за «русский мир». Безусловно, идет речь не обо всех верующих Московского Патриархата, но, например, не собирается ли Ануфрий отлучить от церкви ряд попов-сепаратистов на Донбассе и в Крыму, фамилии и горькие дела которых небезызвестны? Какая позиция относительно этих конкретных представителей своей паствы у Ануфрия? Пока еще ничего выразительного от него никто не услышал. Зато ход в столицу митрополит организовал.
Такая процессия вызвала ряд вопросов, и первый из них — как на него реагировать украинцам и, в частности, киевлянам к которым «в гости» направляется это нашествие? Очевидно, что такое массовое шествие не может пройти без провокаций, и во избежание их спецслужбам и стражам порядка придется здорово постараться. В сети «Фейсбук» кто-то спрашивает праворадикалов, которые принимали участие в провокациях вокруг гей-парадов, почему те с таким именно рвением не собираются разгонять откровенно сепаратистское шествие. Другие утверждают, что ни в коем случае нельзя допустить провокаций, но можно нарядиться в «слоненков» и «чебурашек» и встретить шествие, превратив эту процессию в клоунаду. Правда, учитывая массовость этого мероприятия, как первая, так и последняя идея вряд ли будут иметь успешную реализацию. При этом украинцы уже имеют горький опыт таких «шествий» перед и во время войны на Донбассе, которые стали элементом оккупационного пропагандистского «карнавала». Следовательно, ситуация требует абсолютно неординарных, решительных и в то же время осторожных действий. И здесь стоит сказать, что даже если со стороны праворадикалов не будет никаких выступлений, то эксцессы могут организовать провокаторы из рядов самого Крестного хода.
Спикер Верховной Рады Андрей Парубий предостерег: «В Киев, кроме действительно мирных верующих, стягиваются провокаторы с запрещенной экстремисткой символикой и с символикой страны-агрессора». Парубий уточнил, что в шествии принимают участие последователи пророссийских так называемых казачьих организаций и молодые люди спортивного телосложения, которые раньше принимали участие в рейдерских атаках и провокациях с захватами храмов. «Враг разрабатывает планы дестабилизации внутри страны через создание искусственного политического кризиса с беспорядками на улицах, — говорит спикер парламента. — Мы с вами становимся свидетелями того, как одна из религиозных организаций, которая имеет свой духовный центр в стране-агрессоре, мобилизует большое количество своих верующих и стягивает их в Киев 26 июля, называя это мирным Крестным ходом». Народный депутат и лидер группы «Інформаційний спротив» Дмитрий Тимчук в свою очередь сообщил, что в «ДНР» и «ЛНР» священники УПЦ МП агитируют людей присоединиться к упомянутому шествию для похода с Донбасса на Киев.
Московский Патриархат, похоже, для того и организовывает эти процессии, чтобы «что-то случилось». Недаром одиозный пророссийский прихвостень Олег Царев обнародовал заявление, где сказал о том, что Киев нужно «держать в страхе», чтобы сохранить Лавру под влиянием Московского Патриархата. Страх — это то шило, которое держит враг у нас под ребром для того, чтобы мы не делали лишних движений. Другая цель — картинка «мирного люда против войны». Только почему-то этот «мирный люд», который сопровождается странными персонами в камуфляже, отправился в Киев, а не в Москву. Риторика «против войны» и «за мир» без указания источника этой войны очень удачно и цинично подходит к другой тенденции, которая усиленно раскручивается в последнее время, — это, в конечном итоге, закрепить нынешнюю ситуацию де-юре. То есть принять изменения в Конституцию и ввести «специальный статус» на Донбассе. Это то, чего хочет РФ и то, на что сознательно или бессознательно ведутся некоторые украинские политики.
Безусловно, обратившись к опыту событий 2014 года, необходимо вспомнить подобные шествия на Донбассе. Луганчане и жители Донецка были очевидцами таких псевдоправославных флешмобов с кучкой сектантов, которые носили портреты царя Николая Второго, Сталина и транспарантов «Хватит кормить Евросодом!» во время активной фазы боевых действий. Таким образом, российская пропаганда делала картинку мирного населения, которое требует от ВСУ «не бомбить Луганск», при том, что он обстреливался боевиками из минометов. Это важный штрих для понимания, что идет речь вовсе не о православии, а о спецоперации российских служб. При этом не стоит забывать, что в том же Луганске, Донецке и других городах востока и юга Украины, еще за несколько лет до войны, с мощами, иконами и другой атрибутикой церквей, приезжал патриарх Кирилл, которого принципиально на всех бигбордах называли «своим патриархом» для украинцев. Это, повторяю, были не просто православные мероприятия, как кажется, а элементы имперской политики по насаждению яда «русского мира», который в конечном итоге стал фоном для вербовки в «ополчение», вылился в бросание металлолома на рельсы, чтобы остановить силы ВСУ, мифы о «бандеровцах», захваты зданий госучреждений, а в дальнейшем и в масштабную войну, в которой погибло уже более чем десять тысяч украинцев.
«НУЖНО СОЗДАТЬ СВОЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ БОЛЬШИНСТВО, ЧТОБЫ НИВЕЛИРОВАТЬ ВЛИЯНИЕ ПРОРОССИЙСКИХ СИЛ В ЦЕРКВИ»
Людмила ФИЛИПОВИЧ, заведующая отделом истории религии и практического религиоведения, доктор философских наук, профессор Института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины:
— С точки зрения религиоведов, я думаю, что верующие имеют право на такое шествие, и я должна была бы сказать, что это даже замечательно — ведь они вроде бы будут утверждать мир. Но объективно, с точки зрения национальной безопасности, там кое-кто явно работает. Если мы знаем, что делается в стане врага, то тем более мы должны знать, что же делается в этой церкви. УПЦ МП официально вроде бы возмущена, что ее подозревают в антиукраинской пропаганде, хотя сами факты говорят о том, что они призывают к любви к русскому царю, несут его портреты, молятся за него, и тому подобное. Следовательно, это шествие — очень неоднозначное явление. Пока еще у нас нет твердой уверенности, что это действительно мирный и духовный ход, который приведет к успокоению, пониманию и согласию в украинском обществе.
Относительно Западной Украины, где официально началась процессия, то могу сказать, что мозги нужно «промывать» не только «сепарам» на Донбассе. Например, в Ривном так же есть существенное влияние Московского Патриархата. К церкви доверие большое, и люди идут в стены храма, где священник часто пользуется таким доверием и начинает рассказывать о невинно убиенной царской семье. Вопрос в том — где наша бдительность, наша гражданская позиция?
Честно говоря, с позиции остальных церквей, считаю, что стоит присоединиться к этой процессии, разбавить их с одной целью — нивелировать их пропагандистскую цель. Если их начнут отгонять, то тогда станет очевидным, что никакого отношения этот ход к примирению и к христианству не имеет. Я не знаю, почему все другие церкви молчат и просто наблюдают. Нужно мирно и мудро нейтрализовать негативные моменты этого движения. Понятно, что движение церкви МП более организовано, и это доказывает, что оно руководствуется извне. Доказательство тому — заявления Царева. В этом плане пророссийские силы, которые хотят вернуться в Украину вместе со своей кликой, разыгрывают церковную карту, которую они разыгрывали и до того. Мы многократно наступали на те же грабли, но иммунитета так до сих пор и не выработали. Нужно организовано к этому подойти и создать свое идеологическое и духовное большинство, чтобы нивелировать влияние пророссийских сил в церкви.
Выпуск газеты №:
№120, (2016)Section
Подробности