Кризис «бескомпромиссности»
Политическая стабильность в Украине зависит от способности Кабмина найти общий язык с парламентским большинствомВ начале года это действительно было правительство, устраивающее парламентское большинство — однако в то же время это правительство не было в полной мере коалиционным, избранным из состава этого самого большинства, причем с пропорциональным распределением портфелей согласно «весу» фракций и групп и соответствующей солидарной ответственностью. И таким образом, правительство стало не столько правительством большинства, сколько его заложником, заложником естественным образом изменяющейся политической ситуации. В то же время вряд ли можно считать правительство Ющенко командой профессионалов-единомышленников.
«Судьба правительства не будет зависеть от чьей-то политической воли», — заявил глава администрации Президента В. Литвин на встрече с представителями региональной прессы, уточнив при этом, что осенне-зимний период станет «испытанием жизнестойкости правительства» и подтвердит объективность существующих оценок». По словам Литвина, действительно, главная проблема сегодня — работа топливно-энергетического комплекса, поскольку, «с одной стороны, по статистике, все выглядит в ажуре, а, с другой, — полный завал».
Более детально ситуацию представил секретарь СНБОУ Евгений Марчук. По его словам, по целому ряду причин программа мероприятий оперативного и стратегического характера для правительства, министерств экономики и финансов, топливно-энергетического комплекса не выполняется, либо тормозится, либо просто игнорируется. Зато, по мнению Е.Марчука, существуют спекуляции с лексикой времен гражданской войны относительно строительства нефтепровода Одесса—Броды, инициированные с ведома вице- премьера Тимошенко (точка зрения Е.Марчука на эту проблему хорошо известна: сначала просчитать реальные доходы и убытки от строительства нефтепровода), безответственные заявления вице-премьера по вопросам ТЭК о строительстве газопровода из Туркменистана в Украину, которые уже спровоцировали Россию на реальные шаги по строительству нефте- и газопроводов в обход Украины, выброс некорректной спекулятивной информации в СМИ. Особенно критической, по данным секретаря СНБОУ, является ситуация в ядерной энергетике: в Украине в настоящее время не хватает 1,5 млрд. гривен на ремонт ядерных блоков.
Одной из серьезных ошибок правительства Е. Марчук считает «влетание в неурегулированный долг с Россией в почти $700 млн».
Однако, считает Е.Марчук, Украина переживет зиму без потрясений, что уже говорит о том, что, по крайней мере пока, правительство имеет шанс работать. В свою очередь, правительство, администрация Президента и СНБОУ должны для этого предпринять исключительно компетентные подходы.
Насколько можно судить, сегодня речь идет о том, что в рамках таких компетентных подходов произойдет достаточно серьезная ротация состава правительства — но отнюдь не его отставка. Скорые изменения в правительстве, причем на уровне министров, глава президентской администрации Литвин фактически пообещал в понедельник. Наверное, он не случайно напомнил, что премьер-министр Ющенко еще во время отпуска Президента Кучмы вносил свои предложения относительно замены отдельных членов Кабинета Министров. Одно из этих предложений касалось должности министра финансов. Однако «менять министра финансов в процессе подготовки и утверждения бюджета означает бросить на произвол бюджетный процесс», заявил на семинаре для региональных СМИ Президент Украины Леонид Кучма. Что может свидетельствовать как о том, что менять его не на кого — в Украине «нет кадровых запасов в этом плане», как сказал Президент, так и том, что полной ясности в этом вопросе в ближайшем окружении Президента нет.
Однако вряд ли это будет единственная замена в составе команды — ведь не последние в парламентском большинстве группы и фракции считают необходимым заменить Юлию Тимошенко «другим человеком», о чем лидер «Возрождения регионов» Александр Волков без тени сомнения поведал прессе на прошлой неделе, уточнив, что не хотел бы подсказывать Ющенко, кого именно стоило бы назначить на этот пост.
Кризисное состояние ТЭК сомнения не вызывает. Существующие сегодня очевидные элементы правительственного кризиса вполне могут привести к настоящему кризису — не только правительственному, но и парламентскому, и общеполитическому в том случае, если правительство и парламент окажутся неспособными ни на поиск компромисса в кадровой политике, ни на реальное сотрудничество в реформировании экономики (особенно это касается ТЭК).
КОММЕНТАРИИ
Сергей ТЕРЕХИН, фракция «Реформы — Конгресс»:
— Давайте разберемся с самим понятием правительственного кризиса. Если бы у нас была парламентская республика и правительство формировалось бы парламентским большинством, а парламент политически отвечал за правительство, то мы тогда могли бы сказать, что горячих сторонников премьер- министра в связи с тем, что в правительстве есть много лиц, которые не нравятся некоторым партиям большинства, — немногим более ста депутатов — это те, которые будут голосовать за решения правительства и поддерживать его при любых обстоятельствах. Следовательно, если иметь в виду количество голосов в парламенте, которые безоговорочно поддержат правительство, то можно назвать это кризисом, потому что их не 226, а меньше. Я думаю, что существующее большинство больше все- таки пропрезидентское, чем проправительственное.
Что касается возможности роспуска правительства, т.е. выражения ему вотума недоверия, то до этого, я думаю, не дойдет. Потому что при этом будет поставлен вопрос о лояльности большинства Президенту. Во всяком случае, сейчас сложилась такая политическая ситуация, что парламент не может принять решение об отставке правительства, не имея согласия Президента. Хотя бы политического согласия или нейтральности. Позиция Президента в этом вопросе остается старой, хотя ее нотки стали более решительными. Есть определенные достижения правительства в экономическом плане, есть негативы, но нет резких политических оснований, чтобы Президент был «за» отставку правительства. Так что с этой точки зрения рано говорить о каком-то правительственном кризисе. Можно говорить о кризисе в отношениях между отдельными членами Кабмина и парламентариями или между отдельными членами правительства внутри правительства, и это кризис структуры, монолитности или командности правительства. Он существует и существовал с самого начала. И я думаю, что последние показательные голосования фракции «Батьківщина» с коммунистами говорят о том, что началась новая игра — ради поддержки отдельных членов Кабинета Министров некоторые партии в ВР сделают все, блокируясь с кем угодно, хоть с самим чертом лысым.
Сергей СОБОЛЕВ, представитель Кабинета Министров в парламенте:
— Этот подогреваемый искусственно ажиотаж связан с тем, что мы имеем очень малый опыт функционирования большинства. Попробуем пойти от обратного: возможна ли отставка правительства Ющенко? А у меня после этого сразу же ответный вопрос: а возможно ли после этого существование большинства? Оно такое хрупкое, так сложно было его сформировать. Это большинство проголосовало таким количеством голосов за премьера Ющенко, кроме того, сегодня в правительстве представлено абсолютное большинство фракций, которые вошли в парламентское большинство. Ну как можно говорить об отставке правительства, не говоря о развале большинства и тех катаклизмах, которые начнутся в Верховной Раде? Поэтому, на мой взгляд, до тех пор, пока существует большинство, будет существовать правительство Ющенко.
Если говорить о кадровых изменениях в правительстве Ющенко — то премьер сам говорит, что они возможны. Но это будет зависеть от того, насколько сильны будут влияния в самом большинстве тех или иных фракций, которые представлены в правительстве и насчитывают большое количество депутатов.
Но если правительство не удержится после различных перестановок и провокаций, то и большинство будет другим. Но на мой взгляд, в Украине уже четко сформирован тот принцип, согласно которому правительство без большинства не может существовать. То, что было при предыдущих премьерах, когда балансировали на грани одного большинства по одним вопросам, второго — по другим — этот этап уже миновал. Мы сегодня вошли в этап, когда большинство — это большинство и по вопросам внешнеэкономическим, и по отношению к государственности Украины, и по отношению к премьер-министру.
Раздувание страстей вокруг правительства выгодно тем, кто претендует на должность премьер-министра. Я думаю, что эти люди должны помнить одну вещь: даже те должности, которые они занимают сегодня в парламенте, в комитетах, — это все очень зыбко. Как только рухнет правительство — сразу же рухнет и большинство, и возникнет вопрос о переформировании комитетов, руководящих органов парламента.
Сергей МАТВИЕНКОВ, уполномоченный депутатской группы «Возрождение регионов»:
— Если смотреть по результатам в экономике, которые мы имеем на сегодняшний день, то вряд ли можно говорить о том, что в стране существует правительственный кризис. Выросли выплаты задолженностей по зарплатам и пенсиям, учителя перед началом учебного года получили запланированные выплаты. Здесь речь идет о другом — у нас слишком много нерешенных экономических проблем: проблема «газовых» отношений с Россией, проблема налогового пресса, вывода отечественной экономики из тени, проблема неплатежей и взаимозачетов. Поэтому я бы не говорил о правительственном кризисе или кризисе правительства, а лишь о том, что мы пока не видим каких-то конкретных мер или рывков по выводу экономики из критического состояния со стороны правительства. Но я думаю, что правительство в таком же составе «дотянет» отпущенный ему соответствующей нормой Конституции год.
Георгий КРЮЧКОВ, фракция КПУ:
— Это правительство обречено. Оно работает в каких-то чрезвычайных условиях — все время его «бьет по голове» глава государства. Оно говорит, что есть некоторые сдвиги, но их не нужно преувеличивать. И в этом Президент абсолютно прав, потому что некоторые улучшения определяются тем, что украинская экономика в своем падении достигла дна. А на дне малейшее движение — это уже вроде как движение. Когда говорят, что на 19,8% увеличилось производство и при этом замалчивают, что инфляция составила 19,8%, когда председатель Счетной палаты говорит, что задолженность по пенсиям погашается, а перед «чернобыльцами» и студентами растет, ситуация понятна: тут отрезал, там пришил. И говорить о каких-то улучшениях в такой ситуации вряд ли можно.
В событиях вокруг правительства Ющенко я вижу поединок между олигархами и Ющенко в борьбе за президентскую должность. И развитие событий будет определяться тем, чего хочет Президент. Я так понимаю, что он хочет обескровить и ту, и другую сторону. Хотя Президент не совсем волен в своих действиях. Помните, кого похвалил Б.Клинтон во время своего визита на Украину? Только Виктора Ющенко. Сейчас Ющенко выступает в качестве представителя этой большой силы, перед которой мы все становимся «на лапки». Это весьма сложная ситуация и она будет колебаться до того времени, пока Президенту будет нужно это правительство. А сейчас оно ему, вероятно, нужно. По крайней мере, есть на кого «вешать собак». Поскольку это правительство полностью действует по требованиям МВФ, то от него трудно ожидать каких-то положительных сдвигов. Оно не самостоятельно. Это правительство колониальной страны. Оно отличается от предыдущих только тем, что те действовали по требованиям МВФ и молчали, а эти откровенно об этом говорят.
Наталья ТРОФИМОВА, «День»
Выпуск газеты №:
№169, (2000)Section
Подробности