Перейти к основному содержанию

Крым: возвращение...

Андрей КЛИМЕНКО: «Крымскую политическую эмиграцию» Украина зачислила в нерезиденты вместо того, чтобы сделать из нее опору для реинтеграции полуострова»
18 мая, 19:13
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На прошлой неделе глава Кабмина Арсений Яценюк назначил главу Государственной службы Украины по вопросам Автономной Республики Крым и города Севастополь. Им стал заместитель председателя Меджлиса крымскотатарського народа Аслан Омер Кырымлы, который с 1 июля 2014 года работал на должности главы Департамента по делам Автономной Республики Крым и города Севастополя при Секретариате Кабмина. Сама Госслужба по вопросам Крыма и Севастополя была создана 17 июля 2014 года, но до мая 2015-го она существовала только на бумаге — без руководителя и структуры. О том, чем будет заниматься новая Госслужба во главе с новоназначенным главой, каковы успехи Украины по возвращению Крыма, какие проблемы администрирования оккупированной территории полуострова «День» узнал у главного редактора портала BlackSeaNews, эксперта благотворительного фонда «Майдан иностранных дел» Андрея КЛИМЕНКО:

— Сам факт того, что через год появилось хотя бы Государственное агентство по вопросам Крыма и Севастополя, нельзя не приветствовать. Но я не знаю, что и как будет делать данное Госагентство. Выводы мы сможем сделать, когда увидим его штат — 5 или 100 человек, бюджет — 1 млн или 20 млн грн. Ведь госорган не может работать без сотрудников, бюджета и возможности что-то финансировать. И статус его будет зависеть от первых лиц государства — Президента и премьера.

Утверждение хоть какого-то органа исполнительной власти, опекающегося Крымом, происходило больше года. Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» вступил в силу 28 апреля 2014 года. А 18 мая того же года я, только уехав из Автономной Республики, присутствовал на памятном вечере в Национальной опере Украины в Киеве, где премьер-министр Яценюк бил себя в грудь и говорил, как он любит крымскотатарский народ. Рядом с ним стояли представители ЕС, а в зале сидели патриархи украинских церквей. Он говорил о том, что «Украинский дом» станет «крымскотатарским домом», для чего будут подписаны соответствующие документы. С тех пор появилось только больше проблем, но ничего не произошло. И у меня возникает ощущение, что главу Госслужбы по вопросам Крыма и Севастополя господин Яценюк назначил к очередной годовщине депортации.

Я знаю лично Аслана Кырымлы — это очень достойный человек, но я не уверен, что статус главы Государственного агентства позволит координировать миллион вопросов, которые связаны с последствиями аннексии Крыма и выработкой государственной стратегии по его возврату. Такой стратегии сейчас нет, хотя она есть в головах членов «Майдана закордонных справ», но мы не одни, и она общая, ее отдельные положения мы слышим в выступлениях Мустафы Джемилева, Рефата Чубарова и других лидеров крымских татар. Мы слышим это в оценках украинских аналитических структур. В целом получается ситуация: гражданское общество, экспертная среда, американские и европейские организации имеют взгляд на то, что надо делать с Крымом. Но правительство Украины на это не обращает внимания, а Президент — гарант конституционных прав пообещал поменять закон о свободной экономической зоне в Крыму, но с тех пор прошло уже полгода. Сегодня крымские переселенцы работают — мы встречаемся, координируем деятельность, добились многого в плане морской и авиационной блокады. Но нас всех сдерживает пресловутый тезис «потому что война», который скоро перестанет работать.

Около 20 организаций крымских переселенцев, также киевские общественные организации, которые занимаются проблемами Крыма, в том числе «Майдан закордонних справ», написали письмо на имя премьер-министра, где изложили свои претензии — что правительство не сделало во исполнение закона об оккупированных территориях. Кроме того, до сих пор не отменен предательский закон о свободной экономической зоне в Крыму.

По официальным данным, крымских переселенцев примерно 21 тыс. человек, из которых 7—8 тыс. крымских татар. Думаю, эти данные занижены примерно в 2 раза, поскольку регистрируются в Минсоцполитики в первую очередь те люди, которым нужны льготы или поселение. А есть огромное количество «крымской политической эмиграции». Оно очень отличается от вынужденных переселенцев из Донбасса, ведь многие из них убегали от бомбежек, стрельбы и беспредела российско-террористических войск. А из Крыма уезжали люди, которые понимали, что они принципиально не смогут жить в условиях оккупации.

В конце мая пройдет съезд Организации крымских вынужденных переселенцев. Если до этого момента господин Яценюк не ответит на те вопросы, которые мы отправили ему письменно, этот съезд примет решение обратиться в ГПУ с просьбой открыть уголовное дело за преступную бездеятельность главы правительства в вопросах возврата Крыма.

«Майдан закордонних справ», другие общественные организации и я во время своего недавнего выступления в Атлантическом совете и во Freedom House в Вашингтоне озвучил мысль, которую сейчас уже поняла Европа и повторил Мартин Шульц, президент Европарламента: аннексия Крыма, война на Донбассе — это война Украины за Европу. Но почему-то отдельные украинские чиновники этого не поняли. Поэтому они саботируют любое решение по Крыму. А патриотическую «крымскую политическую эмиграцию» государство Украина зачислило в нерезиденты вместо того, чтобы сделать из нее опору для реинтеграции и деокупации полуострова. Гражданское общество показывает, что оно может что-то делать. К сожалению, государство показывает, что оно делать ничего не хочет. И тогда появляются различные домыслы и ощущение, что высшее государственное руководство по каким-то неведомым причинам не хочет заниматься проблемами Крыма.

Аслан Омер Кырымлы до этого момента возглавлял Департамент по вопросам Крыма и Севастополя. Как вы охарактеризуете деятельность этого учреждения?

— Аслан Кырымлы возглавлял по сути департамент в количестве 4—5 человек в Секретариате Кабмина. Секретариат — это не орган исполнительной власти, а патронатная служба, задачи которой — обеспечивать работы КМУ.

Как, по-вашему, в институционном плане должна быть организована работа Украины по вопросам оккупированного Крыма?

— Должна существовать госструктура с полномочиями созывать министров или их замов, координировать деятельность ведомств, которые имеют отношение к проблемам Крыма, гражданам Украины на полуострове или вне его. Государственное агентство не имеет таких полномочий и не может ставить задачи министрам — это уровень премьера, вице-премьера или первого зама секретаря РНБО. Также можно вменить обязанности координатора от высших должностных лиц Украины по вопросам Крыма секретарю РНБО Александру Турчинову, который очень хорошо знает проблемы полуострова.

Мы много месяцев говорим о структуре крымских органов на неоккупированной территории Украины. Сейчас в Киеве есть прокуратура АР Крым, прокурор Крыма. Но теперь, если написать на его имя заявление, прокуратура возбуждает уголовное дело, а дальше возникает проблема, ведь по закону это дело должно расследовать Следственное управление МВД АР Крым. А его нет. Поэтому должно быть воссоздано МВД Крыма, Управление юстиции и т.д. Тогда у нас возникнет законная технологическая цепочка.

Возникает также вопрос о воссоздании Кабинета Министров АР Крым на неоккупированной территории Украины. Когда и если мы воссоздадим всю цепочку крымских органов исполнительной власти, тогда все заработает и появится центр притяжения, куда пойдут все вынужденные переселенцы. И тогда будет скоординирована деятельность всех структур исполнительной власти, касающиеся Крыма. А человек, который его возглавляет, будет иметь статус вице-премьера Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать