Кто ближе к Европе?
Эксперты «Дня» — о «шутливом» заявлении экс-министра финансов России Кудрина о том, что его страна быстрее попадет в ЕС, чем Украина
То, что Россия плодотворно сотрудничает с НАТО и болезненно реагирует, противостоит любому сближению Украины с Альянсом, известно давно. А вот то, что Россия будет в Евросоюзе раньше Украины, это что-то новое. Такое заявление сделал во время украинского ланча в Давосе экс-министр финансов России Алексей Кудрин. «Россиянин убеждал в необходимости присоединения к структурам вокруг России, причем одним из аргументов в конце стал тот, что Россия будет в Евросоюзе раньше, чем Украина», — сообщает пресс-служба УДАРа, ссылаясь на нардепа Оксану Продан, которая присутствовала на мероприятии.
Конечно, на первый взгляд, это выглядит как шутка. Вообще когда речь идет о взаимоотношениях Украины и России, россияне часто любят шутить, подчеркивая стереотипную роль «старшего брата». А в данном случае речь идет именно об отношениях Украины и России, а только потом России и ЕС или Украины и ЕС. Элементарно, как с точки зрения географии можно представить себе присоединение России к Евросоюзу? Это нереально. К тому же создавала бы Россия вокруг себя всевозможные союзы (Таможенный, Евразийский), чтобы потом вступить в ЕС?
Однако, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Заявление Кудрина направлено исключительно на внутриукраинское потребление. Поэтому здесь должен быть достойный ответ именно украинской стороны. Ведь россияне давно планомерно и целеустремленно делают все, чтобы перекрыть евроинтеграционные стремления Украины. Примеров много. Не секрет, что Путин лично занимался вопросом непредоставления Украине ПДЧ относительно членства в НАТО в Бухаресте в 2008 году. А сколько россияне приложили усилий во время помаранчевой революции?
Другое дело, что противопоставляет Украина российским шагам. Что вообще делает наша страна для того, чтобы ускорить евроинтеграционных путь?
ЗАЯВЛЕНИЕ КУДРИНА — ПОПСОВЫЙ ВАРИАНТ ОБЩЕЙ АНТИУКРАИНСКОЙ РИТОРИКИ РОССИЙСКИХ ВЛАСТЕЙ
Семен НОВОПРУДСКИЙ, независимый журналист:
— Российские чиновники отличаются тем, что очень расковано выступают в Давосе. Может даже показаться, что они находятся в оппозиции к власти. Например, сам премьер-министр Медведев шутил по поводу репрессивного режима в России. Или тот же глава Сбербанка Герман Греф критиковал деятельность Центробанка России гораздо жестче, чем он это делает внутри страны.
Что же касается, высказывания Алексея Кудрина, то оно вполне вписывается в традицию дипломатической раскованности российских чиновников в нейтральной Швейцарии, так как у нас они скованы здешними «демократическими» порядками. На самом деле эта шутка может быть элементом некоторого минимального хамства. Понятное дело, что Россия не стремиться в Евросоюз, как и ЕС не стремиться принимать Россию. Не менее очевидным есть то, что Россия в своей внешней и внутренней политике — особенно в последний год — делает семимильные шаги в сторону противоположную ценностям, на которых базируется Европейский Союз.
В то же время, эта шутка, к сожалению, имеет и горький элемент. Она вписывается в желание России в очередной раз политически атаковать Украину. Как и в истории с предъявленными счетами за якобы невыкупленный российский газ, хотя официально счета были оплачены. В целом, вышеупомянутое высказывание есть попсовым вариантом общей антиукраинской риторики российских властей, которые никак не могут смириться с тем, что в Украине не может быть власти выгодной России: готовой за бесценок продавать газотранспортную систему. Сама же Россия делает все для того, чтобы украинская газотранспортная система обесценилась, создавая альтернативные маршруты транспортировки газа. В общем, это — следствие общей антиукраинской позиции российской власти, умноженное на тот тон, которым обычно российский чиновники разговаривают в Давосе.
К великому сожалению, в последние годы, после прихода к власти Януковича, Украина скорее отдаляется от Европы, чем приближается к ней. Однако, даже в случае наличия в Украине, в отличие от России, реальной демократии и отсутствия крайне сомнительного уголовного преследования Юлии Тимошенко, страна едва ли могла бы существенно приблизиться к Евросоюзу, в силу того, что сам ЕС находится сейчас в кризисе не столько финансовом, сколько политико-ценностном. Совершенно ясно проявляется, что у отцов-основателей Евросоюза принципиально разные взгляды по поводу дальнейшего развития. Сделать ЕС единым государством так и не удалось. Понятно, что для стран вступивших в Евросоюз, это действительно некий прорыв. Они получили не только определенные политические, но отчасти и экономические возможности — помощь от ЕС.
Но стоит посмотреть на пример той же Великобритании, где премьер-министр Джеймс Кемерон не так давно заявил о том, что готов поставить вопрос о выходе Великобритании из ЕС. Количество евроспектиков велико и оно постоянно увеличивается. Это говорит о том, что даже если бы Украина двигалась в этом направлении, шансов на вступление в ЕС было бы не так и много. Союзу сейчас вообще не до расширения, он не может наблюдать за тем, что происходит вокруг него, и улавливать однозначные сигналы стран, которые хотели бы в него вступить.
ЕСЛИ БЫ РОССИЯ ИМЕЛА ТАКОЕ НАМЕРЕНИЕ, ОНА НЕ ФОРМИРОВАЛА БЫ ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ КАК ПСЕВДОПРОТИВОВЕС ЕВРОПЕЙСКОМУ
Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел Украины:
— Заявление о том, что Россия окажется в Евросоюзе раньше, чем Украина не может вызывать ничего, кроме улыбки. Очевидно, выдается желаемое за действительное: официальная позиция Российской Федерации, судя по заявлениям российского руководства, заключается в том, что Россия не собирается вступать в Европейский союз. Если бы она имела такое намерение, то не формировала бы Евразийский союз как псевдопротивовес Европейскому. Поэтому, такой тезис не отвечает действительности, и противостояний между Украиной и Россией здесь быть не может.
Что же касается Украины, она должна быть в Евросоюзе. Мы провозгласили это своей целью, которую закрепили на законодательном уровне, и теперь должны выполнять задекларированные нормы. К величайшему сожалению, действиями последних лет мы не приближаемся к евроинтеграции, а отходим от этой цели. Впрочем, надеюсь, жизнь подскажет правильные формулы и развязки в этом вопросе, особенно в контексте того, что РФ хочет задушить нас в своих нежных объятиях. Последнее требование — платить больше чем то, что мы теоретически должны были бы оплатить, свидетельствует о том, что нас не хотят оставлять вне поля зрения.
Мы сможем нормально функционировать как общество и государство только в том случае, если, наконец, станем членами Европейского союза и НАТО. Это две вещи, которые нам нужно будет общественно решать. Как быстро это будет сделано — зависит от всех нас.
ПОДОБНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОПАГАНДИСТСКИМИ И НАПРАВЛЕНЫ НА ТО, ЧТОБЫ КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ ПРИВЛЕЧЬ УКРАИНУ К ТАМОЖЕННОМУ СОЮЗУ
Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, профессор Киевского национального университета им. Т. Шевченко:
— Подобные заявления являются пропагандистскими и направлены на то, чтобы как можно быстрее привлечь Украину к Таможенному Союзу. Басни о намерении России вступить в Европейский Союз продуцируются на официальном и неофициальном уровнях Российской Федерации. Такая позиция свойственна всей российской элите и заключается она в том, чтобы привлечь Украину в состав России и потом представлять наши интересы в переговорах с ЕС. Конечно, ни Путин, ни Россия, не хотят членства в Евросоюзе. Достаточно посмотреть на программное заявление Путина и другие официальные документы: Россия считает себя равноправным партнером с ЕС и на никакое членство она не претендует. Более того, она хочет доминировать в ЕС, включая доминирование над самим Союзом. Евроинтеграционные стремления России — это миф, который бросается словно кость украинскому политикуму.
Что же касается Украины, она уже сделала кое-что для включения в определенные интеграционные проекты. Вообще, речь о членстве Украины в Европейском Союзе не идет: на обозримую перспективу эта цель является нереальной. Переговоры с Евросоюзом ведутся в плоскости секторной европейской интеграции, концентрированной в трех соглашениях: об Ассоциации, о Зоне свободной торговли с ЕС и о безвизовом режиме. Это, собственно, — краткосрочная и среднесрочная интеграционная перспектива для Украины. Условия для подписания этих соглашений чисто политические и касаются свобод в Украине, а с этим есть проблемы.
УКРАИНА САМА ДОВОЛЬНО ЧАСТО ПОЗВОЛЯЕТ РОССИИ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМЕЮЩИЕСЯ РЫЧАГИ ВЛИЯНИЯ
Анджей ШЕПТИЦКИЙ, аналитик Института международных отношений Варшавского университета:
— Украина не делает всего, что необходимо, для евроинтеграции, как, собственно, и сам Европейский союз. Обретение Украиной членства в ЕС с политической, экономической и стратегической точки зрения будет возможным через 20-30 лет. Украина — европейская страна, которая по многим показателям подобна Польше, Германии, Франции и др. Ее вступление в Евросоюз возможно в случае проведения в стране необходимых реформ и политической воли Евросоюза.
С Россией ситуация другая. Это — крупное государство (территориально больше Европейского союза), которое отчасти является европейским, а отчасти азиатским. Конечно, нет никаких сомнений в отношении того, что Россия и ЕС должны сотрудничать. Но о членстве первой в Союзе никто речи не ведет.
В целом, Россия имеет много инструментов для влияния на Украину, также и в европейском направлении. Хотя Украина сама довольно часто позволяет России эффективно использовать имеющиеся рычаги влияния. В этом контексте стоит вести речь и о деле Тимошенко. Очевидно, что оно имеет свое внутреннее измерение — политическая борьба. Однако в связи с последними событиями можно ставить вопрос о том, не играет ли это дело на российские интересы. Последние обвинения послужили благоприятным поводом для прекращения подписания соглашения об ассоциации Украина—ЕС.
Выпуск газеты №:
№15, (2013)Section
Подробности