Кто остановит опасный «конвейер»?
Как уже сообщалось, недавно на полигоне «Десна» Министерства обороны Украины произошло чрезвычайное происшествие: во время учебных стрельб выпущенный из танка фугас попал вместо мишени в учебный центр. Двое восемнадцатилетних юношей-солдат срочной службы погибли на месте, третьего в тяжелом состоянии госпитализировали. Трагедия произошла, как и все предыдущие, в результате небрежности офицерского состава и неподготовленности молодых солдат. Кто и когда принял решение, согласно которому через 2 (!) месяца службы солдату, который еще не знает, как выполнять команду «налево» или «направо», поручается ведение стрельбы с танков боевым снарядом, да еще и ночью?!
А кто ответит за смерть еще 52-х юношей в этом году (это только в сухопутных войсках), о которых общественность узнала только в связи с этой трагедией?
Кто вообще должен нести ответственность за нынешнее состояние Вооруженных сил Украины, которые продолжают быть «фабрикой смерти» для украинских юношей?
Представляя нынешнего министра обороны Украины руководству Вооруженных сил Украины, Президент Украины В. Ющенко среди неотложных проблем подчеркнул важность проблемы закрытости и непрозрачности деятельности военного ведомства, что мешает формированию в обществе его общественной поддержки.
Самую важную задачу Президент определил следующим образом: «…я ожидаю плана создания национальной армии, проведения полномасштабной воинской реформы…» Далее Президент отметил, «что в сформированной Концепции должна быть четкая гарантия, — никто не должен пострадать от реформирования…»
Выполнено ли поручение Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Украины, неизвестно, но точно известно, что количество пострадавших от такого реформирования не уменьшается, потому что настоящего руководства со стороны главкома нет. Президент В. Ющенко лишен рычагов влияния и контроля.
Ликвидированная предыдущим президентом Украины Генеральная военная инспекция осуществляла контроль над военной организацией государства и готовила главе государства доклады о настоящем состоянии войск и ходе реформирования или очередного сокращения.
Решение о внесении изменений в Закон Украины «О всеобщей воинской повинности и воинской службе», согласно которым срок срочной службы равен 12 мес., а для лиц с высшим образованием — 9 мес., не решит проблем ни качества призывного контингента, ни повышения престижа воинской службы.
На сегодня действующее законодательство Украины предусматривает 32 (!) условия, согласно которым призывникам предоставляется отсрочка или освобождение от призыва. Расширение круга лиц, которым предоставлены отсрочки, привело к существенному увеличению количества граждан, имеющих только базовое среднее образование (9 классов) и подлежащих призыву в армию. Например, весной 2004 года из общего количества призывников, подлежавших вызову на призывные комиссии, более 30% не имели среднего образования. (Для сравнения: во время предыдущих призывов этот показатель колебался от 15% до 20%). 60386 призывников (19% от общего количества тех, кто подлежал вызову на призывные комиссии) были признаны непригодными или временно непригодными к воинской службе по состоянию здоровья.
Согласно существующему законодательству, правом на альтернативную (невоенную) службу может воспользоваться очень ограниченное число призывников, поскольку условия для тех, кто по убеждениям не хочет брать в руки оружие, очень жесткие. Законодатель сознательно разделил молодых людей на категории: одни обязаны выполнить общий воинский долг, другим разрешено доказать перед комиссией искренность своих чувств в отношении к вере. Третьим же разрешено бесплатное получение высшего образования, а одновременно еще и военного образования — без каких-либо обязательств перед обществом.
При общей численности призывников в полмиллиона в армии служит только около 100000! А как тогда быть со всеобщей воинской повинностью? Справедливо ли это при равенстве всех перед законом и в правах?
Очень низкий образовательный уровень призывников, их физическая неподготовленность и недостаточное питание не дает оснований — без применения кардинальных изменений в системе призыва — надеяться на улучшение качества призывного контингента. Такой контингент пригоден только для использования в качестве дешевой рабочей силы, а не для овладения сложными военными специальностями, что, в итоге, не будет способствовать и качеству мобилизационных ресурсов. Армия на самом деле предназначена исключительно для обеспечения собственной жизнедеятельности, несения караульной, патрульной и другой службы в суточном наряде, численность которого колеблется в пределах 25 тыс. ежедневно, что свидетельствует об абсолютном отсутствии боевой подготовки.
Причинами этого положения являются:
— полное отсутствие в солдатской среде сержантского состава с высшим, неполным высшим и специальным средним образованием;
— отсутствие в армейских коллективах общественной организации, занимающейся проблемами социального и правового характера (профсоюзы военнослужащих);
— положение офицера, униженного и запуганного заявлениями командиров о первоочередном сокращении должностей, подразделений или частей и вследствие этого — перспективой потери права на получение жилья и средств к существованию, что характерно для отдельных гарнизонов;
— привелегированное положение значительного количества призывников, родители которых занимают должности государственных чиновников, бизнесменов средней и высокой руки, генералов, полковников...
Очевидно, что одним из путей улучшения ситуации в армии было бы неотложное внесение изменений в Закон Украины «О всеобщей воинской повинности и воинской службе», которые предполагали бы функционирование общественных организаций в армейских коллективах.
А гарантированное право военнослужащих срочной службы на получение высшего образования на бюджетной форме обучения в государственных учебных заведениях и преобладающее право на занятие должностей государственных служащих в органах государственной власти и местного самоуправления способствовало бы росту престижа воинской службы.
Нуждается ли общество в праве общественного контроля за военной организацией государства и формированием государственной политики? Известно, что в странах НАТО на протяжении десятилетий существуют военные профсоюзы, деятельность которых направлена исключительно на защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов военнослужащих и членов их семей (Германия, Англия, Бельгия, Дания, Нидерланды и т.п. Закон Украины «О демократическом гражданском контроле над воинской организацией и правоохранительными органами государства» гарантирует право общественных организаций обращаться с запросами относительно нарушений прав военнослужащих, или ненадлежащее выполнение предоставленных законом полномочий со стороны должностных лиц. Этот же закон предусматривает и право контроля за формированием и реализацией кадровой политики в воинских структурах, использованием средств на оборонные нужды, соблюдением бюджетного законодательства. Поскольку в воинских частях фактически запрещена деятельность общественных организаций, а собрание офицеров полностью зависимо от воли и власти командира воинской части, то понятно, что вся деятельность этого командира проходит без какого-либо контроля. Так, в составе аттестационных комиссий отсутствует офицерская общественность, в служебной карьере и получении государственных наград преимущество отдается по личному знакомству, протекции отдельных должностных лиц, по семейным связям и путем «покупки должностей и орденов».
Осуществление общественного контроля не может быть эффективным без помощи общественных организаций и средств массовой информации, потому что контроль только со стороны самих гражданских должностных лиц военного ведомства является сомнительным. Все видели, как министр обороны на военном полигоне, надев на себя военную форму, но без погон, якобы он рядовой, объяснял капитану запаса Ющенко В.А., как нужно проводить учения. А войском в это время якобы командует Главнокомандующий Вооруженных сил Украины, он же начальник Генерального штаба С. Кириченко, который за «особые заслуги» от президента Украины Кучмы Л.Д. 30.12.2004 (!) получил воинское звание «генерал-полковник». Какие-то странные стандарты предлагает обществу новая команда военных реформаторов...
Каждая семья, отдавая сына в армию, надеется, что он встретит там настоящих воспитателей и командиров, получит воинскую специальность и будет нужен обществу и семье. Кто остановит в армии этот опасный «конвейер»? Это должны сделать и Верховная Рада Украины, и Президент Украины, который является гарантом соблюдения прав и свобод всех украинцев — и солдат срочной службы в том числе.
Выпуск газеты №:
№224, (2005)Section
Подробности