Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кто ответит за пустую трубу?

Шансы на преодоление последствий нефтяного «патриотизма» сохраняются
13 апреля, 00:00

Наконец-то Украина получила из Одессы не первоапрельскую шутку, а реальное радостное известие. Здесь начала работу госкомиссия по приему в эксплуатацию нефтепровода Одесса—Броды. Завершена подготовка к приему первого танкера, и в ближайшие недели ОАО «Укртранснафта» намерена начать загрузку терминала «Южный» технологической нефтью.

Многострадальный украинский нефтепровод, замышлявшийся как инструмент укрепления независимости путем диверсификации энергетических потоков, шедших в Украину почти исключительно из России, становится в строй только тогда, когда большая часть украинских нефтеперерабатывающих заводов уже принадлежит российским компаниям, не нуждающимся в каспийской нефти. Таким образом, за украинской трубой остается лишь транзитная функция, вписывающаяся в создающийся евроазиатский нефтетранспортный коридор, основой которого и должна стать эта труба. Остается лишь выяснить, а нужна ли Европе дополнительная нефть?

В среду на этот вопрос был получен положительный ответ. Американская компания Hаlliburton KelloggBrown&Root и Кембриджская ассоциация энергетических исследований, изучив коммерческую целесообразность нефтепровода Одесса—Броды, пришли к выводу о наличии на европейском рынке спроса на каспийскую нефть. Как сообщила «Дню» пресс-служба «Укртранснефти», итоги исследования были представлены на заседании рабочей группы по проекту евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) во главе с первым вице-премьером Олегом Дубиной.

Правда, Hаlliburton назвала лишь потенциальных покупателей каспийской нефти, в частности, западноукраинские, чешские, польские и немецкие нефтеперерабатывающие предприятия. По мнению ее экспертов, на начальном этапе работы (до 2005—2006 гг.) трубопровод Одесса-Броды будет загружен не на полную мощность. И это понятно, ведь сегодня труба заканчивается в Украине. Дальнейшие перспективы этого проекта связаны со строительством участка по территории Польши (Броды-Гданьск), а также от реализации проекта интеграции нефтепроводов «Дружба—Адрия». Американские специалисты отмечают, что результаты исследования позволяют признать целесообразным дальнейшую работу по проекту ЕАНТК и советуют создать организационную группу, которая впоследствии могла бы стать центральным органом международного консорциума по управлению нефтепроводом. Словом, с двухлетним опозданием начнется реализация предложения СНБО Украины, отвергнутого правительством Виктора Ющенко, пытавшего ориентироваться в этом вопросе лишь на собственные силы.

В тот же день, когда американские советники оглашали свой «вердикт» по Одессе—Бродам, премьер-министры России и Украины Михаил Касьянов и Анатолий Кинах вели переговоры по согласованию плана строительства магистрального трубопровода «Адрия—Дружба», который соединит трубопроводные системы двух стран с портами в Хорватии. В июне этого года на заседании межправительственной комиссии в Киеве предполагается подписать все необходимые соглашения на этот счет, чтобы, как сказал М.Касьянов, в кратчайшее время, желательно до конца года, проект был запущен.

Эксперты «Дня» отмечают его блестящие перспективы, позволяющие российской и каспийской нефти в скором времени выйти не только на европейский, но (с учетом глубоководности порта Омишаль) и на американский рынок. Один из весьма авторитетных специалистов, прогнозируя возможности заполнения нефтью пока еще пустой трубы, пошутил, что первый танкер придет в Одессу еще до того, как в Украине будет создано новое правительство.

Вице-президент международного фонда «Стратегия-1» Михаил Гончар сказал «Дню», что в Украине наблюдаются несколько завышенные ожидания в отношении ЕАНТК. По его мнению, проект, развивавшийся с нарушенной логикой, когда сначала построили, а теперь сушат голову над тем, что с ним делать, не может не сталкиваться со сложностями. Понимая это, проект Одесса—Броды оставил один из его «отцов» Любомир Буняк, выигравший выборы мэра Львова. По словам Гончара, он сделал это не случайно и не только потому, что стал заниматься «избирательными делами». «Он решил избежать дальнейшей ответственности, потому что всегда считал, что главное построить трубу, а потом уже к ней будет стоять очередь танкеров. Спрашивается: труба есть, а где танкеры? Буняк умыл руки и теперь будет говорить: вот я сделал, а без меня ничего дальше не движется. Но вопросами поставки нефти на нефтепровод Буняк никогда не занимался и не хотел этого делать». Гончар считает, что построить трубу и ввести ее в коммерческую эксплуатацию — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Тем не менее, по словам М.Гончара, нынешние сложности нельзя назвать неестественными или неожиданными. Не с меньшими проблемами, по его мнению, сталкиваются и другие подобные проекты. У нас сейчас идет «нудный» и, естественно, конфиденциальный переговорный процесс с потенциальными партнерами, сказал эксперт и отметил, что не видит сейчас серьезных проблем на пути реализации этого проекта. Идет конкуренция за каспийскую нефть. Еще недавно в Украине считали, что тут победит тот, кто первый построит трубу. Эту гонку Украина выиграла, ну и что? «Быть в этом вопросе на коне, — утверждает М.Гончар, — Украина могла бы в том случае, если бы «вскочила» в конце 90-х годов в консорциум, занимающийся добычей каспийской нефти. Взять тогда всего лишь полпроцента акций этого консорциума — и теперь была бы совсем другая ситуация. Но тогдашние премьеры Павел Лазаренко и Валерий Пустовойтенко не обращали на это внимания, хотя говорили много. А сегодня мы посторонние в этой игре».

М.Гончар привел мнение известного американского эксперта Эдварда Чау, который был советником по энергетическим вопросам президента Грузии, а сейчас консультирует «Укртранснефть», о том, что с помощью супертанкеров нефть из Омишаля можно транспортировать на американский континент. По мнению Гончара, этого можно ожидать не ранее, чем в следующем году, тогда как первый коммерческий танкер в порту Южном, по самым оптимистическим прогнозам, как считает Гончар, может появиться в конце нынешнего года. При этом никто еще не может сказать, а сколько же нефти будет транспортироваться. Здравый смысл пока хоть и с опозданием, но побеждает, интерес к этому проекту есть, говорит Гончар и добавляет: Украина должна и дальше его лоббировать на всех уровнях, если собирается получить результаты проекта Одесса—Броды.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать